1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию в отношении:
морских научных исследований;
защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов;
прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.
Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.
Комментарий к статье 5
В комментируемой статье раскрываются права Российской Федерации, носящие преимущественно исключительный характер, обеспечивающие суверенные права и юрисдикцию РФ на континентальном шельфе, позволяющие в соответствии с нормами международного права считаться России владельцем ее континентального шельфа.
Статус и правовой режим внутренних морских вод и территориального моря РФ регулируются Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833).
В состав территории РФ входит воздушное пространство над ее сухопутной и водной территорией в соответствии с Воздушным кодексом РФ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483).
Суверенитет РФ на эти территории и их естественные ресурсы поддерживается не только законодательством РФ, но и международно-правовыми нормами, например, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Резолюцией 1803 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. (см. Международное право в документах. М., 1982; Права человека: Сборник международных договоров. Т. 1, ООН, Нью-Йорк, 1994. С. 66).
Суверенные права и юрисдикция России на ее континентальном шельфе основываются не только на комментируемом Законе, но и на Конвенции ООН по морскому праву и на Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г., согласно которым никто не вправе осуществлять определенную деятельность без согласия прибрежного государства. Права России в исключительной экономической зоне устанавливаются вышеуказанными и иными международными нормами и правилами и Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273).
С учетом развития научно-технического прогресса и обнаружения огромных биологических и минеральных ресурсов Мирового океана в России разработана и осуществляется Концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденная Указом Президента РФ от 17 января 1997 г., предусматривающая значительный круг мероприятий по обеспечению участия России в использовании и охране этих ресурсов (см. С.А. Боголюбов. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Норма, 1999. С. 266 - 273).
Реализация указанных полномочий России основывается на международных правовых нормах и Конституции РФ. Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией Российской Федерации, предусматривающей: 1) компетенцию Российской Федерации; 2) совместную компетенцию Федерации и ее субъектов; 3) компетенцию субъектов Российской Федерации.
Полномочия России в области "шельфовых" отношений, предусмотренные в комментируемой статье, основываются на ст. 71 и 72 Конституции РФ. К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции в комментируемой области относятся:
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области природоохранных и природоресурсных отношений);
федеральная государственная собственность (прежде всего на минеральные, биологические и иные природные ресурсы) и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, арбитражно-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране объектов охраны окружающей среды, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
метеорологическая служба, стандарты, эталоны (в том числе в области фаунистических, горных и иных природоресурсных отношений, охраны окружающей среды).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции находятся:
защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области природоресурсных отношений);
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности (прежде всего на животный мир, недра, иные природные ресурсы);
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты Российской Федерации согласно ст. 73 Конституции обладают всей полнотой государственной власти (см. ст. 10 комментируемого Закона).
Это размежевание компетенции "по вертикали" представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ, иными федеральными органами исполнительной власти; на уровне субъектов Российской Федерации правотворческими и иными органами субъектов Российской Федерации.
Значительная часть вопросов, относящихся к континентальному шельфу РФ, согласно преамбуле комментируемого Закона, регулируется другими федеральными законами, например Водным кодексом РФ. В статье 90 ВК РФ регулируются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), от которых зависят использование и охрана земельных участков, охрана окружающей среды. Под ними понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок и имеют прямое отношение к сохранению среды обитания животного мира.
Лимиты водопользования устанавливаются субъектам РФ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (Министерством природных ресурсов РФ) на основании заявленных потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и животного мира (Минсельхозом и др.), а по подземным водным объектам - и с государственным органом управления использованием и охраной недр (Министерством природных ресурсов РФ).
Водным кодексом РФ предусматриваются основные сферы государственного управления и полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, существенно влияющие на фаунистические, горные и иные природоресурсные отношения:
водохозяйственные балансы - расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами (ст. 75);
схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76);
государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов - федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные (ст. 77);
государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр (ст. 78, 79);
государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 81);
нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов (ст. 82 и 83 Водного кодекса РФ; подробнее см. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: "Юстицинформ", 1997; Водный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий (Н.Н. Михеев и др.). М.: 2001).
Правового регулирования деятельности на континентальном шельфе и использования его ресурсов касаются также нормы Градостроительного, Гражданского и иных кодексов РФ, Федеральных законов "О недрах", "О животном мире", "Об охране окружающей среды", других федеральных законов (см. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (отв. ред. С.А. Боголюбов). М., "Норма", 1997; Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М., 2001; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (отв. ред. О.Н. Садиков). М.: Юринформцентр, 1995; Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (рук. авт. колл. С.А. Боголюбов). М.: "Норма", 2001; Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" (отв. ред. С.А. Боголюбов). М.: "Юстицинформ", 2002; Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (отв. ред. С.А. Боголюбов). М.: "Норма", 1997; 1999; 2001).
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 1997.
Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (рук. авт. колл. С.А. Боголюбов) включен в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", NN 4, 5, 1999.
Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. Роль комментируемого Закона заключается в том, что все упомянутые и иные федеральные, а также региональные законы и иные акты должны в этой сфере регулирования общественных отношений соответствовать настоящему Закону.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
Вернутся в раздел Комментарии к законам