Комментарии к законам

Статья 66. Помещение для голосования. 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования (если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.



2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
2) если кандидат выдвинут политической партией, избирательным блоком, слова "выдвинут политической партией (избирательным блоком)" с указанием наименования соответствующих политической партии, избирательного блока;
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово "самовыдвижение";
4) если кандидат зарегистрирован на основании подписей избирателей, слова "зарегистрирован на основании подписей избирателей";
5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
6) информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6 и пунктом 7 статьи 34, подпунктами 1 и 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется);
7) сведения из финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, политических партий, входящих в избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, а также сведения о результатах проверки этих отчетов налоговыми органами в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться сведения о судимости кандидата.
5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства эти сведения размещаются на информационном стенде с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
6. На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, избирательных блоков, выдвинувших на данных выборах Президента Российской Федерации зарегистрированных кандидатов.
7. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.
8. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
9. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
10. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
11. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно - технические комплексы обработки бюллетеней. Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
12. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Комментарий к статье 66
1. Помещение для голосования должно безвозмездно предоставляться в распоряжение участковой избирательной комиссии:
- главой соответствующего муниципального образования;
- командиром воинской части;
- капитаном судна;
- руководителем полярной станции;
- руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются места выдачи избирательных бюллетеней, стационарные ящики для голосования, в качестве которых могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, а также увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, а также увеличенная форма протокола об итогах голосования должны одновременно находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Информационный стенд должен находиться или в помещении для голосования или перед этим помещением. На нем размещается:
- информация о кандидатах:
1) биографические данные кандидатов:
- фамилия, имя и отчество;
- год рождения;
- место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта);
- основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
- если кандидат выдвинут политической партией, избирательным блоком, - слова "выдвинут политической партией (избирательным блоком)" с указанием краткого наименования соответствующих политической партии, избирательного блока;
- если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
- если кандидат зарегистрирован на основании подписей избирателей, - слова "зарегистрирован на основании подписей избирателей";
2) сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов;
3) информация о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений о фамилии, имени и отчестве, годе рождения, месте жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности, гражданстве, судимости.
4) сведения из финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, политических партий, входящих в избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, а также сведения о результатах проверки этих отчетов налоговыми органами в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
- образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, избирательных блоков, выдвинувших на данных выборах Президента Российской Федерации зарегистрированных кандидатов;
- извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.
3. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации и должны быть расположены так, чтобы избиратели могли их свободно прочитать.
4. Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно ст. 68 п. 32 которого участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов, при этом в случае проведения совмещенных выборов разных уровней использование этих технических средств обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, и в соответствии с Инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации - Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 127/912-4 "Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней (КОИБ) при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации", - которая определяет порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - программно-технических комплексов обработки бюллетеней (далее - КОИБ) при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации.
Участковые избирательные комиссии, комиссии референдума (далее - участковые комиссии) могут использовать при голосовании КОИБ вместо стационарных ящиков для голосования только по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения - по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом в случае проведения совмещенных выборов разных уровней использование КОИБ обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней.
Помещение для голосования, кроме установленных законом требований, до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией на КОИБ необходимым количеством розеток (не менее пяти) и удлинителями для подключения КОИБ к электросети, а также отдельной телефонной линией связи общего пользования с розеткой европейского стандарта (RJ-11) для подключения модема или телефонного аппарата (при необходимости - телефонным удлинителем).
В помещении для голосования должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам