Комментарии к законам

Статья 17. Обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц. Решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.



Комментарий к статье 17
Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых и иных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. Акты субъектов власти могут оказаться дефектными в силу различных причин: выбор не самого лучшего варианта решения; небрежность, пристрастность, некомпетентность должностного лица, принимающего управленческое решение; злоупотребление правом и др. <*> Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
--------------------------------
<*> См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 44.
Право на обжалование решений, действий или бездействия органов исполнительной власти является одной из форм защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Применительно к таможенной сфере это право конкретизировано в статье 405 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально, а также статьей 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей право на обжалование постановления по делу о нарушении таможенных правил.
Обжалование осуществляется путем подачи жалобы или заявления.
Жалоба представляет собой обращение в государственные или официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса <*>. Жалоба отличается от заявления.
--------------------------------
<*> См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I. М., 1995. С. 98.
Заявление - это обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.
Жалобы и заявления могут рассматриваться как во внесудебном (административном), так и в судебном порядке. Судебный порядок обжалования гарантируется Конституцией РФ, в которой закреплено (ст. 46): "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
В статье 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <*> устанавливается, что гражданин вправе обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 19. Ст. 685.
Как уже отмечалось, объектом обжалования могут быть решения, действия и бездействие таможенных органов.
Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать нормативные приказы ГТК России, когда они, по мнению лица, в конкретной ситуации нарушили его права или свободы. Решения в форме правоприменительных актов - это различные ненормативные приказы, распоряжения и иные правовые акты, издаваемые таможенными органами в пределах своей компетенции.
Неправомерные действия могут предприниматься на основе решений таможенных органов или должностных лиц, нигде не зафиксированных (нарушение правил таможенного досмотра грузов, личного досмотра пассажира и т.д.).
Под бездействием в Таможенном кодексе РФ понимается несовершение действия или непринятие решения в течение трехмесячного срока. Этот срок исчисляется со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом просьбы о принятии решения или совершении действия. К обращению с такой просьбой приравнивается подача лицом таможенной декларации, поскольку за этим должно последовать принятие решения или совершение действия должностным лицом таможенного органа.
Бездействие может выразиться, например, в нерассмотрении заявления о выдаче таможенным органом лицензии (на учреждение склада временного хранения, таможенного склада и т.п.), в нерассмотрении жалобы на должностное лицо таможенного органа и т.д.
Порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенного органа и их должностных лиц определен в разделе XIII Таможенного кодекса РФ (см. комментарии статей 404 - 417 Таможенного кодекса РФ), а постановления по делу о нарушении таможенных правил - в главе 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Следует отметить, что порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела существенно отличается от порядка обжалования постановления по делу о нарушении таможенных правил. Различается также и процедура рассмотрения указанных жалоб. Приведем наиболее существенные отличия.
1. Жалоба на решение или действие таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела подается в течение 3 месяцев со дня уведомления лица о принятии решения или совершении действия, а в случае если лицо не было уведомлено о принятии решения - в течение шести месяцев со дня его принятия. Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующим таможенным органом или должностным лицом письменной просьбы о принятии решения или совершении действия. Жалоба на постановление по делу о нарушении таможенных правил подается в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
2. Жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела может быть подана соответственно вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу, в то время как жалоба на постановление по делу о нарушении таможенных правил по общему правилу подается вышестоящему таможенному органу через таможенный орган, должностным лицом которого вынесено обжалуемое постановление.
3. Срок рассмотрения жалобы на решение, действие или бездействие в сфере таможенного дела составляет один месяц со дня ее поступления (с возможностью продления указанного срока до трех месяцев). Жалоба на постановление по делу о нарушении таможенных правил подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления в вышестоящий таможенный материалов дела, если не было принято решения об отложении рассмотрения жалобы.
4. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена очная процедура рассмотрения жалобы, закреплена возможность назначения экспертизы, приобщения дополнительных доказательств, проведения дополнительных процессуальных действий.
5. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил принимается одно из решений, установленных статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Перечень решений, которые могут быть приняты по жалобе на решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела, Таможенным кодексом РФ не определен.
6. Решение по жалобе на решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение, действие, бездействие. По жалобе на постановление по делу о нарушении таможенных правил вышестоящий таможенный орган самостоятельно не может принять решение, усиливающее административное наказание или иным образом ухудшающее положение лица, привлекаемого к административной ответственности.




Вернутся в раздел Комментарии к законам