Комментарии к законам

Статья 23. Разграничение собственности на территории города Москвы. 1. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность города Москвы находится в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы. Отнесение государственного имущества к собственности города Москвы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и договором между Российской Федерацией и городом Москвой. Перечень объектов собственности Российской Федерации на территории города Москвы составляется и изменяется совместно Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы на основании Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.



2. Город Москва и Российская Федерация могут иметь общую государственную собственность.
3. Споры по разграничению государственной собственности города Москвы и Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Разграничение собственности между городом Москвой и муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с настоящим Уставом и законами города Москвы.
5. Перечень объектов, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых в собственность муниципальных образований, определяется законом города Москвы.
6. Город Москва может передавать часть объектов, находящихся в собственности города Москвы, в управление муниципальным образованиям в порядке и на условиях, установленных законами города Москвы.
Комментарий к статье 23
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом федеральная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Такое разграничение охватывает вопросы определения собственника, передачи объектов из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации. Пообъектное отнесение имущества к федеральной собственности или к собственности субъекта Федерации согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В настоящее время согласно статье 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" [5] изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты по вопросам, которые, согласно части первой Кодекса, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" [32] определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Указанный Закон применяется в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Закона в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, предусмотренное для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Основания передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, в муниципальную собственность устанавливаются законами города Москвы.
Кроме того, в настоящее время в части, не противоречащей федеральному законодательству, действуют Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (в ред. от 10 сентября 1993 года) и распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
В области разграничения собственности между Российской Федерацией и городом Москвой действуют также Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" [38] и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4803-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", которые могут рассматриваться как специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной области.
В настоящее время также действует Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 года.
Согласно этому Договору разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность Москвы осуществляется в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.
Город Москва и Российская Федерация могут иметь общую государственную собственность. Данное положение вытекает из статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает возможность наличия общей собственности в отношении имущества, находящегося в собственности двух или нескольких лиц. Гражданским кодексом Российской Федерации установлено также, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вступают в гражданско-правовые отношения на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает понятие государственной собственности и не препятствует наличию общей собственности. Однако в данном случае речь идет об общей долевой собственности, при которой необходимо определение долей каждого из собственников, так как в соответствии с гражданским законодательством в совместной собственности может находиться имущество лишь у некоторых категорий лиц.
Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает общий порядок передачи объектов собственности города Москвы в собственность муниципальных образований. Перечень передаваемых в собственность муниципальных образований объектов будет определяться специальным законом города Москвы. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 комментируемый статьи в порядке и на условиях, установленных законами города Москвы, часть объектов, находящихся в собственности города Москвы, может передаваться в управление муниципальным образованиям.




Вернутся в раздел Комментарии к законам