1. В части 1 комментируемой статьи предусмотрен перечень сыскных действий, совершение которых допускается при оказании детективных услуг. Сыскные действия являются составным структурным элементом частной детективной деятельности и направлены на решение конкретных тактических задач в рамках выполнения договора об оказании детективных услуг.
Сравнение перечня сыскных действий, предусмотренных в настоящей статье, с перечнем оперативно-розыскных мероприятий, установленных в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), позволяет выявить идентичные по содержанию действия разведывательно-поискового характера: опрос, наведение справок, внешний осмотр, наблюдение и т.д. Однако между сыскными действиями частного детектива и теми же действиями, выполняемыми в рамках оперативно-розыскных мероприятий, нельзя ставить знак равенства.
Во-первых, различен субъект указанных действий: сыскные действия может совершать только частный детектив в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности, а те же по содержанию действия, осуществляемые в рамках оперативно-розыскных мероприятий, могут выполнять только работники государственных органов, указанных в ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности, а именно органов внутренних дел, ФСБ России, таможенных органов, СВР России и т.д.
Во-вторых, при одинаковом разведывательно-поисковом характере рассматриваемых действий и их одинаковых тактических целях они различаются по тем конечным задачам, ради которых выполняются. Так, если конечной целью частного детектива является получение вознаграждения по результатам выполненных работ, то задачами уполномоченных органов при совершении оперативно-розыскных мероприятий являются в соответствии со ст. 2 Закона N 144-ФЗ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, розыска без вести пропавших, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Таким образом, конечной целью оперативно-розыскных действий является поддержание законности и правопорядка в обществе и государстве, а сами же действия совершаются работниками правоохранительных органов и финансируются за счет бюджетных средств. Как уже указывалось, частная детективная деятельность не является правоохранительной (см. комментарий к ст. 1), а финансирование этой деятельности осуществляется на частной основе.
Тактическая цель сыскных действий частного детектива - получение информации, которая является предметом договора об оказании детективных услуг, о юридических или физических лицах - потенциальных деловых партнерах, работниках и т.д. клиента, о наличии фактов неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований клиента, недобросовестной конкуренции, разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, а также информации о без вести пропавших гражданах или утраченном имуществе. При этом следует иметь в виду, что во всех случаях, когда частному детективу стали известны факты о готовящихся или совершенных преступлениях, он обязан уведомить об этом правоохранительные органы (ст. 7 комментируемого Закона).
2. Один из видов сыскных действий - проведение устного опроса граждан и должностных лиц. Опрос - это специальная беседа, проводимая с гражданами либо должностными лицами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Такой опрос носит разведывательный характер и направлен на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для выполнения надлежащим образом детективных услуг. При этом объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.
На основании комментируемой статьи опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Следует отметить, что если ст. 15 Закона об оперативно-розыскной деятельности позволяет сотрудникам оперативных аппаратов, проводящим опрос, из тактических соображений скрывать истинные цели беседы либо свою профессиональную принадлежность, то Закон о частной детективной и охранной деятельности не содержит каких-либо положений, запрещающих или разрешающих частному детективу скрывать истинные цели беседы. Единственным ограничением, установленным в п. 2 ст. 7 Закона, является запрет для частного детектива при проведении опроса выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов.
С учетом положений п. 8 ст. 7 Закона частный детектив не имеет права разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц. По мнению автора, в интересах клиента детектив может при проведении опроса скрыть истинные цели беседы либо свой профессиональный статус.
3. Наведение справок - это способ собирания информации, необходимой для надлежащего оказания детективных услуг, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также получения соответствующей информации от физических или юридических лиц при условии их согласия на дачу такой информации. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии физических лиц, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, деловой репутации или кредитной истории юридического лица, фактах неправомерных действий в сфере использования фирменных знаков, недобросовестной конкуренции и других данных, позволяющих надлежащим образом оказать детективные услуги.
Следует отметить, что возможности частного детектива по наведению справок существенно ограничены по сравнению с возможностями оперативных работников правоохранительных органов. Так, в частности, частные детективы не могут на законных основаниях воспользоваться информационно-поисковыми системами, которые имеются в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Также у частного детектива нет властных полномочий, в отличие от сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел, требовать получения от должностных лиц необходимых сведений, справок, документов и копий с них либо безвозмездного получения информации от предприятий, организаций, учреждений и граждан. Такую информацию детектив может получить только с согласия указанных лиц.
При наведении справок детектив должен соблюдать ограничения, установленные в ст. 7 комментируемого Закона. Так, детектив не имеет права собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, либо прибегать к действиям в процессе наведения справок, которые нарушают права и законные интересы граждан РФ. На основании ч. 2 ст. 7 проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой административную либо уголовную ответственность.
