Комментарии к законам

Статья 788. Прямое смешанное сообщение. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.



Комментарий к статье 788
1. Прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется: а) участием в перевозке не менее двух перевозчиков различных видов транспорта; б) составлением на всю перевозку от пункта отправления до пункта назначения одного (единого) транспортного документа. В этом случае возникают дополнительные транспортно-правовые вопросы, связанные с особенностями условий таких перевозок, организацией взаимоотношений перевозчиков различных видов транспорта.
2. Комментируемая статья предусматривает принятие закона о прямых смешанных перевозках. Организации соответствующих видов транспорта на основании этого закона должны заключать соглашения о взаимоотношениях и порядке организации таких перевозок. До принятия закона перевозки в прямом смешанном сообщении регулируются нормами, содержащимися в ТУЖД (ст. 68 - 85), КВВТ (ст. 104 - 114), УАТ (ст. 105 - 123). При этом ст. 145 ТУЖД предусматривает, что нормы устава в части прямого смешанного сообщения действуют до введения в действие закона, предусмотренного ст. 788 ГК.
В части, не противоречащей ГК, действуют правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, утвержденные транспортными министерствами. Наиболее важные из них - Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. транспортными Министерствами 24.04.56, с последующими изменениями (Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта N 20 за 1956 г.), которые подробно регламентируют отношения железнодорожного, речного и морского перевозчиков. Судебная практика признает эти Правила сохранившими свое значение (Вестник ВАС РФ, 1997, N 1, с. 48).
3. Договор перевозки в смешанном сообщении заключает перевозчик, принявший груз к перевозке. При этом грузоотправитель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой. Перевозка оформляется транспортной накладной, которая сопровождает груз на всем пути следования и выдается вместе с грузом грузополучателю конечным перевозчиком.
4. В прямое смешанное сообщение включаются железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозке грузов. Морские и речные порты, автостанции, аэропорты считаются участниками этого сообщения с момента письменного извещения об их включении в перечни, утвержденные соответствующими федеральными органами. Перечни подлежат обязательной публикации в сборниках правил перевозок и тарифов (ст. 70 ТУЖД, ст. 105 КВВТ).
5. Не допускаются к перевозке в прямом смешанном сообщении грузы наливом в цистернах, а также лес в плотах. Существуют ограничения, устанавливаемые правилами при перевозке скоропортящихся и опасных грузов, а также грузов, которые должны перевозиться в сопровождении отправителей или получателей (ст. 71 ТУЖД, ст. 108 КВВТ).
ТУЖД и КВВТ, а также правила регламентируют порядок передачи грузов с одного вида транспорта на другой, возлагают на соответствующий вид транспорта перегрузку груза, оборудование перевозочных средств; определяют сроки доставки грузов; порядок взимания платы за перевозку и т.п.
6. Существенным условием исполнения перевозки в прямом смешанном сообщении является перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Перевалку непосредственно осуществляют станции и порты примыкания. Их взаимоотношения определяются соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет. В случае изменения технического оснащения или технологии работы узловое соглашение по предложению заинтересованной стороны может быть досрочно пересмотрено. В узловых соглашениях учитывается специфика работы пунктов перевалки грузов (порядок приема и сдачи грузов, сроки погрузки и выгрузки, порядок подачи и уборки вагонов, осуществление взаимной информации о подходе транспортных средств и т.п.).
При рассмотрении споров, связанных с узловыми соглашениями, арбитражные суды руководствуются инструктивными указаниями Госарбитража СССР от 11.06.76 N И-1-17 (Систематизированный сборник инструктивных указаний Госарбитража СССР. М., 1983. С. 242) с учетом действующего законодательства Российской Федерации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам