Комментарии к законам

Статья 40. Мэр Москвы. 1. Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы.



2. Мэр Москвы избирается жителями города Москвы на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Мэром Москвы может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и обладающий избирательным правом.
4. Одно и то же лицо не может избираться на должность Мэра Москвы более двух сроков подряд <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 4 ст. 40 Устава применяется без учета срока полномочий Мэра Москвы, начавшегося до вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Закон города Москвы от 13 июля 2001 года N 32 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы"). - Примеч. ред.
5. Порядок выборов и вступления в должность Мэра Москвы устанавливается законами города Москвы.
6. При вступлении в должность Мэр Москвы приносит присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Мэра Москвы соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей".
7. С момента принесения присяги Мэр Москвы считается вступившим в должность.
8. Гарантии деятельности Мэра Москвы определяются законом города Москвы.
9. Мэр Москвы не может быть депутатом Московской городской Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
10. В случае признания выборов Мэра Москвы несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, действующий Мэр Москвы продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность вновь избранного Мэра Москвы.
11. Со дня избрания нового Мэра Москвы Мэр Москвы, продолжающий исполнение своих обязанностей до вступления в должность вновь избранного Мэра Москвы, не вправе вносить изменения в состав Правительства Москвы, осуществлять законодательную инициативу по вопросам принятия и изменения бюджета города Москвы.
Комментарий к статье 40
Исключены отдельные положения.
Статья 40 Устава определяет статус и порядок замещения должности Мэра Москвы.
Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы. Наличие в системе органов власти субъекта Российской Федерации высшего должностного лица не является обязательным. Возможность вводить в субъектах Российской Федерации должность высшего должностного лица закреплена статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [27].
Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается уставом субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации используются самые разные наименования - губернатор, глава администрации, председатель правительства и т.д. Наименование "Мэр" используется в Москве с 1991 года и в настоящее время среди глав субъектов Российской Федерации является уникальным (ранее использовалось также в Санкт-Петербурге).
Должность Мэра Москвы является выборной. Уставом установлен срок полномочий Мэра - 4 года, что укладывается в рамки, установленные пунктом 5 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может превышать пяти лет.
Срок полномочий Мэра исчисляется со дня его избрания. По общему правилу возможность продления или сокращения срока полномочий Мэра Москвы не допускается. Однако такая возможность предусмотрена в федеральном и городском законодательстве о выборах.
В Законе города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" [67] указывается на возможность изменения срока полномочий Мэра в целях совмещения даты выборов Мэра Москвы с ближайшей датой выборов в федеральные органы государственной власти, если такое совмещение изменяет срок полномочий Мэра Москвы не более чем на 6 месяцев. Данное положение было применено на выборах Мэра Москвы в 1999 году, когда срок полномочий Мэра, исчисляемый со дня выборов Мэра 16 июня 1996 года, был сокращен до даты выборов в 1999 году депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшихся 19 декабря 1999 года.
Статья 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [17] устанавливает возможность однократного продления или сокращения срока полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не более чем на один год. Продление или сокращение срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации в целях совмещения выборов в указанные органы с выборами вышестоящего уровня. При этом выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 мая 2004 года.
Часть 4 комментируемой статьи закрепляет правило о невозможности для одного и того же лица избираться на должность Мэра Москвы более двух сроков подряд. Указанное ограничение повторяет пункт 5 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конституцией Российской Федерации установлено аналогичное ограничение для занятия должности Президента Российской Федерации. Действовавшая до 2001 года редакция Устава города Москвы соответствующего ограничения не содержала.
Порядок выборов Мэра Москвы определяется отдельным законом города, положения которого должны соответствовать Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Правом участвовать в голосовании на выборах Мэра Москвы (избирательным правом) обладают все жители Москвы (т.е. граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Москвы, что устанавливается правилами регистрационного учета населения), достигшие на день голосования 18 лет. Не имеют права участвовать в голосовании граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Возможностью участвовать в выборах Мэра Москвы в качестве кандидата обладают все граждане Российской Федерации (независимо от места их проживания), достигшие 30-летнего возраста и обладающие избирательным правом. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет законам субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать минимальный возраст кандидата на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - до 30 лет. При этом установление максимального возраста кандидата запрещается.
Кандидаты на должность Мэра могут быть выдвинуты избирателями в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и избирательными блоками.
Для регистрации в качестве кандидата на должность Мэра города Москвы необходимо собрать не менее 1% подписей от общего числа избирателей Москвы либо внести избирательный залог.
Вступление Мэра Москвы в должность происходит не позднее чем на десятый день после опубликования Московской городской избирательной комиссией официальных результатов выборов.
Церемония вступления в должность Мэра Москвы проводится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Московской городской Думы, членов Московской городской избирательной комиссии, председателей Московского городского суда и Арбитражного суда Москвы, Прокурора Москвы, Вице-мэра Москвы, почетных граждан города, приглашенных представителей общественных и других организаций. По установившейся традиции на церемонию вступления Мэра Москвы в должность приглашаются также представители федеральных органов государственной власти.
Текст присяги Мэра Москвы после подписания передается на хранение в Московскую городскую Думу.
Ограничения для лица, занимающего должность Мэра Москвы (часть 9 комментируемой статьи), дублируют положения части 4 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия Мэра Москвы прекращаются со дня вступления в должность вновь избранного Мэра Москвы. Этим правилом обеспечивается непрерывная преемственность власти.
Часть 10 комментируемой статьи устанавливает порядок исполнения обязанностей Мэра Москвы в случаях признания выборов Мэра Москвы несостоявшимися, недействительными или если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран. Часть 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что исполнение обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в таких случаях должно осуществляться в соответствии с уставом субъекта Российской Федерации. При этом повторные выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев после подведения итогов предыдущих выборов.
Последняя часть комментируемой статьи устанавливает ограничение полномочий ранее избранного Мэра Москвы в период с момента избрания Мэра Москвы до вступления его в должность.




Вернутся в раздел Комментарии к законам