1. Регулирование лицензирования частной детективной деятельности осуществляется на основании норм комментируемой статьи, Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600, утвердившего Положение о лицензировании частной детективной деятельности. Инструкцию о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью следует применять в части, не противоречащей указанным выше нормативным актам, регулирующим вопросы лицензирования. Следует отметить, что изменения, внесенные Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, связаны были именно с приведением Закона о детективной и охранной деятельности в соответствие с новым Законом о лицензировании. Так, из текста прежней редакции комментируемой статьи были исключены положения о сроке выдачи лицензии органом внутренних дел, о сроке лицензии, порядке и размере платежей за выдачу лицензии. Кроме того, из раздела 2 комментируемого Закона была исключена ст. 10, регулировавшая вопросы продления срока действия и аннулирования лицензии на частную сыскную деятельность.
2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и на основании Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, утвердившего Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, выдача лицензий на негосударственную (частную) сыскную деятельность производится уполномоченным территориальным органом МВД РФ.
В соответствии с п. 1.1 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, МВД России, МВД республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации имеют право выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную деятельность. Так, городские районные органы внутренних дел выдают, продлевают срок действия, аннулируют лицензии в пределах обслуживаемой территории. Решение о выдаче лицензии принимает начальник соответствующего органа внутренних дел (или его заместитель по милиции общественной безопасности), который подписывает лицензию и удостоверение частного детектива.
В Москве выдачей лицензий на частную детективную деятельность занимается Управление по лицензионно-разрешительной работе по контролю за частной детективной и охранной деятельностью (далее - УЛРР) при ГУВД г. Москвы.
3. В статье 9 Закона N 128-ФЗ установлен перечень документов, которые обязан представить в лицензирующий орган соискатель лицензии. При этом в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами. При выдаче лицензии на осуществление сыскной деятельности таковым является Закон о частной детективной и охранной деятельности.
На основании п. 5 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ N 600, для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий орган следующие документы:
1) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица;
фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность (если заявление подает ПБОЮЛ);
лицензируемой деятельности;
Форма заявления предусмотрена в приложении 1 к Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
3) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.
В прежней редакции Закона N 128-ФЗ размер лицензионного сбора был установлен в статье 15.
В соответствии с новой редакции статьи 15 Закона N 128-ФЗ (от 02.11.2004 N 127-ФЗ) за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в НК РФ была введена новая глава 25.3 "Государственная пошлина".
Согласно подпункту 71 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии уплачивается 300 рублей, а за действия, связанные с предоставлением лицензии, - 1000 рублей. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается госпошлина в размере 100 рублей.
Также в орган внутренних дел необходимо представить копии документов, подтверждающих наличие у руководителя сыскной организации или индивидуального предпринимателя квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень документов, которые должен представить соискатель лицензии в дополнение к документам, указанным в Законе N 128-ФЗ и Постановлении Правительства РФ N 600. К ним относятся:
1) анкета. В приложении 5 к Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, предусмотрена форма анкеты, которую должен заполнить соискатель лицензии. В анкете обязательно следует указать номер домашнего телефона, отвечать на вопросы в полной форме ("не был, не участвовал, не состою"). Также обязательно наличие даты заполнения анкеты, подписи, фамилии и инициалов заявителя;
2) фотографии. Требуется две фотографии размером 4 х 6 см;
3) медицинская справка с заключением о пригодности заявителя по состоянию здоровья заниматься сыскной деятельностью (по форме, установленной Минздравом России).
Так, в Москве для получения справки соискатель лицензии подлежит освидетельствованию у терапевта, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, психиатра, хирурга и дерматовенеролога.
Следует иметь в виду, что основанием для отказа в выдаче лицензии являются следующие противопоказания, указанные в медицинской справке: отсутствие конечности, кисти, стопы; заболевания периферических сосудов (облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен и др.); хроническое заболевание нервной системы; хронические, часто обостряющиеся заболевания кожи; острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ниже 0,2 на другом или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом; стойкое снижение слуха любой этиологии (восприятие шепотной речи с расстояния менее 3 м); органические заболевания центральной нервной системы; алкоголизм, наркомания и токсикомания;
4) документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
5) сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Согласно п. 6.1 раздела 3 Наставления по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью, утв. Приказом МВД от 31 декабря 1999 г. N 1105, по указанию руководства органа внутренних дел оперативные сотрудники подразделений криминальной милиции могут проверять достоверность представленных сведений, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам лицензий на частную детективную деятельность.
В соответствии с п. 2.2.5 Инструкции, утв. Приказом МВД N 292, проверка осуществляется путем:
а) собеседования с лицом, претендующим на получение лицензии (заявителем);
б) запросов в соответствующие информационные центры системы МВД России о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления;
в) запросов в наркологические и психдиспансеры о нахождении заявителя на их учетах;
г) запросов в отделы кадров правоохранительных органов, учреждений и организаций по местам прежней работы (службы) заявителя;
д) сбора информации оперативно-розыскного характера.
