Комментарии к законам

Статья 391. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации. Работники таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации консультируют по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.



За консультации взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается, если правовой акт не опубликован, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, в том числе решениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Комментарий к статье 391
Нормы комментируемой статьи Таможенного кодекса РФ развиваются в пунктах 6.1 - 6.19 Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденного Приказом ГТК России от 15 мая 1995 года N 318.
Работники таможенных органов консультируют всех заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. В соответствии с пунктом 2 Приказа ГТК России от 15 мая 1995 года N 318 консультирование в таможенных органах осуществляется уполномоченными сотрудниками юридических служб, включая Правовое управление ГТК России. Возложение обязанности оказания консультаций производится с согласия сотрудника и оформляется правовым актом таможенного органа.
Начальник таможенного органа, исходя из укомплектованности юридической службы, стажа работы ее сотрудников и некоторых других обстоятельств, может привлекать для оказания консультаций сотрудников других подразделений таможенного органа.
Таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения (Российская таможенная академия и ее филиалы) имеют право оказывать консультации по таможенным вопросам в пределах своей компетенции.
Консультирование должно проводиться в местах нахождения таможенных органов и учреждений системы ГТК России и во время их работы.
При этом таможенным органам предоставляется право установить определенные дни и часы консультирования. При необходимости консультации могут проводиться и после окончания работы таможенного органа.
Консультирование проводится в форме ответа на вопросы, поставленные заинтересованным лицом или его представителем. Письменный ответ дается только при подаче запроса в письменной форме. Устный ответ может быть дан на вопрос, поставленный как в устной, так и в письменной форме (по выбору заинтересованного лица).
Для получения устной консультации заинтересованное лицо подает заявку, в которой указывает: количество и краткое содержание вопросов, форму консультации (письменная или устная), сроки получения консультации, объем консультации, сведения о платежном документе, подтверждающем оплату услуг по консультированию, а также дополнительные сведения по усмотрению заявителя.
Устные консультации предоставляются в порядке очередности в границах времени, установленного для консультирования. Срочные устные консультации предоставляются вне очередности, как правило, в течение дня обращения за консультацией.
Для получения письменной консультации заинтересованное лицо к заявке должно приложить перечень письменных вопросов. В самой заявке указывается, помимо прочей информации, способ передачи текста письменного ответа (на руки, почтой, факсимильной связью, курьером или иным способом).
Консультирование в письменной форме предполагает передачу письменного ответа в течение тридцати дней со дня получения заявки и вопросов. Срочные письменные консультации предоставляются в течение одного, трех, семи, четырнадцати либо двадцати одного дня (по выбору заинтересованного лица).
По просьбе заинтересованного лица устные и письменные консультации могут предоставляться по договору об абонементном обслуживании в приоритетном порядке. Образец такого договора приведен в приложении N 6 к Положению об информировании и консультировании по таможенным вопросам.
При даче консультации должностное лицо таможенного органа не имеет права:
а) давать консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;
б) вносить изменения и дополнения в предоставленные заинтересованными лицами документы. В связи с этим консультации по заполнению таможенной декларации и иных документов оказываются только в устной форме, без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом;
в) проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, используемые в таможенных целях, составлять такие декларации и документы от своего имени;
г) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам и т.п.;
д) давать сведения, не подлежащие разглашению;
е) давать консультации по вопросам, связанным с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности, а также по вопросам обжалования лицом решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
ж) давать консультации по вопросам рассматриваемого судебного дела, в котором одной из сторон является таможенный орган или его должностное лицо.
Таким образом, консультации таможенных органов, как правило, не касаются правоохранительной стороны деятельности таможни. В случаях, описанных в пункте "е" и "ж", заинтересованному лицу следует обращаться в юридическую контору, адвокатское бюро или организацию, имеющую лицензию на предоставление юридических услуг.
Сведения, предоставленные должностными лицами таможенных органов при консультировании, не являются основанием для принятия какого-либо решения или совершения какого-либо действия должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, осуществляющим таможенный контроль и т.д. Таким образом, сведения и информация, полученные в порядке консультирования, обращены только к заинтересованному лицу и предназначены только для него.
В части 2 статьи 391 Таможенного кодекса РФ устанавливается, что за консультации взимается плата, размер которой подлежит обязательному согласованию с Министерством финансов РФ. Должностное лицо таможенного органа дает разовую устную или письменную консультацию только после внесения платы за нее на банковский счет таможенного органа или в кассу таможенного органа. В случае, когда консультирование проводится по договору об абонементном обслуживании, порядок и срок внесения платы за консультирование определяются в договоре.
Плата за консультирование не взимается при оказании консультации об обязанностях лица, определенных неопубликованным правовым актом, а также в других случаях, предусмотренных в специальных нормативных актах ГТК России. В остальных случаях плата взимается в размере, зависящем от:
1) формы консультации (письменная или устная);
2) объема консультации (продолжительности устной консультации, количества страниц в письменном ответе);
3) срока оказания консультации (обычная или срочная устная консультация; письменный ответ в течение одного, трех, четырнадцати, двадцати одного дня или не позднее тридцати дней);
4) времени оказания устной консультации (во время работы таможенного органа или по завершении его работы);
5) способа передачи текста письменного ответа заинтересованному лицу.
Так, за письменную консультацию, предоставляемую в течение одного рабочего дня, взимается плата, эквивалентная 30 долл. США за одну страницу. Если же письменный ответ готовился две недели, то размер платы уменьшается почти в два раза - 16 долл. США. Устная консультация оплачивается по тарифу - эквивалент 7 долл. США за каждые полчаса консультирования; если заинтересованное лицо нуждается в срочной устной консультации, то тариф увеличивается вдвое (14 долл. США).
Размеры платы за консультирование приведены в приложении N 1 к Положению об информировании и консультировании.
В соответствии со статьей 402 Таможенного кодекса РФ средства, полученные за предоставление информации и консультирование по вопросам таможенного дела, используются на улучшение условий оплаты труда работников таможенных органов, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений ГТК России.




Вернутся в раздел Комментарии к законам