Комментарии к законам

Статья 58. Избирательные фонды кандидатов. 1. Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд.



2. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов;
2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями и иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок, и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5 процента и 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юридического лица.
3. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 миллионов рублей.
4. Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 300 миллионов рублей.
5. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда, установленная пунктами 3 и 4 настоящей статьи, а также размеры средств, указанные в пункте 8 статьи 62 настоящего Федерального закона, ежегодно начиная с 1 января 2005 года индексируются с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом устанавливающие уровень инфляции положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, вступившие в силу в период избирательной кампании, в ходе данной избирательной кампании для индексации указанной предельной суммы не применяются.
6. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов:
1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
2) иностранным гражданам;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
9) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации;
10) организациям, учрежденным государственными и (или) муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта;
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства - или если им указаны недостоверные сведения о себе, либо юридическое лицо, если им не указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или если указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
7. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно - технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
8. Кандидату запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ, связанных с его избирательной кампанией, кроме средств, поступивших в его избирательный фонд. При этом кандидат имеет право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальный избирательный счет его избирательного фонда до дня голосования и в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
9. В случае дополнительного выдвижения кандидатов при обстоятельствах, указанных в пункте 6 статьи 39 и пункте 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда ранее зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,5 раза.
10. Если гражданин, являющийся кандидатом на должность Президента Российской Федерации, одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, проводимых на территории федерального избирательного округа, и обязан создать помимо избирательного фонда, указанного в пункте 1 настоящей статьи, иные избирательные фонды, предельной суммой всех расходов из средств этих фондов является наибольшая из указанных в настоящем Федеральном законе, ином федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации предельная сумма. Указанный гражданин обязан письменно уведомить Центральную избирательную комиссию Российской Федерации об открытии им специальных избирательных счетов.
Комментарий к статье 58
1. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и комментируемому Закону кандидат на должность Президента Российской Федерации обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Денежные средства избирательного фонда учитываются на специальном избирательном счете, открытом с разрешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в филиале Сберегательного банка Российской Федерации.
Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату.
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией кандидатов. Средства расходуются на:
- финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
- предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
- оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
Соответствующие избирательные комиссии представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации с использованием каналов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" сведения о поступлении и расходовании средств со специальных избирательных счетов кандидата. При этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением требования о предельной сумме всех расходов из средств избирательных фондов кандидата, за поступлением и расходованием средств иных избирательных фондов кандидатов и еженедельно информирует об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, соответствующие избирательные комиссии.
Филиал Сберегательного банка Российской Федерации представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата в машиночитаемом виде. В случае отсутствия системы "Клиент - Сбербанк" указанные сведения представляются на бумажном носителе с подписью руководителя филиала Сберегательного банка Российской Федерации и печатью филиала не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - один раз в три операционных дня. Положение о представлении этих сведений включается в договор банковского счета. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации знакомит кандидатов по их официальным запросам со сведениями филиалов Сберегательного банка Российской Федерации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
3. Кандидатам в Президенты Российской Федерации запрещается расходовать иные средства помимо средств избирательного фонда, а именно:
- кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, в том числе на покрытие расходов на использование помещений, транспорта, связи, оргтехники и так далее, иные денежные средства, кроме средств, поступивших в избирательный фонд кандидата;
- запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, реализация товаров, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с избирательной кампанией кандидатов и направленных на достижение определенного результата на выборах.
Под необоснованным занижением расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по данному региону, а под необоснованным завышением расценок - реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам, в два и более раза превышающим средние по данному региону.
Предварительные оценки необоснованному занижению или завышению расценок, бесплатному выполнению платных работ (услуг) для кандидата дают члены контрольно-ревизионных служб или специалисты, привлекаемые контрольно-ревизионной службой при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При необходимости Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может направлять запросы в правоохранительные, финансовые и иные государственные органы для получения дополнительной информации;
- кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, а также иные лица и организации, участвующие в предвыборной агитации, не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение выполнявших указанную организационную работу избирателей в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании за счет средств избирательного фонда, оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказывать услуги иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
5. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату только через его избирательный фонд.
Запрещается оказывать финансовую поддержку кандидату:
1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
2) иностранным гражданам;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
9) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации;
10) организациям, учрежденным государственными и (или) муниципальными органами, а также организациям, учрежденным российскими юридическими лицами с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год), и юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации;
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано в платежном (расчетном) или кассовом документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, или если им указаны недостоверные сведения о себе; либо юридическое лицо, если им не указано в платежном (расчетном) документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты, или если указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
5. Расчеты кандидатов с гражданами и юридическими лицами осуществляются в следующем порядке:
- реализация товаров, выполнение платных работ и оказание платных услуг гражданами и юридическими лицами для кандидатов должны оформляться в письменной форме с указанием реквизитов сторон, сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ (калькуляция, смета), порядка оплаты, сроков выполнения работ. Договоры о привлечении кандидатами граждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Российской Федерации.
Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки, накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком (кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам) и исполнителем;
- граждане и юридические лица при формировании заказов, связанных с производством, размещением и распространением агитационных предвыборных материалов в поддержку зарегистрированного кандидата представляют в редакцию периодического печатного издания, организацию телерадиовещания, на предприятие, осуществляющее выпуск агитационной продукции, письменное подтверждение согласия зарегистрированного кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам на выполнение данных работ и оплату из избирательного фонда;
- расчеты кандидатов с юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) производятся только в безналичном порядке;
- запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из средств соответствующего избирательного фонда и предвыборных печатных и аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих наименование и юридический адрес организации, изготовившей данные материалы, наименование организации, заказавшей их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, а также предвыборных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу;
- платежный (расчетный) документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должен быть представлен зарегистрированным кандидатом не позднее чем за два дня до дня опубликования предвыборного агитационного материала, а при проведении повторного голосования - не позднее чем за один день до дня опубликования.
Копия платежного (расчетного) документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена зарегистрированным кандидатом в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается;
- платежный (расчетный) документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени должен быть представлен зарегистрированным кандидатом не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени, а при проведении повторного голосования - до момента предоставления эфирного времени.
Копия платежного (расчетного) документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена зарегистрированным кандидатом в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается;
- во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием, какому зарегистрированному кандидату, какой политической партии, какому избирательному блоку, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации;
- предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и о дате выпуска этих материалов. Распространение предвыборных агитационных печатных материалов без предварительной оплаты из избирательного фонда запрещается. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;
- запрещается без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из избирательного фонда соответствующего кандидата выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах;
- допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг кандидату в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.
5. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году - 25 млн. рублей), а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями и иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;
в) добровольных пожертвований граждан. Сумма пожертвований гражданина в совокупности не может превышать 1,5 процента от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;
г) добровольных пожертвований юридических лиц. Сумма пожертвований юридического лица в совокупности не может превышать 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.
Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 млн. рублей.
Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 300 млн. рублей на выборах Президента Российской Федерации.
В случае дополнительного выдвижения кандидатов предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда ранее зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,5 раза.
Юридические лица и граждане могут осуществлять материальную поддержку предвыборной деятельности кандидата путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения соответствующих договоров и оплаты за счет средств избирательного фонда.




Вернутся в раздел Комментарии к законам