Согласно ст. 9 Закона N 128-ФЗ, Постановлению Правительства РФ N 600, настоящему Закону от соискателя лицензии не допускается требовать представления иных документов, помимо предусмотренных в этих нормативных актах. Все документы, представленные в уполномоченный орган внутренних дел, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом. Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
4. Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 32-О от 14 января 2003 г. (далее - Определение N 32-О), поскольку частная детективная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и ч. 1 ст. 45), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности.
В части 4 комментируемой статьи предусмотрены такие квалификационные требования, содержащие перечень условий, при наличии которых соискателю лицензии отказывается в выдаче лицензии.
Так, лицензия не выдается:
1) гражданам, не достигшим 21 года;
2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. Условия, при которых лицо признается судимым, общие условия погашения или снятия судимости установлены в ст. 86 УК РФ;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям.
При применении данного основания необходимо исходить из позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении N 32-О. Так, в частности, КС РФ указывает, что лицензия на частную сыскную деятельность является документом, подтверждающим профессиональное соответствие осуществляющих ее лиц. Следовательно, основания к отказу в ее выдаче выступают, по сути, в качестве квалификационных требований.
Однако законодатель, установив, что лицензия не выдается лицам, которые были уволены по компрометирующим основаниям с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов, не закрепил перечень оснований, которые следует считать компрометирующими, а также не определил срок действия такого ограничения.
Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что соответствующие органы внутренних дел и суды общей юрисдикции принимают решения об отказе гражданину в выдаче лицензии исходя из одного только факта увольнения по компрометирующему основанию, относя к числу компрометирующих все основания увольнения с государственной службы, которые федеральное законодательство, регламентирующее эти вопросы, связывает с совершением виновного противоправного деяния (преступления, дисциплинарного проступка, порочащего проступка, выразившегося, в частности, в совершении административного правонарушения, и т.п.).
Однако в этом случае, по мнению КС РФ, гражданин претерпевает неблагоприятные правовые последствия, по сути, бессрочно, тогда как по общему правилу, закрепленному в отраслевом законодательстве (трудовом, административном, уголовном), негативные последствия привлечения гражданина к той или иной юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) в связи с совершением им конкретного правонарушения ограничены определенным сроком.
В этой связи КС РФ указывает, что применение судами общей юрисдикции п. 5 ч. 4 ст. 6 настоящего Закона вне системной связи с положениями отраслевого законодательства о перечне оснований увольнения с государственной службы, считающихся компрометирующими, и сроках претерпевания гражданином соответствующих неблагоприятных правовых последствий приводит к такому ущемлению права лица, претендующего на работу в качестве частного детектива, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), что не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями.
Исходя из вышеизложенного, КС РФ в Определении N 32-О указывает, что суды общей юрисдикции и иные правоприменители (арбитражный суд, ораны внутренних дел) должны, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела (давности увольнения по компрометирующему основанию лица, претендующего на получение лицензии, степени тяжести совершенного им проступка, его личных качеств и других обстоятельств), применять норму п. 5 ч. 4 ст. 6 Закона в системной связи с положениями отраслевого законодательства об ответственности за совершение конкретных правонарушений и сроках претерпевания гражданином неблагоприятных правовых последствий привлечения к юридической ответственности;
6) лицензия также не выдается бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.
Если гражданин не подаст всего комплекта документов, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, Постановлении Правительства РФ N 600, то орган внутренних дел отказывает в выдаче лицензии.
5. В пункте 3 ст. 9 Закона N 128-ФЗ установлены общие основания отказа в выдаче лицензии, которые применимы и к порядку выдачи лицензии на сыскную деятельность.
К этим основаниям относятся:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Лицензионные требования и условия при осуществлении сыскной деятельности предусмотрены в п. 4 Постановления Правительства РФ N 600. К ним относятся:
а) наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего частную сыскную деятельность. Данные требования закреплены в ст. 9 настоящего Закона, но на момент подачи заявления у соискателя лицензии не может быть таких договоров, и, соответственно, указанное требование относится к деятельности уже получившего лицензию частного детектива (частного детективного предприятия, службы безопасности) и не распространяется на момент получения лицензии;
б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих сыскные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона о частной детективной и охранной деятельности и подтвержденной удостоверением сыщика. Наличие такой квалификации проверяется на основании представленной соискателем в орган внутренних дел информации;
в) соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих сыскную деятельность, оборот оружия и специальных средств, соблюдение установленных законодательством ограничений на сыскную деятельность и использование технических средств.
В связи с тем что органы внутренних дел проверяют возможность соискателя лицензии детектива обеспечить надлежащий порядок учета и хранения спецсредств, при несоблюдении требований нормативных актов, регулирующих данную сферу, в выдаче лицензии может быть отказано. Необходимо также учитывать, что на основании ст. 4 Закона частным детективам не разрешается совмещение частной детективной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Следует иметь в виду, что не допускается отказ в выдаче лицензии на основании данных о планируемом соискателем лицензии объеме детективных услуг.
