Комментарии к законам

Статья 21. Ответственность за создание незаконных детективных и охранных предприятий. Комментарий к статье 21



1. В связи с тем что по содержанию частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц (см. также Определение Конституционного Суда РФ N 32-О от 14 января 2003 г.), в целях дополнительной защиты общественных интересов законодатель предусматривает ответственность за создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений, служб безопасности в нарушение требований настоящего Закона.
Комментируемая статья носит отсылочный характер и не предусматривает конкретных составов и санкций за осуществление частной детективной и охранной деятельности в нарушение требований настоящего Закона.
Выше уже анализировались последствия, связанные с осуществлением частной детективной и охранной деятельности с нарушением лицензионных требований. В зависимости от характера и тяжести нарушения по решению лицензирующего органа действие лицензии может быть приостановлено, а в случае неустранения выявленных нарушений лицензия может быть аннулирована.
2. Однако комментируемая статья предусматривает в первую очередь ответственность именно за создание незаконных охранных и детективных предприятий, что следует из самого названия статьи и раздела. При этом под незаконными охранными и детективными предприятиями в настоящей статье понимается осуществление деятельности без регистрации либо без получения соответствующей лицензии.
В зависимости от характера последствий деятельности незаконных охранных и детективных предприятий может наступить административная либо уголовная ответственность.
Так, на основании п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ при осуществлении частной детективной и охранной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица наступает административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.
Если же частная детективная и охранная деятельность осуществляется без лицензии, то такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
При этом согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать руководителей и других работников юридического лица, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственных функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 14.2 КоАП РФ в случае осуществления частной детективной и охранной деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, наступает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Если же охранная и детективная деятельность осуществлялась без регистрации или с нарушением правил регистрации либо в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения, а также при осуществлении деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то наступает уголовная ответственность руководителей указанных ЧОП и детективов по ст. 171 УК РФ в виде наложения штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев.
В части 2 ст. 171 УК РФ предусмотрены квалифицированные составы (организованная группа, особо крупный размер) этого же уголовного правонарушения, влекущие более тяжелое наказание.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
11 марта 1992 года
N 2487-1
ПРИЛОЖЕНИЕ
К КОММЕНТАРИЮ К ЗАКОНУ РФ "О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ
И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
При проверке теоретических знаний частных детективов и частных охранников нормативных правовых актов Российской Федерации устанавливается знание положений:
1) федеральных законов:
- статей 1 - 6, 9, 12, 13, 21, 22, 24 - 27 Федерального закона "Об оружии";
- статей 37 - 39, 203, 222, 224 и 225 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- статей 14.2, 17.12, 19.1, части 1 ст. 19.4, части 1 ст. 19.5, статей 19.20, 19.23, частей 1 и 2 ст. 20.8, статей 20.9, 20.12 и 20.13, 20.16, 20.17, 20.19 и 20.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- статей 16 - 18 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
2) Правил применения частными детективами и охранниками специальных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587;
3) тактико-технических характеристик огнестрельного оружия, гладкоствольных охотничьих ружей, назначения и устройства их основных частей и механизмов, а также мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием;
4) правил оказания доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения при огнестрельных ранениях, поражении слезоточивыми и раздражающими веществами, усвоения неотложных действий по направлению потерпевших в лечебные учреждения, охране места происшествия и информированию органов внутренних дел.
Проверка теоретических знаний частных детективов и частных охранников осуществляется с использованием карточек опроса, каждая из которых должна иметь по 10 вопросов и не менее 2 вариантов ответов по ним с одним правильным. При наличии двух и более ошибочных ответов проверяемому выставляется неудовлетворительная оценка.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 13.06.1996 N 63-ФЗ <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ОТ 30.12.2001 N 195-ФЗ <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОРУЖИИ"
ОТ 13.12.1996 N 150-ФЗ <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ)
ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ОТ 14 АВГУСТА 2002 Г. N 600 <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ПОЛОЖЕНИЕ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ)
ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ПОЛОЖЕНИЕ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ)
СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ВОПРОСЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ОХРАННОЙ
И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ОТ 14 АВГУСТА 1992 Г. N 587 <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ, ЧАСТНЫХ
ДЕТЕКТИВОВ (СЫЩИКОВ) И РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ НА ПРИГОДНОСТЬ
К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ"
ОТ 15 ИЮЛЯ 2005 Г. N 568 <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
ПОЛОЖЕНИЕ
"О ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК ЧАСТНЫХ
ОХРАННИКОВ, ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВОВ (СЫЩИКОВ) И РАБОТНИКОВ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ
НА ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ" <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
Приложение N 53
к Инструкции по работе
органов внутренних дел
по контролю за оборотом
гражданского и служебного
оружия и патронов к нему
ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ
ОРУЖИЕМ САМООБОРОНЫ <*>
--------------------------------
<*> Не приводятся.
ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ГАЗОВЫМ ОРУЖИЕМ <*>
--------------------------------
<*> Не приводятся.
ЗАО Юстицинформ, 2006




Вернутся в раздел Комментарии к законам