Комментарии к законам

Статья 300. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при выявлении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации. При наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, если они выявлены в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в порядке, предусмотренном статьями 223, 365 настоящего Кодекса.



При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившее признаки преступления, квалифицирует в протоколе указанное противоправное деяние в соответствии со статьями 219, 220, 221 настоящего Кодекса либо со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. В этом случае начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель обязан в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.
В период с момента обнаружения при проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления признаков контрабанды или иного преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, до принятия одного из указанных в части второй настоящей статьи решений должностное лицо таможенного органа Российской Федерации проводит проверку по данному факту в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.
Комментарий к статье 300
В процессе осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы выявляют не только административные правонарушения, но также и противоправные деяния с более серьезной степенью общественной опасности - преступления. Таможенный кодекс РФ устанавливает полномочия таможенных органов в случаях обнаружения их должностными лицами признаков преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции данных государственных органов, решать вопрос о возбуждении уголовных дел.
В соответствии с частью 3 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознавателями таможенных органов производится дознание по статьям 188 (Контрабанда) и 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей) Уголовного кодекса РФ. При обнаружении признаков иных преступлений таможенные органы не вправе самостоятельно делать вывод о наличии либо отсутствии повода и основания для возбуждения уголовного дела и могут лишь направить материалы, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, по подследственности. Так, например, нередко по делам о нарушениях таможенных правил устанавливаются факты подделки документов. Ответственность за подобные противоправные деяния установлена статьей 327 Уголовного кодекса РФ.
Часть 1 комментируемой статьи оговаривает, что вопрос о возбуждении уголовного дела, признаки которого обнаружены в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил, решается таможенным органом в порядке, предусмотренном статьями 223 и 365 Таможенного кодекса РФ (с 1 июля 2002 года - статьей 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В соответствии со статьей 223 Таможенного кодекса РФ при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и установлению лиц, его совершивших. Статьей 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность вынесения при рассмотрении дела об административном правонарушении постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в деянии лица содержатся признаки преступления.
Часть 2 статьи 300 Таможенного кодекса РФ установила, что в случае обнаружения признаков преступлений, производство дознания по которым относится к компетенции таможенных органов, в ходе производства таможенного оформления или таможенного контроля должностное лицо таможенного органа, непосредственно обнаружившее такое преступление, квалифицирует его в соответствии со статьями 219 - 221 Таможенного кодекса РФ либо статьей Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за данное противоправное деяние. Следует, однако, отметить, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 года N 5223-1 "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" упомянутые статьи Таможенного кодекса РФ вступают в силу только после внесения соответствующих изменений в нормы Уголовного кодекса РФ. Поскольку до настоящего момента данное условие не выполнено, статьи 219 - 221 Таможенного кодекса РФ следует рассматривать как не вступившие в законную силу. Уголовный кодекс РФ остается пока единственным законодательным актом, закрепляющим перечень уголовно наказуемых деяний. Таким образом, квалификация преступных деяний осуществляется таможенными органами в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ.
После обнаружения таможенным органом признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 194 Уголовного кодекса РФ, в течение трех суток, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток начальник таможенного органа обязан принять в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче материалов о преступлении по подследственности.
Частью 3 рассматриваемой статьи Таможенного кодекса РФ установлено, что с момента обнаружения признаков преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, и до принятия начальником таможенного органа одного из приведенных решений проверка факта противоправного деяния осуществляется в порядке производства по делу о нарушении таможенных правил. Таким образом, обеспечивается проведение в рамках административного расследования неотложных процессуальных действий, проведение мероприятий, способствующих закреплению следов правонарушения и обеспечению производства (к примеру, изъятие вещественных доказательств). Также в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил в подобном случае могут быть получены дополнительные доказательства, подтверждающие уголовно наказуемый характер выявленного правонарушения либо свидетельствующие об обратном. Например, подобным доказательством может служить проведенная по делу о нарушении таможенных правил оценочная экспертиза, если квалифицирующим признаком преступления является стоимость предмета преступления.




Вернутся в раздел Комментарии к законам