В процессе наведения справок частный детектив также должен учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы ограничения доступа к достаточно большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну. В частности, режим ограниченного доступа распространяется на данные, содержащие:
коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);
банковскую тайну и тайну денежных вкладов (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 21 июля 2005 г.));
нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 марта 1993 г. N 4462-1 (ред. от 1 июля 2005 г.));
врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. (ред. от 7 марта 2005 г.); ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 22 августа 2005 г.));
журналистскую тайну (ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации");
адвокатскую тайну (ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
4. Исследование предметов и документов - это экспертное исследование объектов, полученных в результате сыскных действий, проводимое с целью непосредственного или опосредованного получения необходимой информации, составляющей предмет договора об оказании детективных услуг.
При исследовании предметов, веществ и документов может быть получена информация об их назначении, времени, месте изготовления, качественных характеристиках и их отождествлении; о содержании документов, лицах, их исполнивших; о биологических объектах (кровь, сперма, волосы и т.д.), их принадлежности; об иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов. При этом частный детектив может для получения конкретной информации об исследуемых предметах и документах привлекать на договорной основе отдельных лиц - экспертов (специалистов), обладающих специальными научными, техническими и иными познаниями.
Важным условием осуществления данного сыскного действия является получение детективом письменного согласия от владельцев исследуемых предметов и документов.
5. Внешний осмотр строений, помещений и других объектов представляет собой осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях получения информации, необходимой для надлежащего выполнения детективных услуг. Основные виды объектов осмотра перечислены в названии этого мероприятия: помещения, здания, сооружения. Кроме этого, объектами осмотра могут быть участки местности, транспортные средства, документы, личные вещи, одежда, животные или человек.
Закон не ограничивает право детектива на проведение негласного внешнего обследования указанных выше объектов.
Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При негласном обследовании детектив имеет право скрывать истинную цель проводимого сыскного действия. При этом детектив, безусловно, не может проводить негласное обследование втайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц.
Также при проведении осмотра детектив должен соблюдать ограничения, установленные в ст. 7 комментируемого Закона. Так, детектив не может выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан либо на права и законные интересы организаций, при проведении осмотра должен соблюдать гарантии неприкосновенности жилища граждан и права собственности организаций.
В случаях применения при осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки в служебных или иных помещениях детектив на основании п. 4 ст. 7 настоящего Закона обязан получить письменное согласие на то соответствующих должностных или частных лиц.
6. Наблюдение - это негласное слежение за лицами, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения, иными объектами с целью получения информации, составляющей предмет договора об оказании детективных услуг.
Наблюдение может быть физическим (основанное на визуальном способе слежения), электронным (основанное на применении специальных технических средств для слежения) либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино- или видеосъемка.
Как и при выполнении иных сыскных действий, частный детектив при осуществлении наблюдения должен соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 7 Закона. Так, при осуществлении наблюдения детектив не вправе собирать сведения, связанные с частной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями физических лиц. Необходимо также соблюдать тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и гарантии неприкосновенности личности или жилища.
При осуществлении указанных выше сыскных действий Законом допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также средств оперативной радио- и телефонной связи, с учетом ограничений, установленных в ст. 7 Закона.
7. В части 3 комментируемой статьи установлено, что в случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.
Подробный Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной деятельности, изложен в приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (далее - Постановление Правительства РФ N 587).
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2005 года N 179 приложение N 2 было изложено в новой редакции, в которой из Перечня видов специальных средств были исключены спецсредство "Черемуха-10" и газовый пистолет, а также уточнены виды наручников и резиновых палок отечественного производства. Таким образом, из Перечня видов специальных средств были исключены средства, использование которых позволяло применять частным детективам слезоточивый газ.
Также в процессе осуществления частной детективной деятельности допустимо использовать защитный шлем 1 - 3 классов защиты и защитный жилет 1 - 5 классов защиты. Следует отметить, что, в отличие от охранников, для частных детективов не предусмотрено наличие служебного огнестрельного оружия. Порядок и условия применения спецсредств при осуществлении частной детективной деятельности предусмотрены в разделе 5 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. ст. 16, 17), а также в приложении N 4 к Постановлению Правительства РФ N 587.
8. Постановлением Правительства РФ N 587 (ред. от 04.04.2005 года) было установлено, что негосударственные (частные) сыскные организации и частные сыщики приобретают спецсредства в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ. При этом п. 3 указанного Постановления распространил установленный в органах внутренних дел порядок учета, хранения и ношения специальных средств на деятельность частных детективов, частных детективных предприятий (объединений, ассоциаций) и служб безопасности на предприятиях.
