2. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Комментарий к статье 20
1. Порядок ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ (ст. 61 - 64), сводится к следующему.
Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ, не является исчерпывающим. В частности, в нем в качестве оснований добровольной ликвидации предусматриваются истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. До недавнего времени к такому роду оснований относилось "признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер" <*>.
--------------------------------
<*> Исключено ст. 9 Закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.
Основаниями принудительной ликвидации по решению суда являются: грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов; систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям; иные случаи, предусмотренные ГК РФ.
О принятом решении указанные лица обязаны незамедлительно письменно (Правительством РФ утверждена форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица) <1> сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ) <2>. Отличие указанной нормы от нормы п. 1 комментируемой статьи заключается в определении различных органов, в которые необходимо представлять сведения о принятом решении о ликвидации юридического лица. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться федеральными законами. В частности, Законом о торгово - промышленных палатах определено, что решение о государственной регистрации торгово - промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово - промышленной палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово - промышленной палаты при ее создании <3>. В этот же орган представляются сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ликвидации общественного объединения <4>, профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации <5>, религиозной организации <6>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
<2> Данная редакция п. 1 ст. 62 ГК РФ утверждена Законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.
<3> См. абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона о торгово - промышленных палатах.
<4> См. ст. 26 Закона об общественных объединениях.
<5> См. п. 2 ст. 10 Закона о профсоюзах.
<6> См. п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях.
В Банк России представляются сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ликвидации кредитной организации <*>.
--------------------------------
<*> См. ч. 1 ст. 23 Закона о банках.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, о порядке и сроках заявлений требований кредиторов. Наряду с публикацией ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации.
С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса производятся расчеты с кредиторами в порядке очередности (ст. 64 ГК РФ), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица (некоммерческие организации).
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом <*>, например, в случае ликвидации кредитной организации (ч. 10 ст. 23 Закона о банках).
--------------------------------
<*> См. п. 2, 5 ст. 63 ГК РФ.
Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Комментируемый Закон впервые вводит понятие государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как создание юридического лица, его реорганизация, так и ликвидация юридического лица требуют внесения соответствующей записи в государственный реестр (см. также ст. 1 и комментарий к ней).
Государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией посвящена гл. 7 (ст. 20 - 22) комментируемого Закона.
Если государственная регистрация юридического лица при его создании (ст. 12 - 13) порождает гражданско - правовой статус и гражданско - правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.
Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (этот момент - включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.
Аналогичный процесс имеет место и в случае исключения юридического лица из государственного реестра.
Ликвидация юридического лица - достаточно длительная процедура прекращения юридического лица, завершающим этапом которой является внесение записи в государственный реестр (см. п. 6 ст. 22 и комментарий к ней). Начинается процесс ликвидации с принятия решения о ликвидации юридического лица.
На лиц, принявших решение о ликвидации, комментируемая статья возлагает осуществление ряда обязанностей по ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны письменно уведомить об этом уполномоченный государственный либо регистрирующий орган. Статья 62 ГК РФ, устанавливая обязанность уведомления, предусматривает незамедлительность такого сообщения. Комментируемая статья называет трехдневный срок, в течение которого регистрирующий орган должен быть письменно уведомлен о принятом решении с приложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление производится по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (см. комментарий к ст. 8, 13).
3. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.
В практике арбитражных судов возникает вопрос: кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке?
В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.
Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора). Исходя из рекомендательного характера письма, предъявлять требования к судам о соблюдении установленного комментируемой статьей трехдневного срока не следует.
На основании полученного уведомления регистрирующий орган в установленные сроки (см. ст. 8 и комментарий к ней) вносит запись в государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В случае представления уведомления в орган, принимавший решение о регистрации данного юридического лица, такой орган принимает решение и о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц <*>.
--------------------------------
<*> Например, см. п. 7 ст. 41 Закона о партиях, ст. 14 Закона о религиозных объединениях, ч. 2 ст. 23 Закона о банках.
Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации.
В п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения предусмотрены определенные ограничения в отношении органов управления юридического лица.
Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". После введения процедуры наблюдения органы управления юридического лица - должника не вправе принимать решения:
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации юридического лица - должника;
о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;
о создании филиалов и представительств;
о выплате дивидендов;
о размещении юридическим лицом - должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
4. Существовавший порядок государственной регистрации юридических лиц предполагал, что прекращение деятельности юридического лица проводится под контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Контроль проявлялся в согласовании основных процедур ликвидации юридического лица (назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса) с регистрирующим органом. Сегодня это возможно только в случаях, прямо установленных законом.
Комментируемый Закон, принятый в числе других федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики страны, в этой части ослабляет контроль со стороны государства за прекращением деятельности юридических лиц, что не благоприятствует стабильности гражданского правопорядка.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица сводится к тому, что действия регистрирующего органа заключаются в совершении определенных формальностей. Однако процедура регистрации, с одной стороны, должна быть не стеснением, а гарантией для учредителей и третьих лиц, поэтому чем проще процедура регистрации, тем она целесообразнее, и в то же время, с другой стороны, регистрация не должна иметь значение пустой, бесцельной формальности. Об этом еще в 1878 г. писал И.Т. Тарасов в своем "Учении об акционерных компаниях" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М.: Статут, 2000. С. 343 - 344.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица. 1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Вернутся в раздел Комментарии к законам