Комментарии к законам

Статья 216. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, то есть:



обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
приводят Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;
обеспечивают опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и обеспечивают их опубликование;
осуществляют иные функции, необходимые для ведения указанной номенклатуры.
Комментарий к статье 216
Каждый товар, включенный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров.
Процедура нахождения для товара места в товарной номенклатуре таможенного тарифа (или, как принято говорить, - классификация товара) имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е. его товарной позиции, зависит уровень его таможенного обложения. Во-вторых, поскольку товарная номенклатура тарифа часто имеет универсальное значение, от тарифной классификации зависит и возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования. В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используются для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позволяют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики. При выделении каких-либо товаров в отдельные позиции создается возможность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, детализация товарной номенклатуры тарифа дает известные преимущества при ведении торговых переговоров с другими странами, поскольку создает возможности выбора и маневрирования при предоставлении тарифных уступок и льгот, позволяя свести до минимума последствия нежелательных для национальной экономики уступок при взаимном снижении общего уровня таможенного обложения товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ "О таможенном тарифе" Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (далее - ТН ВЭД России), номенклатура действующего Таможенного тарифа РФ, определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Долгое время в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных целях. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.
С развитием внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура <*>. В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 года N 372). Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года.
--------------------------------
<*> Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 15 декабря 1950 года).
ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д. <*>.
--------------------------------
<*> Текст Международной конвенции о ГС был опубликован: Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 85.
ТН ВЭД России представляет собой национальную производную ГС. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).
ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ <*>.
--------------------------------
<*> Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.
С 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, осуществленная в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза.
Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. 3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств. С 1 января 1997 года действует второе издание ТН ВЭД СНГ <*>. Ведется работа по совершенствованию ТН ВЭД СНГ: готовится детализация товаров на уровне 9-го знака, призванного отражать национальные особенности товарной структуры внешней торговли. При детализации ТН ВЭД предполагается учитывать, является ли товар квотируемым, лицензируемым, сертифицируемым, требуется ли индивидуальный подход к товару при исчислении таможенных пошлин, НДС, акцизов и т.д. <**>
--------------------------------
<*> Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Изд. 2-е. М., 1996.
<**> Основы таможенного дела / Под общ. ред. В.Г. Драганова. М., 1998. С. 274.
Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России - нововведение, введенное Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 года N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения <*>.
--------------------------------
<*> Разъяснение Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.
Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России:
1) собственно номенклатурную часть;
2) примечания к разделам и группам;
3) основные правила интерпретации ТН ВЭД.
Кроме того, могут быть использованы и другие источники: письма ГТК России о классификации отдельных товаров (на начало 2001 года действовало свыше 70 таких писем), сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения. В письме ГТК России от 17 октября 2000 года N 01-06/29921 "О пояснениях к ТН ВЭД СНГ" таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты и другие заинтересованные лица информируются о выпуске четырех томов Пояснений к ТН ВЭД СНГ - одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение номенклатуры.
Изданные четыре тома содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанной Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества). Том 1 - разделы I - IV, группы 1 - 29; том 2 - разделы VI - XI, группы 30 - 63; том 3 - разделы XII - XVI, группы 64 - 84; том 4 - разделы XVI - XXI, группы 85 - 97. Планируется издание также пятого тома, содержащего пояснения к детализации позиций Гармонизированной системы на 7 - 8-м знаках кодового обозначения, соответствующие Пояснениям к Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (Explanatory Notes to the Combined Nomenclature of the European Union), разработанным Комиссией Европейского Союза.
Составной частью в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации. Существует шесть таких правил. Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые 4 знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 - 10-й разряды десятичного кода товара).
Правило 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если только такие тексты не требуют иного, в соответствии с положениями Правила 2.
Правило 2.
а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала и вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Правило 3. В случае если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарной позиции с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правило 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассмотренными товарами.
Правило 5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:
а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара (упаковка), имеющая особую форму и предназначенная для хранения соответствующих изделий или набора изделий, пригодная для длительного пользования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями. Однако данное правило не применяется к таре (упаковке), которая, образуя с упакованными изделиями единое целое, придает последнему существенно иной характер.
б) Согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а), упаковочные материалы и упаковочные контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или упаковочные контейнеры со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Ведение ТН ВЭД отнесено к основным функциям российских таможенных органов (п. 12 ст. 10 Таможенного кодекса РФ). Осуществляя эту функцию, таможенные органы (ст. 216 Таможенного кодекса РФ):
- обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
- приводят ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой;
- обеспечивают опубликование ТН ВЭД;
- разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию ТН ВЭД и обеспечивают их опубликование.
Особыми полномочиями по ведению ТН ВЭД наделен ГТК России. В соответствии со статьей 218 Таможенного кодекса РФ ГТК России представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД, а также участвует в подготовке предположений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам