Комментарии к законам

Статья 35. Содержание таможенного режима. Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.



Комментарий к статье 35
В мировой торговой практике под транзитом понимается следование через территорию какого-либо государства иностранных товаров, багажа, транспортных средств, международных почтовых отправлений, путь которых через территорию государства транзита является лишь частью полного маршрута, начинающегося и заканчивающегося вне ее пределов. Иными словами, транзит товаров и транспортных средств представляет собой их перемещение через территорию страны между двумя точками ее государственной границы.
Определение транзита содержится в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье V ГАТТ закреплено: "Товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера называется в настоящей статье "транзитными перевозками".
Экономическое значение международного транзита определяется тем, что он стимулирует:
- развитие внешней торговли и международных товарных перевозок (внешний аспект);
- загрузку транспортных артерий государства, создание новых рабочих мест, деловую активность в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).
Экономические преимущества, получаемые государством от развития транзитных (провозных) операций, способствовали отмене транзитных пошлин. На Барселонской конференции 1921 г. был принят специальный документ - "Статус о транзите", в соответствии с которым 34 государства-участника конференции обязались не взимать транзитных пошлин и обеспечивать свободный транзит товаров. Впоследствии большинство государств приняло основные положения Барселонских соглашений.
В целях стимулирования развития международного транзита в ГАТТ (п. 3 ст. V) закреплен принцип полного налогового освобождения транзитных перевозок товаров и транспортных средств: "транзитные перевозки... должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг".
В той же статье ГАТТ (п. 2) провозглашается принцип свободы транзита, в соответствии с которым:
а) международный транзит должен осуществляться по наиболее удобным для этого путям:
б) не должно делаться никакого различия, основанного на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельств, относящихся к собственности на товар, суда или другие транспортные средства.
Предусмотренный в Таможенном кодексе РФ специальный вид таможенного режима - транзит товаров - учитывает международные стандарты регулирования транзитных перевозок.
В соответствии с таможенным режимом транзита товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования).
Полное налоговое освобождение товаров, перемещаемых под таможенным режимом транзита, закреплено, помимо комментируемой статьи Таможенного кодекса РФ, в:
а) Законе РФ "О таможенном тарифе" (п. "з" ст. 35), в котором установлено, что от таможенной пошлины освобождаются "товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран";
б) Налоговом кодексе РФ, в котором предусматривается, что при помещении ввозимых товаров под таможенный режим транзита не уплачивается НДС (пп. 3 п. 1 ст. 151), а в отношении подакцизных товаров не уплачиваются и акцизы (пп. 3 п. 1 ст. 185).
Исходя из характера источников правового регулирования транзитных операций, выделяют:
- международный транзит, использование которого регламентируется положениями международных конвенций по вопросам транзита либо предусматривается отдельными положениями иных международных соглашений, не посвященных специально вопросам транзита (например, Всемирной почтовой конвенции, которой среди прочего установлен порядок транзита почтовых отправлений);
- транзит товаров, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством.
Указанное деление транзита на типы условно, поскольку в международных соглашениях содержится требование (как правило, для своего практического применения на территории данного государства) издания соответствующих актов внутреннего законодательства. Например, порядок и условия применения положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года) были определены Положением о порядке применения Конвенции МДП 1975 года, утвержденным Приказом ГТК России от 18 мая 1994 года N 206.
Среди международно-правовых актов, устанавливающих порядок транзитных перевозок, следует выделить двусторонние и многосторонние договоры.
Российская Федерация участвует в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года), в Соглашении о порядке транзита (Москва, февраль 1992 года), в Соглашении о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Москва, апрель 1992 года) <*> и в других многосторонних договорах.
--------------------------------
<*> Участниками двух последних Соглашений стали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.
Отдельные положения, касающиеся транзита товаров, содержатся в двусторонних договорах и соглашениях. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения 1993 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах "товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основание полагать, что они содержат товары, запрещенные к ввозу, вывозу и транзиту в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон".
