Комментарии к законам

Статья 126. Порядок производства таможенного оформления. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.



Комментарий к статье 126
Таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ. Такое определение понятия "таможенное оформление" содержится в статье 18 Таможенного кодекса РФ (п. 15). Положения комментируемой статьи определяют, что порядок производства таможенного оформления устанавливается не только Таможенным кодексом РФ, но также и иными актами законодательства Российской Федерации и нормативными актами ГТК РФ, но на данный момент такого комплексного нормативного акта ГТК РФ нет <*>.
--------------------------------
<*> До недавнего времени таким комплексным нормативным правовым актом, регулирующим порядок таможенного оформления, являлись Типовые правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденные Приказом ГТК РФ 16 мая 2001 года N 442, но на данный момент этот документ утратил силу, так как Минюстом РФ было отказано в регистрации данного документа - письмо Минюста РФ от 25.06.2002 N 07/5918-ЮД.
Приказом ГТК РФ от 27 декабря 2001 года N 1255 в целях совершенствования процедуры таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, выполняющих международные перевозки, были утверждены Правила таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов (приложение к этому Приказу).
Этими Правилами регулируется порядок таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, перемещающих через таможенную границу Российской Федерации пассажиров и товары, включая багаж и международные почтовые отправления, по договорам международной перевозки <*>.
--------------------------------
<*> Воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства, является международной.
Воздушные суда подлежат декларированию таможенному органу в аэропорту прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, открытом в соответствии с установленным порядком для международного сообщения, либо в международном аэропорту отправления с таможенной территории Российской Федерации.
Воздушные суда, используемые для международной перевозки пассажиров и товаров, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза) с учетом особенностей правового регулирования таможенным режимом временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств" <*>. При совершении на таможенной территории Российской Федерации запланированных посадок с целью принятия на борт или выгрузки (перегрузки) с борта воздушного судна пассажиров и товаров воздушным судном, осуществляющим международную перевозку, при которой пункт отправления и пункт назначения соответственно расположены за пределами таможенной территории Российской Федерации, возможно помещение такого воздушного судна под таможенный режим транзита.
--------------------------------
<*> По вопросам, связанным с временным ввозом (вывозом) транспортных средств, см. также Приказ ГТК РФ от 31.07.2001 N 744.
Таможенное оформление, в том числе декларирование, воздушного судна в соответствии с таможенными режимами временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами или транзита производится в упрощенном порядке с представлением документов, перечень которых содержится в Правилах.
Таможенное оформление воздушного судна с частичным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами производится с представлением грузовой таможенной декларации, иных документов, необходимых в таможенных целях, а также документов, перечень которых определен настоящими Правилами таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов.
Для таможенного оформления и таможенного контроля воздушного судна командир воздушного судна или ответственное лицо, представляющее эксплуатанта <*> и уполномоченное им выступать от его имени при выполнении всех формальностей, связанных с прибытием, отправлением и таможенным оформлением воздушного судна, предъявляет сотруднику таможенного органа в двух экземплярах следующие документы, удостоверенные в соответствии с установленным порядком:
--------------------------------
<*> Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).
- стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными соглашениями в области гражданской авиации, который выписывается по принципу "от аэропорта до аэропорта" и содержит информацию о воздушном судне, эксплуатанте, маршруте полета, данные об экипаже, а также иные сведения;
- документы, содержащие сведения о перевозимых на борту товарах;
- документ, содержащий сведения о припасах.
Сотрудник таможенного органа вправе потребовать для проверки сведений, указанных в представленных документах, иные документы, необходимые для таможенных целей (авианакладные, задание на полет, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, лицензии (разрешения) на ввоз (вывоз) или транзит товаров, в отношении перемещения которых через таможенную границу законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование), а также в необходимых случаях - документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже.
