В указанном случае таможенные органы Российской Федерации вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами. При обнаружении правонарушений лица несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 193
Гарантируя соблюдение принципа законности в таможенной сфере, законодатель закрепляет в Таможенном кодексе РФ, что вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания предполагать факт нарушения российского законодательства или международного договора с участием России, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств можно свести к двум основным разновидностям - плановому и внеплановому контролю.
Проведение планового таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств предполагается самим характером ряда таможенных режимов. Так, таможенные органы совместно с банками организуют и осуществляют таможенно - банковский контроль за поступлением в Россию валютной выручки за уже совершенные экспортные поставки. Планируется проведение последующего таможенного контроля и в случае условного выпуска, то есть такого выпуска товаров и транспортных средств, который сопровождался бы предоставлением декларанту таможенных льгот при условии обязательного целевого использования товаров и транспортных средств.
Внеплановый (внезапный) последующий таможенный контроль, как правило, связан с фактом нарушения таможенных предписаний, выявление которого непосредственно не стало результатом планируемой правоохранительной деятельности таможенных органов. Чаще всего осуществление такого последующего таможенного контроля связано с поступлением информации от других правоохранительных и контролирующих органов. Между последними и ГТК России могут заключаться специальные соглашения о взаимодействии и координации совместных усилий.
При осуществлении последующего таможенного контроля (то есть контроля после выпуска товаров и транспортных средств) таможенные органы могут реализовывать следующие полномочия:
- проверять наличие товаров и транспортных средств;
- проводить их повторный таможенный досмотр;
- перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации;
- проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами.
Последующие проверки могут проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, имеющего прямое или косвенное отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.
Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств может проводиться в различных формах.
Экспертизы после выпуска товаров и транспортных средств назначаются по тем же основаниям, однако при условии, что сам таможенный контроль производится на основании достаточных данных о наличии нарушений законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. В этом случае в поручении о назначении экспертизы делается ссылка на статьи 183 и 193 Таможенного кодекса РФ.
Порядок проведения повторного таможенного досмотра определен в письме ГТК России от 12 сентября 1996 года N 01-15/16548.
В целях обнаружения и пресечения таможенных правонарушений и выявления случаев причастности к ним сотрудников таможенных органов в соответствии с положениями статей 180 и 193 Таможенного кодекса РФ организуется проведение комплекса мероприятий по осуществлению повторного таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в том числе и после их выпуска <*>.
--------------------------------
<*> Следует отметить, что повторный таможенный досмотр может проводиться не только после выпуска товаров и транспортных средств, но и на этапе до их выпуска (п. 1 письма ГТК России от 12 сентября 1996 года N 01-15/16548).
После выпуска товаров и транспортных средств повторный таможенный досмотр за ними может проводиться в любое время в целях выявления фактов недостоверного декларирования товаров, прошедших таможенное оформление, уклонений от уплаты таможенных платежей или совершения иных таможенных правонарушений.
Основанием для принятия решения о проведении повторного таможенного досмотра после выпуска товаров и транспортных средств могут быть любые сведения о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Повторный таможенный досмотр проводится в местах нахождения товаров и транспортных средств.
Повторный таможенный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится по решению и на основании распоряжения начальника таможни, начальника акцизного таможенного поста либо должностных лиц, их замещающих.
При необходимости такой досмотр может быть проведен по решению начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России, начальника регионального таможенного управления, начальника оперативной таможни либо их заместителей как с уведомлением начальника таможни, в зоне деятельности которой он будет проводиться, так и без такового.
Таможенный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится таможенными нарядами.
Таможенные наряды формируются начальником таможенного органа. В состав наряда должны включаться должностные лица подразделений по борьбе с таможенными правонарушениями, отдела таможенного оформления и таможенного контроля. Для проведения контроля могут привлекаться должностные лица других подразделений таможенных органов.
В целях обеспечения безопасности таможенного наряда и выполнения возложенных на него обязанностей в обязательном порядке создается группа обеспечения, состоящая из вооруженных табельным оружием сотрудников подразделений таможенной охраны, специального отряда быстрого реагирования.
Таможенный наряд возглавляет старший таможенного наряда (как правило, должностное лицо подразделений по борьбе с таможенными правонарушениями, таможенной инспекции или собственной безопасности), назначаемый начальником таможенного органа. Старшему таможенного наряда подчинены личный состав таможенного наряда и группа обеспечения на период проведения повторного таможенного досмотра.
Начальник таможенного органа принимает решение о необходимом вооружении и снаряжении, включая средства транспорта и связи, организует инструктаж таможенного наряда. Обеспечение должностных лиц таможенного наряда огнестрельным оружием, специальными средствами и индивидуальными средствами защиты определяется исходя из оперативной обстановки и условий проведения повторного таможенного досмотра.
Таможенный наряд при проведении повторного таможенного досмотра должен иметь:
- распоряжение начальника таможенного органа о проведении повторного таможенного досмотра, в котором должны быть указаны основания принятия решения о проведении такого досмотра; место проведения, состав и старший таможенного наряда; тип и количество огнестрельного оружия, его номера и количество боеприпасов к нему (если принято решение о вооружении должностных лиц таможенного наряда); выделение группы обеспечения (без обязательного указания персонального состава данной группы);
- оборудование для наложения средств идентификации;
- технические средства для проведения досмотра;
- комплект бланков процессуальных документов, необходимых для фиксации выявленных таможенных правонарушений, изъятия товаров и транспортных средств, проведения неотложных процессуальных действий (осмотр, опрос и т.п.);
- другие средства проведения повторного таможенного досмотра, определяемые старшим таможенного наряда, исходя из конкретных условий и оперативной обстановки проведения таможенного досмотра.
При проведении повторного таможенного досмотра вправе присутствовать декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении досматриваемых товаров и транспортных средств, а также переводчик, владелец склада либо их представители.
Результаты повторного таможенного досмотра фиксируются в акте повторного таможенного досмотра товаров и транспортных средств, составляемом в произвольной форме в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта остается в делах таможенного органа и хранится с первым экземпляром грузовой таможенной декларации, а в случае заведения дела о нарушении таможенных правил или возбуждения уголовного дела приобщается к материалам соответствующего дела.
Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении досматриваемых товаров и транспортных средств, в момент проведения досмотра.
В случае обнаружения признаков таможенного правонарушения при проведении повторного таможенного досмотра принимаются решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального и таможенного законодательства.
При выявлении фактов ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него обязанностей по осуществлению таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в отношении которых проводился повторный таможенный досмотр, проводится служебное расследование и принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 193. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств. Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам