Комментарии к законам

Статья 46. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в:



выдаче лицензий (разрешений) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, на создание искусственных островов, установок и сооружений, на проведение ресурсных и морских научных исследований и на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе вне пределов своей компетенции;
произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), -
привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
Физические и юридические лица, виновные в:
проведении без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа, ресурсных или морских научных исследований;
незаконных региональном геологическом изучении континентального шельфа, поиске, разведке или разработке минеральных ресурсов или промысле живых ресурсов или нарушении правил, связанных с указанной деятельностью, установленных настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации;
передаче минеральных или живых ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении);
нарушении действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов, а также требований защиты минеральных и живых ресурсов;
нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа;
нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;
незаконном захоронении отходов и других материалов;
загрязнении в результате буровых работ;
незаконном создании искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе;
незаконной прокладке подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации;
необеспечении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил по поддержанию указанных средств в исправном состоянии и правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, нарушении других положений настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации;
создании помех законным видам деятельности на континентальном шельфе, -
привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
Физические и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
Комментарий к статье 46
В комментируемой статье предусматриваются три формы ответственности - административная, уголовная и имущественная, т.е. гражданско-правовая.
Составы административных правонарушений предусматриваются в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., вступившем в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается лишь то деяние, которое предусмотрено в КоАП РФ или законах субъектов Федерации, следовательно, перечень правонарушений, указанный в ст. 46 комментируемого Закона, теряет силу. Однако подавляющая часть предусмотренных в ст. 46 комментируемого Закона правонарушений нашла свое отражение в КоАП РФ, и, кроме того, в нем предусматриваются и иные, новые составы административных правонарушений. Это (по главам КоАП РФ и видам природных ресурсов):
глава 7 - административные правонарушения в области охраны собственности:
уничтожение специальных знаков, в том числе водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы территориального моря РФ, особо охраняемых природных территорий (ст. 7.2);
пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4) и самовольная добыча янтаря (ст. 7.5);
самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7);
самовольная переуступка права пользования недрами или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) и ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15 КоАП РФ);
глава 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования:
несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
нарушение законодательства об экологической экспертизе (8.4), сокрытие экологической информации (ст. 8.5);
нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10) и нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования (8.14) и нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (8.15);
невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16), нарушение регламентирующих деятельность на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17);
нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18);
нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19);
незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20 КоАП РФ);
уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36) и нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37);
нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38) и нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);
нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40 КоАП РФ).
Таков перечень административных проступков, имеющих непосредственное отношение к ответственности за нарушения комментируемого Закона. К охране континентального шельфа имеют отношение и иные нормы КоАП РФ (подробнее см. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Норма, 2002; С.А. Боголюбов. Административная ответственность в области экологии. М.: Норма, 2003).
Охрана континентального шельфа и его ресурсов, таким образом, предусматривается непосредственно в четырех статьях КоАП РФ. Согласно его ст. 8.17:
1. Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, а также правил (стандартов, норм) использования или охраны минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
2. Нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии со ст. 8.18:
1. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
2. Самовольное изменение программы морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В статье 8.19 предусматривается, что самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
На основании ст. 8.20 погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации добытых минеральных и (или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В статье 7.10 КоАП РФ предусматривается наказание за самовольную переуступку права пользования недрами или водным объектом. Водный кодекс РФ и Федеральный закон "О недрах" предусматривают административную ответственность за нарушение соответственно водного и горного законодательства РФ, что является основанием для административного наказания по указанной статье КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.2 Федерального закона "О недрах" недра являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли - продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