В Правилах таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов регламентирован и порядок таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, прибывающих на таможенную территорию Российской Федерации (часть 3); таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, отправляющихся за пределы таможенной территории Российской Федерации (часть 4); таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов при совершении технической посадки на таможенной территории Российской Федерации (часть 5); а также особенности таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, совершающих несколько посадок на таможенной территории Российской Федерации (часть 6).
В местах стоянки воздушных судов, следующих транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, допускается перегрузка товаров, которые согласно авианакладной доставляются в пункт трансфера (перегрузки), непосредственно с борта одного воздушного судна на борт другого без фактического размещения таких товаров на складе временного хранения. В этом случае перегрузка осуществляется в присутствии сотрудника таможенного органа. Разрешение на перегрузку дает таможенный орган, расположенный в месте посадки воздушного судна, при условии, если весь перегружаемый товар перемещается за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Уполномоченный агент не менее чем за сутки до предполагаемой даты перегрузки представляет в таможенный орган заявление, в котором указывает следующие сведения:
- дату предполагаемой перегрузки;
- наименование перевозчика, номер рейса, регистрационный номер воздушного судна, на котором перемещается товар, и воздушного судна, на которое будет перегружаться товар;
- страну отправления товара и страну назначения товара;
- номенклатуру перегружаемых товаров, их общий вес и стоимость.
Заявление подписывает уполномоченный агент и заверяет своей печатью.
Правила проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла утверждены Приказом ГТК РФ от 30 октября 2002 года N 1156 "О порядке проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла в Дальневосточном регионе". Эти Правила могут применяться с разрешения таможенного органа, если на момент подачи таможенной декларации неизвестны или не могут быть точно заявлены отдельные сведения о товарах (сведения о количестве товаров, таможенной стоимости и тому подобные сведения, непосредственно зависящие от количества и качества перемещаемых товаров; сведения о перевозочных документах), а также о стране назначения вывозимых товаров. Как следует из названия данных Правил, они применяются в отношении продукции морского промысла.
Для применения данных Правил необходимо соблюдение следующих условий:
- отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам, а также штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела, защиты государственной границы Российской Федерации, охраны окружающей природной среды и природопользования;
- наличие рыболовного билета;
- вывоз продукции российского происхождения;
- декларирование вывозимых товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, осуществляется с применением особого порядка декларирования с использованием временных грузовых таможенных деклараций (ВГТД);
- таможенные платежи в отношении товаров, декларируемых с использованием ВГТД, должны быть уплачены до или одновременно с принятием ВГТД.
До начала промысла лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер подает в таможню, в регионе деятельности которой находится большинство районов, где предполагается вести основной промысел, письменное заявление для получения разрешения на применение Правил (порядок подачи заявления и необходимые для этого документы определены Приказом ГТК РФ от 30 октября 2002 года N 1156).
Таможенное оформление и таможенный контроль продукции морского промысла в соответствии с данными Правилами осуществляется следующим образом:
- ВГТД подается в таможенный орган декларантом до начала промысла. При этом в ВГТД заявляются сведения о предполагаемой к вывозу продукции морского промысла, а также о судах, наименование которых указано в разрешении. Конкретные сроки ее подачи устанавливает таможенный орган, исходя из объявленной декларантом даты начала промысла.
- Декларированию подлежит продукция морского промысла, рассматриваемая для таможенных целей в качестве российских товаров и отвечающая установленным указанием ГТК России от 03.08.95 N 01-12/960 "О таможенном оформлении продукции морского промысла".
- Количество подаваемых ВГТД определяет декларант исходя из установленных участнику ВЭД квот вылова продукции морского промысла, а также предполагаемого количества: заходов в иностранный порт с целью выгрузки добытой морепродукции или перегрузок добытой морепродукции на приемно-транспортное либо обрабатывающее судно с целью последующей выгрузки в иностранном порту.
Количество прилова устанавливается Госкомрыболовством России.
