2. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы.
3. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
Комментарий к статье 45
Исключены отдельные положения.
1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти - обобщенный термин, применяемый в Уставе города Москвы для обозначения органов исполнительной власти специальной компетенции.
Отраслевые органы исполнительной власти обладают полномочиями по осуществлению политики исполнительной власти (по государственному управлению) в пределах определенной отрасли хозяйства (например, Департамент науки и промышленной политики города Москвы). Функциональные органы исполнительной власти осуществляют определенную управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства (например, Департамент финансов города Москвы). Вместе с тем особую функцию выполняют контролирующие органы, осуществляющие государственный контроль в отведенной им сфере хозяйства. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике. Закон города Москвы "О Правительстве Москвы" [53] устанавливает виды отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города - департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции. Правительством Москвы установлены критерии создания отраслевых и функциональных органов исполнительной власти.
Департаменты города Москвы создаются для проведения государственной политики и осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной для развития города.
Комитеты города Москвы создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению.
Главные управления и управления города Москвы создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Главное управление создается при наличии структурных подразделений в административных округах города Москвы и при штатной численности не менее 60 единиц.
Инспекциями (государственными инспекциями) города Москвы являются органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке контрольными и надзорными функциями.
Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются в чистом виде отраслевыми, а главные управления и управления функциональными органами. Контрольными и надзорными органами являются инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [27] высший орган исполнительной власти субъекта (в данном случае - Правительство Москвы) формирует иные органы исполнительной власти субъекта. В Уставе города Москвы и в Законе города Москвы "О Правительстве Москвы" отсутствует четкое указание на орган, уполномоченный создавать отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города. Вместе с тем часть 4 статьи 4 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает, что Правительство Москвы утверждает и изменяет структуру органов исполнительной власти Москвы, т.е. определяет перечень органов исполнительной власти города. Структура органов исполнительной власти города зависит от стоящих перед Правительством города задач, которые меняются с течением времени. Как правило, изменение структуры органов исполнительной власти происходит после выборов Мэра Москвы наряду с формированием нового Правительства.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает статус руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города. Назначение руководителей указанных органов на должность (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями Правительства Москвы. Названия должностей руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти различаются в зависимости от вида органа - руководитель департамента, председатель комитета, начальник главного управления, управления, инспекции.
По сложившейся практике многие члены Правительства Москвы одновременно являются руководителями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города.
3. Каждый отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города действует на основе соответствующего положения, в котором, как правило, указываются основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права и обязанности, закрепляются основа внутренней структуры органа и статус руководителя.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 45. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы. 1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам