Комментарии к законам

Статья 37. Права и обязанности российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, имеют право производить захоронение отходов и других материалов в точном соответствии с полученным разрешением и только в присутствии официального должностного лица, уполномоченного федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов.



Российские и иностранные заявители обязаны:
соблюдать условия разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе;
принимать на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения официальных должностных лиц, уполномоченных федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов, и обеспечивать размещение и полное обеспечение указанных лиц наравне с собственным командным (руководящим) составом на все время захоронения отходов и других материалов;
обеспечивать доступ должностным лицам органов охраны на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения и представлять указанным лицам для проверки документы, помещения, а также отходы и другие материалы, предназначенные для захоронения;
регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
Комментарий к статье 37
Перечисление прав заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, осуществленное в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Поскольку обращение с отходами находится преимущественно в сфере экологического законодательства, немаловажны права граждан в области охраны окружающей среды, которыми могут пользоваться заявители. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" это следующие права:
направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, в иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке (см. комментарий к ст. 31 настоящего Закона);
обращаться в органы власти и местного самоуправления, в иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права (например, право возмещения вреда, причиненного имуществу физического и юридического лица, в полном объеме лицом, причинившим вред, согласно ст. 1064 - 1083 ГК РФ).
Более обширные права принадлежат некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей среды (см. также: С.А. Боголюбов. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных объединений. М.: ЦЭПР, 1996).
Наряду с обязанностями заявителей, описанными в комментариях к ст. 34 - 36 настоящего Закона, российские и иностранные заявители обязаны соблюдать условия разрешения на захоронение отходов и других материалов, в котором могут быть указаны требования к объектам размещения отходов, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Они включают следующее:
определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (см. комментарий к ст. 31 настоящего Закона);
на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники, владельцы, пользователи объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды (см. комментарий к ст. 33 настоящего Закона);
собственники, владельцы, пользователи объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду;
запрещается захоронение отходов на территориях курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон; это запрещается также в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Значительная часть обязанностей заявителей связана с осуществлением охраны и контроля на континентальном шельфе РФ. Перечень органов охраны континентального шельфа РФ и полномочия должностных лиц органов охраны континентального шельфа предусматриваются в ст. 42 и 43 комментируемого Закона (см. также комментарий к ст. 32).




Вернутся в раздел Комментарии к законам