Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 32
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 65 данного Закона запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Значительные функции в области регулирования государственного экологического контроля (контроля в области охраны окружающей среды) принадлежат Правительству РФ, которое:
устанавливает порядок осуществления государственного экологического контроля;
определяет перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
устанавливает перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды).
В статье 66 указанного Закона предусматриваются права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. В частности, инспекторы при исполнении своих должностных обязанностей вправе:
посещать объекты деятельности независимо от форм собственности, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления контроля материалами;
проверять соблюдение нормативов, работу очистных сооружений, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушения законодательства и природоохранных требований;
приостанавливать деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. не содержится понятия специально уполномоченного на то государственного органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, в отличие от Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., утратившего 10 января 2002 г. силу.
В статье 65 Закона от 10 января 2002 г. говорится об осуществлении государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти, а в ст. 8 - об осуществлении государственного экологического управления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Правительством РФ утверждаются положения о министерствах, которыми на них возлагаются указанные функции; они, в частности, предусматриваются в актах об МПР России, Минсельхозе России, Госкомрыболовстве России, Росгидромете, Росгосземкадастре.
Наряду с государственным может осуществляться производственный (ведомственный), муниципальный и общественный экологический контроль, имеющий другие цели, задачи, методы и полномочия.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 32. Государственный экологический контроль на континентальном шельфе. Государственный экологический контроль на континентальном шельфе (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов.
Вернутся в раздел Комментарии к законам