Приказом МВД России от 22 августа 1992 г. N 292 (ред. от 14 ноября 1994 г.) "Об организации исполнения органами внутренних дел Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Приказ МВД России N 292) утверждена Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (далее - Инструкция, утв. Приказом МВД России N 292), в которой предусмотрен порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, используемых в частной детективной деятельности.
Согласно Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, специальные средства, использование которых разрешено в частной детективной деятельности, могут приобретаться через органы внутренних дел только физическими лицами, имеющими статус частного детектива, либо частными детективными предприятиями, которым выдана в установленном законом порядке лицензия, либо службой безопасности, отвечающей требованиям ст. 14 Закона, персонал которой имеет соответствующие лицензии.
На основании п. 3.1.4 Инструкции специальные средства приобретаются частными детективами (частными детективными предприятиями (объединениями), службами безопасности) через хозяйственные управления (отделы) МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, автономных образований за плату во временное пользование в порядке и размерах, установленных МВД России по согласованию с Минфином России, либо самостоятельно в установленном для граждан порядке.
Однако порядок приобретения газового оружия, спецсредства "Черемуха-10" и их аналогов во временное пользование, урегулированный указанной выше Инструкцией, уже неприменим к частным сыщикам, так как газовый пистолет и спецсредство "Черемуха-10" исключены Постановлением Правительства от 4 апреля 2005 года N 179 из Перечня спецсредств, используемых в частной детективной деятельности.
Приказом МВД России от 2 декабря 1992 г. N 442 "О некоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и охранной деятельности" по согласованию с Минфином РФ была утверждена Инструкция об установлении размера оплаты и порядка использования средств, полученных за временное пользование огнестрельным оружием, боеприпасами к нему и специальными средствами, а также за выполнение иных услуг, связанных с обеспечением исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Инструкция об установлении размера оплаты). В приложении к данной Инструкции предусмотрены тарифы за временное пользование огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, специальными средствами частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности на предприятиях. Указанные в приложении тарифы необходимо применять с учетом положений Приказа МВД России от 5 марта 1994 г. N 76, установившего коэффициенты увеличения цены за пользование специальными средствами.
В соответствии с п. 2.1 указанной Инструкции за временное пользование специальными средствами частные детективы (частные детективные предприятия (объединения), службы безопасности) вносят плату в учреждения банков РФ по платежным документам, выдаваемым финансовыми службами уполномоченных органов внутренних дел. Поступившие на текущие счета МВД, УВД (ГУВД) денежные средства за выданные во временное пользование спецсредства в размере стоимости их приобретения органами внутренних дел направляются на восстановление кассовых расходов органов внутренних дел. Оставшаяся часть денежных средств после совершения каждой операции перечисляется в доход федерального бюджета.
Согласно п. 3.1.4 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, для приобретения специальных средств через органы внутренних дел требуется получение сертификата, выдаваемого горрайорганами внутренних дел по месту жительства частного детектива, месту учреждения частного детективного предприятия (объединения), службы безопасности.
Для получения сертификата на приобретение, хранение и ношение специальных средств частные детективы (частные детективные предприятия (объединения), служба безопасности) представляют в уполномоченный орган внутренних дел, выдавший лицензию на право заниматься частной детективной деятельностью, заявку, в которой указываются:
а) номер лицензии, предоставляющей им право заниматься оказанием детективных услуг;
б) сведения об имеющемся и потребном количестве специальных средств;
в) сведения о численности персонала, которому необходимы специальные средства для использования в частной детективной деятельности;
г) сведения о намерениях использовать специальные средства с указанием числа лиц, для защиты жизни и здоровья которых необходимы спецсредства;
д) сведения о наличии условий для надежного хранения специальных средств с описанием помещений для хранения, технических средств защиты и организации охраны.
К заявке прилагаются:
копия приказа руководителя соответствующего частного детективного предприятия, предприятия - учредителя службы безопасности о назначении лица (лиц), ответственного за сохранность специальных средств и их учет, а также списки лиц, которые имеют право пользоваться специальными средствами, с указанием номеров их лицензий на право заниматься частной детективной деятельностью, органов, их выдавших, и дат выдачи. В случае если детективная деятельность осуществляется одним частным детективом как индивидуальным предпринимателем, то таким ответственным лицом будет сам частный детектив.
После получения заявки орган внутренних дел на договорной основе с заявителем создает комиссию, в состав которой в обязательном порядке включаются представители органов внутренних дел (милиции и государственного пожарного надзора), сам частный детектив либо представители детективного предприятия (объединения) или службы безопасности. Комиссия проверяет наличие у заявителя мест хранения специальных средств и соответствие их существующим нормам. Составленный комиссией акт приобщается к заявке.