Нормы о свободе транзита могут содержаться и в договорах и соглашениях, непосредственно не связанных с таможенным регулированием. Так, в силу ст. 8 Соглашения 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии о воздушном сообщении "багаж и груз, следующие прямым транзитом, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами и другими подобными платежами и сборами".
Национальное законодательство, регулирующее транзитные операции, представлено федеральными законами и подзаконными актами.
Среди федеральных законов следует в первую очередь упомянуть Таможенный кодекс РФ (ст. 35 - 40), Налоговый кодекс РФ (ст. 151, 185), Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ст. 35), Федеральный закон от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 19 - 21). Отдельные нормы, связанные с международным транзитом товаров, "разбросаны" по многочисленным непрофильным федеральным законам:
Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (ст. 8) (определяет порядок транзита через территорию Особой экономической зоны);
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (например, ст. 22 содержит запрет на международную пересылку наркотических средств и психотропных веществ);
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 17 регулирует порядок трансграничного перемещения товаров);
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и др.
К подзаконным актам, устанавливающим отдельные правила транзита, относятся:
- указы Президента Российской Федерации (например, о трансграничном перемещении предметов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами);
- Постановления Правительства РФ (например, от 10 января 1999 года N 34 "О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации");
- нормативные правовые акты ГТК России и других федеральных органов исполнительной власти (например, Приказ ГТК России от 7 декабря 2001 года N 1162 "О реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим транзита"; Приказ ГТК России от 18 мая 1994 года N 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП 1975 года"; Приказ Госкомэкологии России от 31 декабря 1998 года N 788 "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов"), распоряжение ГТК России от 6 апреля 2000 года N 01-99/411 "О мерах по упорядочению транзита через территорию Российской Федерации товаров отдельных категорий".
Особую "стройность" подзаконная составляющая нормативно-правовой базы таможенного режима транзита товаров приобрела с принятием Приказа ГТК России от 4 января 2002 г. N 1 "Об утверждении Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации".
Особое внимание следует обратить на то, что комментируемая статья Таможенного кодекса РФ допускает транзит товаров не только через таможенную территорию Российской Федерации, но и через иностранную территорию. Необходимость правового регулирования транзита через иностранную территорию объясняется в первую очередь экономико-географическими факторами. Так, в связи с тем что часть российских магистральных нефтепродуктопроводов проходит по территории Казахстана, в целях упрощения таможенного оформления и создания благоприятных условий для российских поставщиков и потребителей нефтепродуктов, а также обеспечения устойчивой работы нефтепродуктопроводов и недопущения срывов технологического процесса при перемещении нефтепродуктов по этим участкам транзитом из Российской Федерации в Российскую Федерацию через Республику Казахстан было принято указание ГТК России от 12 марта 1997 года N 01-14/245 "О контроле за транзитом нефтепродуктов, перемещаемых по территории Казахстана трубопроводным транспортом".
Другой пример правового регулирования транзита товаров через территорию иностранных государств - указание ГТК России от 7 июня 1994 года N 01-12/501 "Об обеспечении уплаты таможенных пошлин при транзите товаров между таможенными органами, находящимися в Калининградской области, и таможенными органами, находящимися в других регионах Российской Федерации, через территорию иностранных государств".
Основная цель правового регулирования транзитных операций в вышеупомянутых актах ГТК России состоит в обеспечении таможенного контроля за перемещаемыми российскими товарами и недопущении их исчезновения или подмены во время транзита через территорию иностранного государства.
Таможенный режим транзита может быть изменен на другой режим только в следующих случаях:
1) перевозчик при перевозке транзитных грузов не может обеспечить выполнение условий, предусмотренных частью 1 статьи 36 Таможенного кодекса РФ, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, что делает невозможным или нецелесообразным дальнейшее перемещение транзитных товаров;
2) изменения намерений лиц, являющихся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающих в ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством для совершения с товарами действий от собственного имени.
При помещении транзитных товаров под другой таможенный режим действие режима транзита завершается. Таможенный орган, принявший такое решение, информирует об этом таможенные органы отправления и назначения для снятия транзитного товара с контроля.
При изменении таможенного режима транзита на другой должны быть соблюдены все условия помещения товаров под вновь заявляемый таможенный режим и уплачены причитающиеся таможенные платежи.




Вернутся в раздел Комментарии к законам