Комментарии к законам

Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников. Комментарий к статье 19



1. В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ (ред. от 13 декабря 2002 г.) "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об обязательном страховании) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
При этом обязательное страхование распространяется как на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, так и на работающих граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствующие фонды (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).
Согласно п. 2 ст. 6 Закона об обязательном страховании к субъектам обязательного социального страхования относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
С 1 января 2001 г. частью второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (далее - ЕСН), который заменил многие действовавшие страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. При этом в ст. 11 Вводного закона N 118 указано, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Таковым является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (ред. от 22 апреля 2003 г.) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (ред. от 31 декабря 2002 г.) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании).
2. Охранные предприятия, в штате которых работают по трудовым договорам частные охранники, являются страхователями и уплачивают следующие обязательные платежи, связанные с обязательным страхованием охранников.
На основании ст. 236 НК РФ с суммы начисленной заработной платы и иных вознаграждений в пользу частных охранников, работающих по трудовому договору или привлеченных для оказания охранных услуг по гражданско-правовому договору, подлежит уплате ЕСН. Порядок определения налоговой базы по ЕСН указан в ст. 237 НК РФ, а ставки ЕСН - в ст. 241 НК РФ. Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями, к которым относятся и охранные предприятия, определены в ст. 243 НК РФ.
В соответствии со ст. 10 Закона о пенсионном страховании объект обложения и база для начисления пенсионных страховых взносов идентичны объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо (частного охранника) в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов указан в ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании. Однако в течение 2005 - 2007 гг. для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются ставки страховых взносов, установленные в ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН) уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом о пенсионном страховании.
С суммы начисленной частному охраннику заработной платы и иных вознаграждений по трудовому договору подлежит начислению и уплате также страховой взнос от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом следует иметь в виду, что если частный охранник привлекается охранным предприятием по гражданско-правовому договору, то тогда согласно п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ частные охранники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, только если в соответствии с указанным договором страхователь (охранное предприятие) обязан уплачивать страховщику (Фонд социального страхования) страховые взносы.
3. В соответствии со ст. 11 НК РФ частные детективы для целей применения налогового законодательства признаются индивидуальными предпринимателями. В случае если частный детектив нанимает по трудовому договору работников, у него возникают такие же обязательства по уплате обязательных платежей, как и у охранного предприятия. Иными словами, с сумм заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых частным детективом по трудовому договору, необходимо исчислить и уплатить ЕСН, пенсионные страховые взносы и страховой взнос от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Однако помимо уплаты ЕСН и страховых взносов с заработной платы работников частный детектив уплачивает ЕСН с суммы получаемого дохода за себя самого. При этом согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база определяется как сумма доходов, полученных частным детективом за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ. Ставка ЕСН, уплачиваемого частным детективом как индивидуальным предпринимателем, указана в п. 3 ст. 241 НК РФ, а порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН определены в ст. 244 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что частные детективы на основании п. 1 ст. 245 НК РФ не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
Однако частные детективы могут уплачивать за себя страховые взносы в ФСС в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Объект обложения и база для исчисления пенсионных страховых взносов частным детективом за себя идентичны объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН.
4. Указанные выше виды страховых платежей и ЕСН, который также предназначен для мобилизации средств для реализации права частных охранников и детективов на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, подлежат уплате охранными предприятиями и частными детективами на основании соответствующих федеральных законов, в которых определены порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 N 59-ФЗ, убрали из текста части 2 комментируемой статьи формулировку "работающие по найму".
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ст. ст. 3, 935 и 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется в силу федерального закона, определяющего порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования.
В этой связи, хотя ч. 2 комментируемой статьи и предусмотрено обязательное страхование частных охранников и детективов, однако не определены порядок и условия его проведения, в том числе объект страхования, порядок осуществления страховых выплат.
Таким образом, ч. 2 комментируемой статьи не подлежит применению до того момента, как в установленном законодательством порядке будут определены порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования (см. также письмо Минфина России от 17 октября 1997 г. N 16-00-17-70).
В этой связи страхование охранников считается добровольным. Причина в том, что тарифы обязательного страхования должны утверждаться соответствующими законами. Так гласит ст. 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Тарифы же по страхованию охранников Законом не утверждены.
Тем не менее ЕСН со страховки охранников платить не нужно. Такая льгота предусмотрена пп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ. НДФЛ со своей страховки охранники также не платят. Это предусмотрено пп. 3 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ.
5. Часть 3 комментируемой статьи декларирует гарантии правовой защиты частных охранников, предусматривая ответственность лиц, оказывающих сопротивление при их задержании, угрожающих и причиняющих насилие или покушающихся на жизнь сотрудников предприятий, занимающихся оказанием охранных услуг.
Так, например, грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, является квалифицированным составом хулиганства, предусмотренного в ч. 2 ст. 213 УК РФ.
Раздел VII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЧАСТНОЙ
ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ




Вернутся в раздел Комментарии к законам