Согласно п. 3.1.9 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, количество специальных средств, на получение которых выдается сертификат, определяется из потребностей частного детектива (детективного предприятия (объединения), службы безопасности).
Для приобретения специальных средств по сертификатам частному детективу необходимо представить в службу вооружения хозяйственного управления (отдела) уполномоченных органов внутренних дел:
а) сертификат горрайоргана внутренних дел на приобретение, хранение, ношение указанных спецсредств;
б) документ сберегательного банка об оплате стоимости временного пользования специальными средствами.
Также на основании п. 1.2 Инструкции об установлении размера оплаты при получении во временное пользование специальных средств частные детективы (частные детективные предприятия (объединения), службы безопасности) представляют в хозяйственные управления уполномоченных органов внутренних дел письменное обязательство о возмещении в случае их утраты материального ущерба применительно к порядку, предусмотренному для возмещения стоимости утраченного военного имущества (в пятикратном размере временного тарифа).
Хозяйственные управления (отделы) после выдачи частному детективу (детективному предприятию (объединению), службе безопасности) специальных средств обязаны незамедлительно проинформировать об этом орган внутренних дел, выдавший сертификат на приобретение вооружения.
На основании п. 3.1.13 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, частные детективы (частные детективные предприятия (объединения), службы безопасности), использовавшие в своей деятельности полученные по сертификатам специальные средства, при аннулировании у них лицензий обязаны незамедлительно возвратить их в орган внутренних дел по месту учреждения. При этом обжалование решения об аннулировании лицензии не приостанавливает сдачу специальных средств.
Уклонение частных детективов (детективных предприятий (объединений), служб безопасности) от сдачи приобретенных по сертификатам спецсредств влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случае определения вышестоящим ОВД или судом неправомерности решения об аннулировании лицензии сданные специальные средства возвращаются пользователям.
9. Пункт 3.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, определяет порядок учета специальных средств, приобретенных в хозяйственных отделах ОВД и используемых в частной детективной деятельности.
Согласно пункту 3.2.14 Инструкции учет специальных средств, приобретенных частными детективными предприятиями (объединениями) по сертификатам, ведется по типу и количеству изделий. Их выдача производится под расписку в журнале.
Количественный учет в организации осуществляется руководителем детективного предприятия или его заместителем, ответственным за сохранность спецсредств в организации, либо работником, на которого приказом руководителя возложены такие обязанности.
В детективных (охранных) предприятиях, имеющих структурные подразделения, обязанности по ведению учета приказом руководителя также возлагаются на вышеуказанных лиц в каждом из структурных подразделений.
Уничтожение дел с учетными документами, реестров, книг и журналов учета оружия производится по истечении 10 лет их хранения либо с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного детективного (охранного) предприятия. Когда дальнейшее хранение учетных документов в организации невозможно, они передаются в орган внутренних дел.
10. В пункте 3.3 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 292, определен порядок хранения и ношения специальных средств частными детективами.
Руководители частных детективных предприятий (объединений), служб безопасности осуществляют контроль и несут ответственность за обеспечение сохранности специальных средств, приобретенных предприятием (объединением), службой безопасности, в соответствии с действующим законодательством. В каждом детективном предприятии (объединении), службе безопасности, имеющих в пользовании специальные средства, приказом руководителя назначается лицо, ответственное за их сохранность.
Контроль за хранением и учетом специальных средств, используемых в частной детективной деятельности, осуществляется также должностными лицами органов внутренних дел, осуществляющими лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью.
Руководители частных детективных предприятий (объединений) и служб безопасности проверяют наличие, организацию хранения, сбережения и учета специальных средств ежемесячно.
Запрещается использование специальных средств, приобретенных по сертификату, не по назначению, а также передача их другим лицам.
Специальные средства должны размещаться в специальных помещениях частных детективных предприятий (объединений) в шкафах, металлических ящиках или стеллажах, упакованными в сумке, каждое в отдельной ячейке, или в арендуемых помещениях, оборудованных в соответствии с названными требованиями.
11. Порядок самостоятельного приобретения частными детективами спецсредств и газового оружия и их учета регулируется нормами Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (ред. от 29 июня 2004 г.) "Об оружии", Постановления Правительства РФ N 814, Приказа МВД от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившего Инструкцию по контролю за оборотом оружия (см. также п. 6 комментария к ст. 11).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 5. Действия частных детективов. Комментарий к статье 5
Вернутся в раздел Комментарии к законам