В разделе II "Пользование недрами" данного Закона предусматриваются "Виды пользования недрами" (ст. 6), "Основания получения права пользования недрами" (ст. 10.1), "Лицензия на пользование недрами" (ст. 11), "Содержание лицензии на пользование недрами" (ст. 12), "Выдача лицензий на пользование участками недр" (ст. 13), "Основания для прекращения права пользования недрами" (ст. 20), "Порядок досрочного прекращения права пользования недрами" (ст. 21) и т.д. (см. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (под ред. С.А. Боголюбова). М.: Норма, 2001).
Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (рук. авт. колл. С.А. Боголюбов) включен в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", NN 4, 5, 1999. Согласно ст. 49 Закона о недрах сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением данного Закона, являются недействительными. При этом лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, самовольном пользовании недрами, нарушении Федерального закона "О недрах", несут уголовную, а также административную ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (см. также ст. 7.3, 7.4, 8.9 - 8.11 КоАП РФ).
Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 145 и др. Водного кодекса РФ, ст. 22 и др. Федерального закона "О недрах". Использование водных объектов для добычи торфа и сапропеля, извлечения затонувшей древесины осуществляется на основании лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке.
Правила добычи песка и иных общераспространенных полезных ископаемых предусматриваются в ст. 18 "Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых" Федерального закона от 21 февраля 1992 г. "О недрах" с последующими изменениями и дополнениями.
Нарушение указанных требований названных Законов влечет ответственность по КоАП РФ.
Определение предлагаемых в комментируемом Законе некоторых понятий дается в ст. 1 Водного кодекса РФ, согласно которой:
охрана водных объектов - деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов;
загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;
засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов;
истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Использование водных объектов для прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных, взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений, осуществляется в соответствии со ст. 145 ВК РФ на основании лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном ВК РФ порядке.
Согласно ст. 11 Уголовного кодекса РФ действие Кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
В Уголовном кодексе РФ предусматриваются:
нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
загрязнение вод (ст. 250), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).
Виновные в совершении преступлений на континентальном шельфе РФ могут быть привлечены к уголовной ответственности и по иным статьям УК РФ (см. О.Л. Дубовик. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998; Э.Н. Жевлаков. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: Генпрокуратура РФ, 2002).
Согласно ст. 253 УК РФ:
1. Незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства -
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Возмещению убытков посвящена ст. 15 ГК РФ, а возмещение нанесенного вреда регулируется в гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса РФ, где предусматриваются общие положения о возмещении вреда, в том числе:
общие основания ответственности за причинение вреда (ст. 1064), предупреждение причинения вреда (ст. 1065);
ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником (ст. 1068), и возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность (ст. 1072);
ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079), и ответственность за совместно причиненный вред (ст. 1080);
способы возмещения вреда (ст. 1082) и учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред (ст. 1083 ГК РФ).
Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, предусматривается в ст. 1095 - 1098 ГК РФ (подробнее см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (под ред. О.Н. Садикова). М.: Контракт, 2002).
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.Статья 47. Разрешение споров
Споры между физическими лицами, юридическими лицами, физическими и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются в административном порядке или в судах Российской Федерации.
Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений.
(часть третья введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Комментарий к статье 47
Административный порядок рассмотрения споров предусматривает реализацию органами управления РФ и ее субъектов своих функций по охране и использованию ресурсов континентального шельфа РФ (см. Ю.А. Тихомиров. Административное право и процесс. М.: Юринформцентр, 2001). Важное значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ВВС. 1993. N 19. Ст. 685).
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Полномочия и статус судов устанавливаются в Федеральных конституционных законах "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589).
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270) получает распространение деятельность мировых судей.
Судебный порядок рассмотрения споров устанавливается в Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г., Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г., Кодексе РФ об административных правонарушениях 2001 г.
Согласно ст. 46 Конституции России каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
При этом могут использоваться три основные процедуры международного разбирательства:
Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая была ратифицирована РФ 30 марта 1998 г. и вступила в силу 5 мая того же года;
Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., к которому присоединилась Россия;
Комиссия по правам человека, созданная в соответствии с Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., вступившая в силу 11 августа 1998 г. (см. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова). М.: Юристъ, 2002).
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство БЕК, 1996. Важную проблему в настоящее время представляет исполнение принятых судебных актов. Ее решению посвящены Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590 и 3591).




Вернутся в раздел Комментарии к законам