Комментарии к законам

Статья 43. Доверенные лица кандидата. 1. Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства доверенного лица, а также серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Список доверенных лиц кандидата представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.



2. Доверенными лицами кандидата не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами кандидата при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации соответствующего приказа (распоряжения).
3. Доверенные лица кандидата получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. На период осуществления полномочий доверенного лица кандидата администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенному лицу по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы.
4. Доверенные лица кандидата осуществляют деятельность, способствующую выдвижению и избранию зарегистрированного кандидата, в том числе агитационную деятельность. Доверенное лицо кандидата имеет также полномочия наблюдателя.
5. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо кандидата вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом кандидата. Информация об отзыве доверенных лиц кандидата и о сложении ими своих полномочий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6. Полномочия доверенных лиц кандидата начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Федерального закона, ведется судебное разбирательство, - не позднее дня вынесения судом окончательного решения.
Комментарий к статье 43
1. Доверенными лицами могут быть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Доверенные лица назначаются на основании заявления в письменной форме кандидата и личных заявлений доверенных лиц на имя кандидата, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства доверенного лица.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после получения указанных документов регистрирует доверенных лиц кандидатов и выдает им удостоверения установленного образца.
На период со дня регистрации доверенного лица и до дня официального опубликования общих итогов выборов Президента Российской Федерации администрация предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязана по личному заявлению доверенного лица предоставить ему неоплачиваемый отпуск.
2. Доверенные лица кандидатов на должность Президента Российской Федерации вправе:
осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, представлять их предвыборные программы;
выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;
получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями;
присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.
На заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц одного кандидата на должность Президента Российской Федерации.
3. Доверенные лица кандидатов не вправе:
вмешиваться в работу избирательных комиссий;
расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования;
вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через СМИ в случае, если они являются творческими работниками либо должностными лицами редакции СМИ.
Кандидаты на должность Президента Российской Федерации, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом кандидат или, по его поручению, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей направляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уведомление об отзыве для аннулирования выданных этим доверенным лицам удостоверений. Кандидаты вправе в установленном порядке назначить новых доверенных лиц взамен отозванных.
4. Доверенными лицами кандидата не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами кандидата при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации соответствующего приказа (распоряжения).
Так, Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 3 марта 2004 г. N ГКПИ2004-356 жалобу Жириновского В.В. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 "О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина" оставил без удовлетворения: решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 "О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина" Жириновскому В.В. отказано в регистрации в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина.
Считая указанное решение неправильным, Жириновский В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил признать незаконным и необоснованным отказ ЦИК России в регистрации его в качестве доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации О.А. Малышкина и отменить данное решение ЦИК России.
В жалобе указано, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе и заместители Председателя Государственной Думы, не являются по действующему законодательству лицами, замещающими государственные должности категории "А", и не подпадают под ограничения, связанные с возможностью быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации, установленные пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
В судебном заседании Жириновский В.В. и его представитель адвокат Беляк С.В. просили об удовлетворении жалобы и, кроме того, просили обязать ЦИК России зарегистрировать заявителя в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Представители ЦИК России Казьмин В.П. и Воронин Д.Ю. жалобу заявителя не признали и просили суд отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством Жириновский В.В., являющийся заместителем Председателя Государственной Думы, не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя, суд находит, что жалоба Жириновского В.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" доверенными лицами кандидата на должность Президента Российской Федерации не могут быть лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности.
Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" следует, что государственные должности категории "Б" учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории "А".
В силу пунктов 2 и 3 названной статьи государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, является государственной должностью государственной службы.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации, является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы согласно приложениям N 1 - 20, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
В приложении N 3 приведен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "Б", учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В указанный Перечень включены, в частности, должности руководителя Секретариата заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания и советника заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания.
Поскольку, как уже отмечалось, должности федеральной государственной службы категории "Б" учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории "А", должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания не может не считаться государственной должностью категории "А".
Отмена законодателем подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", в котором были перечислены некоторые государственные должности категории "А", не может свидетельствовать о том, что должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания перестала быть государственной должностью категории "А", поскольку данная должность предусмотрена Конституцией Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федерального органа государственной власти (часть 1 статьи 101).
Кроме того, государственные должности категории "А", перечислявшиеся в указанной норме Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ, названы и в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".
Данный Указ Президента Российской Федерации действует в последней редакции от 23 октября 1998 г. N 1298 и предусматривает наименование государственной должности Российской Федерации - "заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного Жириновский В.В., замещающий государственную должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в силу пункта 2 статьи 43 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина.
С доводом жалобы о том, что замещаемая заявителем должность не относится к государственной должности категории "А", поскольку она не включена в Реестр должностей федеральной государственной службы, который должен быть утвержден Президентом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", суд согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (к которым относится и должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), данным Законом не регулируется.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 260, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации




Вернутся в раздел Комментарии к законам