Комментарии к законам

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны. Комментарий к статье 11



1. На основании ч. 1 комментируемой статьи частную охранную деятельность может осуществлять только юридическое лицо. В понятие охранной деятельности входят услуги, указанные в ч. 3 ст. 3 настоящего Закона: защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества собственника, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и т.д. (см. комментарий к ст. 3).
Таким образом, если частной детективной деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, то при оказании охранных услуг стороной в договоре может быть только юридическое лицо, специально учрежденное для осуществления охранной деятельности.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В связи с тем что оказание охранных услуг предполагает возмездность, то юридические лица, создаваемые для осуществления охранной деятельности, преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и, следовательно, на основании ст. 50 ГК РФ могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных для коммерческих организаций. Так, согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Применительно к охранным предприятиям последние могут создаваться в форме хозяйственных обществ, товариществ, не исключено также создание охранного предприятия в форме производственного кооператива. На практике наибольшее распространение получило создание частных охранных предприятий (далее - ЧОП) в форме хозяйственных обществ, а именно закрытого акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью.
В связи с тем что содержание частной охранной деятельности аналогично деятельности, осуществляемой на публичной основе правоохранительными государственными органами, создание государственных или муниципальных охранных предприятий маловероятно.
Еще одной важной характерной особенностью ЧОП является их специальная правоспособность. В соответствии со ст. 49 ГК РФ подавляющее большинство юридических лиц имеют общую правоспособность, т.е. могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Формулировка ч. 1 комментируемой статьи "специально учреждаемых для их выполнения" указывает на то, что юридические лица, созданные для оказания частных охранных услуг, не могут заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности и, следовательно, имеют специальную правоспособность. Данное ограничение, установленное законодателем, оправдывается особенностями осуществляемой деятельности и направлено на устранение злоупотреблений в сфере предпринимательства, которые возможны со стороны охранных предприятий в силу их особого статуса и наличия вооружения и спецсредств.
2. Еще одно ограничение частной охранной деятельности выражается в исключении ряда объектов охраны из ведения частных охранных предприятий. Такое исключение проведено в целях четкого разграничения компетенции государственных правоохранительных органов, осуществляющих охрану объектов, имеющих стратегическое государственное значение либо культурное значение федерального или регионального уровня, от сферы ведения ЧОП. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, Перечень которых утверждается Правительством РФ. Такой Перечень утвержден в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (ред. от 17 ноября 2004 г.) "Вопросы частной детективной и охранной деятельности".
Так, к объектам, на которые не распространяется частная охранная деятельность, относятся:
здания высших и местных органов государственной власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
здания Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховных судов и Высших арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских судов и арбитражных судов, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, районных (городских) народных судов и военных судов, органов прокуратуры;
дипломатические представительства и консульства;
учреждения Центрального банка РФ;
денежные кассы государственных предприятий, учреждений, организаций;
государственные объекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов;
государственные объекты микробиологической и фармацевтической промышленности, а также объекты по хранению и переработке наркотических и токсичных веществ, сильнодействующих ядов и химикатов, психотропных веществ и препаратов;
государственные предприятия по добыче, переработке, использованию и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них и других валютных ценностей;
музеи, библиотеки, архивы, историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы государственного и республиканского значения;
государственные, республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга телевизионные и радиовещательные компании, их приемно-передающие центры;
объекты войсковых частей и соединений, склады мобилизационного резерва, расположенные на территории РФ;
крупные гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции в населенных пунктах республиканского, краевого и областного подчинения, метрополитены и другие объекты жизнеобеспечения;
объекты Минатома России, ФСБ России, МВД России, МИДа России, Минобороны России, Минпромнауки России, МПС России, Минсвязи России, Минэнерго России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, ГТК России, СВР России, МНС России, ФСКН России, Госатомнадзора России, ФСО России, МЧС России, Росархива, Росрезерва, Российской академии наук, Госстроя России (административное здание в г. Москве, ул. Строителей, д. 8, корп. 2), Информационного телеграфного агентства России, Российского информационного агентства "Новости";
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера;
Российское космическое агентство;
предприятия и организации, производящие спирт этиловый из всех видов сырья;
Всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан";
Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также его управления (отделы) в субъектах РФ;
Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
3. На основании ч. 2 комментируемой статьи охранная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Порядок и условия выдачи лицензии на осуществление охранной деятельности регулируются ст. 12 настоящего Закона, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности. Также в части, не противоречащей вышеуказанным нормативным актам, применяется Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (далее - Инструкция МВД о порядке лицензирования).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, утвердившему Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, выдача лицензий на негосударственную (частную) охранную деятельность производится уполномоченным территориальным органом МВД России.
В Москве выдачей лицензий на частную охранную деятельность занимается Управление по лицензионно-разрешительной работе по контролю за частной детективной и охранной деятельностью (далее - УЛРР) при ГУВД г. Москвы.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании для получения лицензии на осуществление охранной деятельности юридическое лицо, специально созданное для этой деятельности, подает заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемой деятельности по форме, утв. приложением 3 к Инструкции МВД о порядке лицензирования, и нотариально заверенные копии следующих документов:
а) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
б) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием ИНН;
г) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организации квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом о частной детективной и охранной деятельности в РФ.
При этом копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
В дополнение к указанным документам ст. 12 Закона предусматривается представление в соответствующий орган внутренних дел охранным предприятием, претендующим на получение лицензии, записки, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования. Соответственно, в уполномоченный на выдачу лицензии орган внутренних дел необходимо подать копию документа (диплома), свидетельствующего о наличии у руководителя организации - заявителя высшего образования. Также на основании ч. 5 комментируемой статьи руководителю охранного предприятия запрещено совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Пункт 2.2.3 Инструкции МВД о порядке лицензирования требует от гражданина, претендующего на должность руководителя ЧОП, представления лицензирующему органу индивидуальной лицензии на оказание охранной деятельности. В связи с тем что в свете нового лицензионного законодательства гражданам не может быть выдана лицензия на оказание охранных услуг, то Инструкцию МВД следует применять с учетом Положения о лицензировании.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании одним из необходимых лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона о частной детективной и охранной деятельности и подтвержденной удостоверениями охранника (см. комментарий к статье 11.1).
Юридическому лицу, подавшему заявление на получение лицензии, также необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. На основании подпункта 71 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина взимается в размере 300 рублей за рассмотрение заявления и 1000 рублей - за предоставление лицензии.
Согласно ч. 3 ст. 12 комментируемого Закона и п. 2.2.5 Инструкции МВД о порядке лицензирования органы внутренних дел, как и в случаях выдачи лицензии частным детективам, вправе проверять и устанавливать достоверность сведений в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии охранному предприятию. При этом проверка может осуществляться путем:
а) собеседования с лицом, претендующим на получение лицензии (заявителем);
б) запросов в соответствующие информационные центры системы МВД России о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления;
в) запросов в наркологические и психдиспансеры о нахождении граждан, претендующих на должность руководителя ЧОП, частных охранников, на учете в указанных диспансерах;
г) запросов в отделы кадров правоохранительных органов, учреждений и организаций по местам прежней работы (службы) граждан, претендующих на должность руководителя ЧОП, частных охранников;
д) сбора информации оперативно-розыскного характера.
В любом случае на основании п. 6 Положения о лицензировании уполномоченный орган внутренних дел принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней.
В случае выдачи юридическому лицу охранной лицензии информация о выданной лицензии заносится в реестр лицензий, который ведет уполномоченный ОВД. В реестре указываются: полное наименование лицензирующего органа; полное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения лицензиата, его код по ОКПО, ИНН; сведения об учредителях ЧОП; дата принятия решения о предоставлении лицензии, ее номер и срок действия; виды охранной деятельности; сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и даты приостановления и возобновления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии.
Согласно п. 11 Положения о лицензировании в случае изменения места нахождения либо замены руководителя охранной организации лицензиат обязан в 5-дневный срок письменно уведомить об этом орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.
Также ЧОП обязан в 5-дневный срок в письменной форме уведомить органы внутренних дел о начале и об окончании оказания услуг по охране имущества по месту нахождения учетного дела и по месту охраны имущества, а при его транспортировке - ОВД по месту нахождения учетного дела.
В соответствии с п. 13 Положения о лицензировании в случае принятия уполномоченным ОВД решения о приостановлении действия лицензии, ликвидации юридического лица или добровольного отказа ЧОП от лицензии ЧОП обязан в 5-дневный срок после получения уведомления о приостановлении действия лицензии, принятии решения о ликвидации юридического лица или добровольного отказа от лицензии сдать в лицензирующий орган лицензию и удостоверения охранника.
В случае принятия решения о возобновлении действия лицензии указанные документы подлежат возврату в течение трех дней после принятия такого решения.
4. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона к охранным услугам относятся также проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации. Однако для осуществления данного вида деятельности необходимо получение отдельной лицензии.
В случае если охранное предприятие планирует оказывать наряду с другими видами охранных услуг услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, то, во-первых, этот вид деятельности должен быть указан в уставе охранного предприятия, во-вторых, помимо охранной лицензии требуется получить лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Порядок получения лицензии определен в Положении о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании работ по монтажу и обслуживанию средств ОПС), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373 (ред. от 3 октября 2002 г.).
До принятия нового Закона о лицензировании и Положения о лицензировании работ по монтажу и обслуживанию средств ОПС охранному предприятию для оказания данного вида услуг требовалось в соответствии с Инструкцией МВД о порядке лицензирования получить положительное заключение соответствующего органа Государственной противопожарной службы, подразделения вневедомственной охраны МВД России на охранные услуги, связанные с проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации.
По новому лицензионному законодательству производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, молниезащиты, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Лицензирование данных работ осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств ОПС для получения лицензии охранному предприятию необходимо представить в уполномоченный орган МЧС России следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
лицензируемой деятельности, которую охранное предприятие намерено осуществлять;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя ЧОП либо руководителя структурного подразделения ЧОП, которое будет осуществлять деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании п. 3 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств ОПС являются:
а) наличие у руководителя ЧОП либо руководителя структурного подразделения ЧОП, осуществляющего лицензируемую деятельность, высшего или среднего специального образования и стажа работы в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
б) наличие у специалистов ЧОПа (состоящих в штате или привлекаемых на законном основании), возглавляющих производственные участки (бригады), среднего или дополнительного профессионального образования и стажа работы в области лицензируемой деятельности не менее трех лет;
в) прохождение работниками ЧОПа (состоящими в штате или привлекаемыми на законном основании) соответствующей первоначальной подготовки;
г) повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации руководителя ЧОП либо руководителя структурного подразделения ЧОП, осуществляющего лицензируемую деятельность, а также их специалистов (состоящих в штате или привлекаемых на законном основании);
д) наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемой деятельности зданий, помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и контроля качества работ, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
е) использование при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия;
ж) наличие системы контроля качества лицензируемой деятельности;
з) выполнение требований нормативных правовых актов и документов нормативно-технического характера, регламентирующих лицензируемую деятельность.
Уполномоченный орган МЧС России принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Для проведения оценки соответствия ЧОП лицензионным требованиям и условиям МЧС России имеет право привлекать специалистов научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, надзорных органов и независимых экспертных организаций.
Лицензия на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предоставляется на 5 лет.
Порядок осуществления контроля за соблюдением ЧОП лицензионных требований определен в Положении о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств ОПС. Порядок же приостановления и аннулирования действия лицензии регулируется Законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
5. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством РФ.
Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, дан в приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (ред. от 4 апреля 2005 г.) (далее - Постановление Правительства РФ N 587). Перечень видов спецсредств частных охранников идентичен перечню видов спецсредств, используемых частными детективами. Так, в охранной деятельности используются резиновые палки, наручники, защитный шлем и защитный жилет отечественного производства.
Перечень видов вооружения частных охранников дан в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ N 587, изложенном в новой редакции, внесенной Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2005 года N 179.
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "Об оружии" оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное и боевое ручное стрелковое и холодное.
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.
Указанное в пункте 2 приложения N 3 к Постановлению Правительства РФ N 587 гражданское оружие, которое может находиться на вооружении охранников, относится к оружию самообороны по классификации гражданского оружия, данной в статье 3 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ.
Так, на вооружении охранника могут находиться сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
а) огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства;
б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;
в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;
г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов РФ и нормам Минздравсоцразвития России.
Также в вооружение охранника входят сертифицированные в установленном порядке патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия, соответствующие нормам Минздравсоцразвития России.
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов.
На основании пунктов 1 и 3 приложения N 3 к Постановлению Правительства РФ N 587 в вооружение охранника входят сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:
а) пистолеты и револьверы отечественного производства;
б) ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные отечественного производства;
в) патроны к служебному оружию отечественного производства.
В приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ N 587 четко указано на необходимость использования в вооружении охранников только сертифицированного оружия.
В соответствии со статьей 7 Закона об оружии все производимые на территории РФ, ввозимые на территорию РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.
Организация проведения работ по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2000 N 86 были утверждены Правила проведения сертификации гражданского и служебного оружия (зарегистрировано в Минюсте РФ от 11.03.2001 N 2601).
Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ.
Патроны к служебному оружию также должны соответствовать требованиям государственных стандартов РФ.
6. Согласно ст. 25 Федерального закона "Об оружии" порядок приобретения, учета, хранения и ношения оружия должен определяться Правительством РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (ред. от 4 апреля 2005 г.) были утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (далее - Правила). Следует отметить, что Законом об оружии оружие, предназначенное для использования работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, относится к служебному оружию. А сами частные охранные и детективные предприятия объединены Законом об оружии понятием "юридические лица с особыми уставными задачами".
Согласно п. 20 Правил частные охранные предприятия приобретают оружие и патроны в соответствии с установленными нормами их обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2005 года N 179 Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 N 587 было дополнено приложением N 5, установившим нормы обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами.
Так, служебные пистолеты и револьверы отечественного производства допустимо приобретать охранному предприятию из расчета не более одной штуки на четырех охранников, а служебные гладкоствольные длинноствольные ружья и карабины отечественного производства из расчета не более одной штуки на двух охранников. В свою очередь, служебные пистолеты и револьверы под патрон травматического действия, огнестрельное бесствольное и газовое оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники можно приобретать из расчета по одной штуке на одного охранника.
В разделе 2 приложения N 5 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 N 587 предусмотрены нормы патронов к оружию и определены неснижаемый запас патронов на единицу оружия, расход патронов на проверку боя оружия и приведение его к нормальному бою на единицу оружия в год, расход патронов на учебную стрельбу на каждого охранника в год, расход патронов для проведения контрольного отстрела.
Например, для служебных пистолетов установлен неснижаемый запас патронов в размере 20 патронов на один пистолет; в год допустимо расходовать 8 патронов для проверки боя оружия; один охранник может израсходовать не более 80 патронов в год на учебную стрельбу и 5 патронов определено для проведения контрольного отстрела. Для огнестрельного бесствольного и газового оружия нормирование патронов не регламентируется.
Порядок приобретения частными охранными предприятиями служебного оружия в собственность, порядок учета данного оружия, правила хранения и ношения оружия определены в Инструкции по контролю за оборотом оружия, утв. Приказом МВД РФ от 12.04.1998 N 288.
В соответствии со статьей 12 Закона об оружии юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Пункт 3 раздела 2 Инструкции по контролю за оборотом оружия относит выдачу лицензий на приобретение служебного оружия частными охранными предприятиями к компетенции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
В свою очередь, выдача разрешения на хранение и использование оружия частными охранными предприятиями, а также выдача разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам данных предприятий осуществляется городскими, районными, районными в городах УВД, УВД УРО МВД России.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан РФ, а также руководителей охранных предприятий, служб безопасности. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - 6 месяцев со дня выдачи лицензии. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи. Согласно ст. 23 Закона об оружии за выдачу лицензий на приобретение оружия, разрешений на хранение или хранение и ношение взимаются единовременные сборы. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов, и утверждаются Правительством РФ. В развитие данных нормативных положений было принято Постановление Правительства РФ от 8 июня 1998 г. N 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление срока их действия" (ред. от 04.08.2005). Порядок приема, рассмотрения и оформления материалов о выдаче лицензий и разрешений определен в разделе 3 Инструкции по контролю за оборотом оружия.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об оружии приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия охранным предприятиям выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Выдача оружия работникам охранных предприятий осуществляется по решению руководителей этих предприятий после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.
Приказом МВД РФ от 15.07.2005 N 568 был утвержден Порядок проведения органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (см. комментарий к статье 16).
Порядок учета оружия и патронов, имеющихся у охранных предприятий, служб безопасности, порядок проведения инвентаризации оружия и патронов, требования к размещению оружия, хранилищ, контроль за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия и патронов определены в гл. 18 - 21 Инструкции по контролю за оборотом оружия. (см. также п. п. 9, 10 комментария к ст. 5).




Вернутся в раздел Комментарии к законам