Комментарии к законам

Статья 33. Финансирование судов. Комментарий к статье 33



1. В рассматриваемой статье определяются основные принципы и правила финансирования судов.
Закон в ч. 1 комментируемой статьи исходит из принципа индивидуального определения нормативов предоставления денежных средств и установления раздельного финансирования в федеральном бюджете соответственно для:
Конституционного Суда РФ;
системы судов общей юрисдикции (за исключением мировых судей);
мировых судей;
системы арбитражных судов.
Финансирование мировых судей отдельной строкой федерального бюджета, по-видимому, обусловлено различными факторами. Мировые судьи имеют особый статус, поскольку являются частью системы судов общей юрисдикции и одновременно судов субъектов РФ. Кроме того, институт мировых судей получил развитие в российском процессе недавно, потому требует к себе внимания и повышенного финансирования.
2. Проект федерального бюджета в части финансирования соответствующих систем судов судебной системы РФ разрабатывается Правительством РФ и представляется в Государственную Думу РФ. Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также руководители Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Совета судей РФ полномочны представлять свои предложения в части размера и обоснования финансирования.
При утверждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ представители органов, возглавляемых вышеназванными лицами, вправе участвовать в заседании, представлять свои возражения относительно размера, порядка, условий финансирования.
По общему правилу размер финансирования судов в текущем году по сравнению с предыдущим годом не может быть меньше. Уменьшение финансирования возможно только с согласия Всероссийского съезда судей РФ или Совета судей РФ.
3. Порядок финансирования судов подробно регламентируется в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <*> и Постановлении Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. N 1 "О применении Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 877.
Финансирование судов должно предоставляться в объеме, достаточном для нормальной работы суда.
Разъясняя порядок проведения финансирования судов РФ, порядок распоряжения судами выделенными им средствами, Совет судей РФ в своем Постановлении указал следующее.
Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ в срок до 5 числа текущего месяца предоставляют в Департамент финансирования госаппарата Министерства финансов РФ реестр финансирования федеральных судов и платежные поручения на финансирование централизованных мероприятий, а также центрального аппарата Судебного департамента и Высшего Арбитражного Суда РФ на общую сумму в размере одной двенадцатой от расходов, предусмотренных на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год, в разрезе предметных статей бюджетной классификации без распределения этих сумм по подстатьям.
До 10 числа текущего месяца указанные суммы перечисляются Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ по назначению.
В соответствии со ст. 4 Закона "О финансировании судов Российской Федерации" федеральные суды самостоятельно распределяют полученные по предметным статьям суммы расходов по соответствующим подстатьям.
В случае необходимости, при наличии общей экономии ассигнований, выделенных на текущий финансовый год, при отсутствии задолженности по выплате заработной платы и начислениям на нее, федеральные суды могут направлять эту экономию на покрытие задолженности по текущим хозяйственным расходам.
Финансирование судов осуществляется в пределах расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете, исходя из штатной численности судей на каждый текущий год.
4. Особенности финансирования установлены для военных судов. В соответствии со ст. 32 Закона "О военных судах Российской Федерации" порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов в военное время и при введении чрезвычайного положения определяется соответствующими федеральными конституционными законами.
Поскольку уставные (конституционные) суды являются судебными органами субъектов РФ, учреждаемыми субъектами РФ по собственному усмотрению, то финансирование их деятельности производится за счет бюджетов соответствующих субъектов.
К примеру, в ст. 8 Закона г. Москвы "Об Уставном суде города Москвы" определяется, что финансирование Уставного суда г. Москвы производится за счет бюджета г. Москвы.




Вернутся в раздел Комментарии к законам