Комментарии к законам

Статья 23. Отказ в государственной регистрации. 1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:



а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.
4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
5. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Комментарий к статье 23
1. ГК РФ непосредственно не предусматривает основания, влекущие отказ в государственной регистрации юридических лиц. Бланкетная норма ст. 51 Кодекса определяет правило, согласно которому отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом.
Будет справедливо утверждать, что имеет место наличие общего порядка государственной регистрации юридических лиц, предусмотренного комментируемым Законом, и специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц, установленного иными федеральными законами (см. ст. 10 и комментарий к ней).
2. Комментируемая статья предусматривает, что отказ в государственной регистрации возможен только в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, предусмотрен в статьях комментируемого Закона, посвященных государственной регистрации создаваемого юридического лица (см. ст. 12 и комментарий к ней), государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (см. ст. 14 и комментарий к ней), государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица (см. ст. 17 и комментарий к ней) и государственной регистрации юридического лица при его ликвидации (см. ст. 21 и комментарий к ней).
Надлежащий регистрирующий орган определяется местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. ст. 8 и комментарий к ней).
3. Федеральным законодательством в отношении отдельных видов юридических лиц установлены специальный порядок регистрации, а также основания для отказа в государственной регистрации.
Основаниями для отказа в регистрации торгово - промышленной палаты являются нарушение установленного порядка создания торгово - промышленной палаты или несоответствие ее устава законодательству Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> См. ст. 10 Закона о торгово - промышленных палатах.
Следует отметить, что указанные выше основания для отказа в государственной регистрации содержались и в ГК РФ до внесения в него изменений, связанных с приведением законодательства Российской Федерации в соответствие с комментируемым Законом <*>.
--------------------------------
<*> Закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.
Нарушение порядка образования юридического лица выражается в невыполнении определенных законом требований к процедуре создания юридического лица либо к процедуре внесения изменений в учредительные документы юридического лица.
Например, в соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции в целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции установлен государственный контроль за созданием объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций). В случае создания такого союза или ассоциации лица или орган, принимающие решение о создании, должны получить согласие федерального антимонопольного органа на образование юридического лица.
Ранее, по мнению ВАС РФ, при отсутствии согласия федерального антимонопольного органа на создание союза или ассоциации коммерческих организаций такие акты государственной регистрации объединения должны были признаваться недействительными <*>.
--------------------------------
<*> Письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1. С. 107.
Учредительные документы юридического лица не соответствуют закону в том случае, когда в них отсутствуют необходимые условия, которые должны содержаться в учредительных документах.
В ст. 52 ГК РФ указывается, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются образовать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Нормы, содержащиеся в федеральных законах, регулирующих правовое положение отдельных юридических лиц, предъявляют дополнительные требования к учредительным документам.
В частности, устав торгово - промышленной палаты <*> должен предусматривать:
--------------------------------
<*> См. ст. 8 Закона о торгово - промышленных палатах.
а) наименование, цели, задачи и функции торгово - промышленной палаты;
б) наименование территории, в пределах которой торгово - промышленная палата осуществляет свою деятельность;
в) условия и порядок приема в члены торгово - промышленной палаты и выхода из нее;
г) права и обязанности членов торгово - промышленной палаты;
д) порядок образования руководящих органов торгово - промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
е) источники формирования имущества торгово - промышленной палаты;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово - промышленной палаты;
з) порядок прекращения деятельности торгово - промышленной палаты.
Устав торгово - промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово - промышленной палаты РФ.
В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям <*>:
--------------------------------
<*> См. ст. 23 Закона об общественных объединениях.
если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям ст. 16, 19, 20, 21 Закона об общественных объединениях и законам об отдельных видах общественных объединений;
если представлен неполный перечень определенных Законом об общественных объединениях необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;
создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
учредитель (учредители) неправомочен <*>.
--------------------------------
<*> См. ст. 12 Закона о религиозных объединениях.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям <*>:
--------------------------------
<*> См. ст. 16 Закона о банках.
1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера данной кредитной организации. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:
отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;
совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 81 ТК РФ;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если <*>:
--------------------------------
<*> См. п. 1, 2 ст. 20 Закона о партиях.
а) положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону о партиях и иным федеральным законам;
б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Закона о партиях;
в) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии;
г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона о партиях;
д) нарушены установленные Законом о партиях сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.
Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
а) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии;
б) территориальным органом, принимающим решение о регистрации, установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона о партиях.
4. В случае государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, принимается решение о государственной регистрации, на основании которого вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц.
Отказ в государственной регистрации оформляется только в виде решения, содержащего основания для отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Правительством РФ утверждены формы решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган <*>.
--------------------------------
<*> Приложения N 14, 15 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (см. комментарий к ст. 8).
Если о государственной регистрации заявитель уведомляется путем получения документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр, непосредственно в регистрирующем органе либо по почте, то решение об отказе должно быть направлено заявителю через организацию почтовой связи с уведомлением о вручении такого решения. Срок этого уведомления комментируемая статья не устанавливает.
В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации торгово - промышленной палаты, политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации <*>.
--------------------------------
<*> См. ст. 10 Закона о торгово - промышленных палатах, п. 4 ст. 20 Закона о политических партиях.
5. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в течение установленного срока в арбитражный суд (см. ст. 33 АПК). Отказ в государственной регистрации общественных объединений, в том числе политических партий, религиозных организаций, рассматривается судами общей юрисдикции в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством <*>.
--------------------------------
<*> См. ст. 23 Закона об общественных объединениях, п. 2 ст. 12 Закона о религиозных объединениях, п. 5 ст. 20 Закона о политических партиях.




Вернутся в раздел Комментарии к законам