6. В соответствии со ст. 8 Закона N 128-ФЗ и п. 3 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ N 600, лицензия на осуществление сыскной деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в уполномоченный ОВД не позднее чем за один месяц до истечения срока ее действия.
Орган внутренних дел принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней.
На основании ст. 9 Закона о лицензировании в указанный срок орган внутренних дел обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 128-ФЗ за предоставление лицензии взимается государственная пошлина в размере 1000 рублей.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, частному детективу выдается удостоверение личности частного детектива. Удостоверение представляет собой документ синего цвета с фотографией владельца и надписью "Частный детектив" (размер данного удостоверения составляет 7 х 10 см). В удостоверении указываются полное наименование органа внутренних дел, выдавшего лицензию; фамилия, имя и отчество частного детектива; номер и дата выдачи лицензии; право на ношение специальных средств.
Согласно п. 2.2.7 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 22 августа 1992 г., в лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых частным детективам, использующим в своей профессиональной деятельности специальные средства, должно было быть указано их право хранения и ношения газовых пистолетов, спецсредства "Черемуха-10" и его аналогов. Однако с учетом новой редакции от 04.04.2005 Постановления Правительства от 14.08.1992 N 587 газовый пистолет и "Черемуха-10" были исключены из состава спецсредств, используемых в частной детективной деятельности.
Согласно ч. 5 комментируемой статьи в случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина либо юридическое лицо, направивших заявление, с указанием мотивов отказа.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В связи с тем что по новым правилам о лицензировании соискателем лицензии на осуществление сыскной деятельности может быть только юридическое лицо или ПБОЮЛ, то, соответственно, обжалование отказа ОВД в предоставлении лицензии или его бездействие производится в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
7. На основании ст. 14 Закона о лицензировании орган внутренних дел обязан вести реестр выданных лицензий. В Москве реестр ведет УЛРР ГУВД г. Москвы. В реестре лицензий указываются сведения о выданной лицензии, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии, а также сведения, указанные в п. 7 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ N 600.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и может предоставляться за плату, составляющую 10 рублей. Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
В случае преобразования частного детективного предприятия, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства частного детектива, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление взимается государственная пошлина в размере 100 рублей (подпункт 71 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).
Контроль за деятельностью частного детектива (частного детективного предприятия, службы безопасности) в части соблюдения лицензионных требований и ограничений осуществляется на основании ст. 20 настоящего Закона (см. комментарий к ст. 20), ст. 12 Закона о лицензировании, п. 8 Положения о лицензировании сыскной деятельности, раздела 4 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 22 августа 1992 г.
8. Статья 13 Закона о лицензировании устанавливает общие правила и условия приостановления и аннулирования лицензии. Как уже говорилось выше, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ вносил изменения в Закон о частной и детективной деятельности с целью приведения его в соответствие с Законом о лицензировании. В частности, была исключена ст. 10, регулировавшая вопросы продления срока действия лицензии и аннулирования лицензии на частную сыскную деятельность. На данный момент указанные вопросы регулируются Законом о лицензировании и Положением о лицензировании сыскной деятельности.
Так, на основании ст. 13 Закона N 128-ФЗ органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных в Положении о лицензировании.
В этом случае уполномоченный орган внутренних дел обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
Частный детектив (руководитель частного детективного предприятия, руководитель службы безопасности) обязан уведомить в письменной форме уполномоченный ОВД об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. В этом случае лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
При этом плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, ОВД обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В пункте 4 ст. 13 Закона N 128-ФЗ установлены основания, при которых суд может принять решение об аннулировании лицензии. К ним относятся:
неустранение частным детективом в установленный срок (6 месяцев) нарушений, повлекших приостановление лицензии;
нарушение детективом (частным детективным предприятием, службой безопасности) лицензионных требований и условий, которое повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.
Помимо судебного порядка аннулирования лицензии в п. 3 ст. 13 Закона N 128-ФЗ установлено единственное основание, когда решение об аннулировании лицензии может принять лицензирующий орган. Так, в случае неуплаты частным детективом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии уполномоченный орган внутренних дел (например, УЛРР ГУВД г. Москвы) имеет право принять решение об аннулировании лицензии без обращения в суд.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
При этом частный детектив (частное детективное предприятие, служба безопасности) может обжаловать решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии в вышестоящий орган внутренних дел либо в арбитражный суд в порядке гл. 24 АПК РФ.
В пункте 2 ст. 13 Закона N 128-ФЗ предусмотрены случаи, когда лицензия теряет юридическую силу:
ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования;
прекращение действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае если принимается решение о возобновлении действия лицензии частному детективу (частному детективному предприятию, службе безопасности), в течение трех дней после принятия такого решения возвращаются документы (лицензия и удостоверение сыщика), которые были сданы при приостановлении действия лицензии.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Выдача лицензий частным детективам. Комментарий к статье 6
Вернутся в раздел Комментарии к законам