Фактическое количество отгружаемых товаров не может превышать количества, заявленного в ВГТД. Срок подачи полной ГТД не должен превышать 15 рабочих дней с даты последнего подъема или выборки орудий лова, полную ГТД заполняют в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, действующими на день принятия таможенным органом временной ГТД, с учетом следующего:
- в третьем подразделе графы 1 указывают "ПД" (полная декларация);
- в графе 40 указывают номер временной ГТД;
- в графе 44 под номером 9 указывают регистрационный номер разрешения на применение Правил.
Одновременно с подачей полной ГТД декларант должен представить подписанные отправителем документы, содержащие данные, указанные в подпунктах 3 - 8 пункта 1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, приемо-сдаточные квитанции, штурманские расписки, коносаменты на отгрузку морепродукции, третий лист ВГТД, акты таможенного досмотра и другие документы, подтверждающие сведения, указанные в полной ГТД.
При исчислении суммы таможенных платежей в полной ГТД применяются ставки таможенных платежей и курсы иностранных валют, действующие на день принятия ВГТД. При этом, если исчисленные суммы таможенных платежей увеличиваются по сравнению с уплаченными, производится их доплата, а если уменьшаются - таможенный орган возвращает плательщику разницу в соответствии с налоговым и таможенным законодательствами Российской Федерации в порядке применительно к возврату излишне уплаченных таможенных платежей либо по желанию плательщика засчитывает ее в счет предстоящих платежей.
О порядке таможенного оформления бывших в эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, оборудованных дизельными двигателями, ГТК РФ довел письмом от 29 ноября 2002 года N 01-06/47448 <*>.
--------------------------------
<*> При таможенном оформлении помимо документов, перечисленных в письме ГТК России от 29.11.2002 N 01-06/47448, могут быть использованы иные документы, подтверждающие соответствие бывших в эксплуатации оборудованных дизельными двигателями грузовых автомобилей и автобусов на момент их производства техническим требованиям к содержанию вредных веществ в выхлопных газах (письмо ГТК РФ от 11.12.2002 N 01-06/49305).
Приказ ГТК РФ от 25 октября 2002 года N 1144 регулирует вопросы о таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада и размещаемых на территории таможенных складов закрытого типа.
Распоряжением ГТК РФ от 9 сентября 2002 года N 588-р закрепляются положения о таможенном оформлении вывозимых из Российской Федерации Банком России монет из драгоценных и недрагоценных металлов.
Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и ввозимых с комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию, были утверждены Приказом ГТК РФ от 22 августа 2002 года N 884.
Порядок таможенного оформления и таможенного контроля временно вывезенных как транспортные средства российских судов, используемых в целях торгового мореплавания, в случае производства в отношении этих судов операций по переработке, включая ремонт всех видов и модернизацию, за пределами таможенной территории Российской Федерации закреплен в распоряжении ГТК РФ от 25 июня 2002 года N 419-р.
На данный момент действуют и другие ведомственные акты, регулирующие вопросы о порядке таможенного оформления отдельных категорий товаров, а также конкретные ситуации и вопросы, связанные с порядком и правилами таможенного оформления, но, конечно же, понятно, что отсутствие единого нормативного правового акта с правилами таможенного оформления очень сильно осложняет принятие правильного и своевременного решения по вопросам о таможенном оформлении, при этом, конечно, и в будущем будут необходимы акты, уточняющие правила и порядок проведения таможенного оформления в конкретных ситуациях и определенных категорий товаров.
Правовое регулирование таможенного оформления может осуществляться также и посредством конвенционных норм. Например, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Нормы, содержащиеся в данной Конвенции, регулируют порядок и условия таможенного оформления грузов, перевозимых на автотранспортных средствах или в погруженных на них контейнерах в международном сообщении с применением книжки МДП.
Статья 389 ТК РФ закрепила положение, по которому информация о действующих источниках таможенного законодательства (название акта, издание, в котором он опубликован, его исходные данные) должна предоставляться всем заинтересованным лицам бесплатно.




Вернутся в раздел Комментарии к законам