Комментарии к законам

Статья 39. Регистрация кандидата. 1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого соответствующими политической партией, избирательным блоком, в решении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующими политической партией, избирательным блоком. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.



2. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с изложением оснований отказа. Основаниями отказа являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим);
4) недостоверность сведений, представляемых кандидатом в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона;
5) несоздание кандидатом избирательного фонда;
6) установление судебным решением, вступившим в законную силу, факта нарушения кандидатом, его доверенными лицами, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, и их уполномоченными представителями в течение агитационного периода пункта 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
7) выбытие из избирательного блока на момент регистрации кандидата всех политических партий;
8) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей в местах, где в соответствии с федеральным законом эта деятельность запрещена, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением считается сбор не менее 20 процентов подписей от общего числа подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в местах, где сбор подписей запрещен;
9) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
10) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
11) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения.
3. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.
4. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.
5. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает в средства массовой информации. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием сведений, перечисленных в пунктах 3 - 5 статьи 66 настоящего Федерального закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе, об обязательствах имущественного характера зарегистрированного кандидата и его супруга устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Комментарий к статье 39
1. В течение 10 дней с момента принятия документов, необходимых для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о регистрации кандидата. В этом случае каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации и сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются в средства массовой информации.
В решении о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, делается отметка о том, что кандидат был выдвинут политической партией или избирательным блоком;
- об отказе в регистрации кандидата.
2. Если было принято решение об отказе в регистрации кандидата, то в течение суток с момента принятия такого решения выдается его копия с изложением оснований отказа кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата.
3. Основаниями отказа являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права - права быть избранным на пост Президента Российской Федерации, т.е. недостижение возраста 35 лет и отсутствие такого обязательного условия, как факт постоянного проживания на территории Российской Федерации не менее чем 10 лет;
2) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим);
4) недостоверность сведений о:
- фамилии, имени и отчестве;
- дате и месте рождения;
- адресе места жительства;
- образовании;
- основном месте работы или службы;
- занимаемой должности (рода занятий);
- гражданстве;
- виде, серии и номере (номере) документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование и код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи;
- судимости кандидата;
5) несоздание кандидатом избирательного фонда - кандидат на должность Президента Российской Федерации обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании;
6) установление судебным решением, вступившим в законную силу, факта нарушения кандидатом, его доверенными лицами, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, и их уполномоченными представителями в течение агитационного периода правил ведения предвыборной агитации:
- допущение злоупотребления свободой массовой информации;
- содержание в предвыборных программах зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, иных агитационных материалах, выступлениях на собраниях, митингах, в средствах массовой информации призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также пропаганды войны;
- допущена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации.
7) выбытие из избирательного блока на момент регистрации кандидата всех политических партий;
8) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета;
9) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
10) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
11) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения.
3. Если обнаруживаются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 142 "Фальсификация избирательных документов, документов референдума" Уголовного кодекса Российской Федерации и влекущего за собой уголовную ответственность, а так же признаки состава правонарушения, подпадающего под ст. 5.4 КоАП РФ "Нарушение порядка представления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума", ст. 5.8 КоАП РФ "Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума", ст. 5.16 КоАП РФ "Подкуп избирателей, участников референдума", ст. 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума", ст. 5.19 КоАП РФ "Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума", ст. 5.20 КоАП РФ "Финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки", влекущих административную ответственность, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности виновных лиц.
4. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации обжалуется в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.
5. На стендах в помещениях избирательных комиссий размещается следующая информация о зарегистрированных кандидатах:
- биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
- если кандидат выдвинут политической партией, избирательным блоком, - слова "выдвинут политической партией (избирательным блоком)" с указанием наименования соответствующих политической партии, избирательного блока;
- если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
- если кандидат зарегистрирован на основании подписей избирателей, - слова "зарегистрирован на основании подписей избирателей";
- сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
- сведения из финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, политических партий, входящих в избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, а также сведения о результатах проверки этих отчетов налоговыми органами в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
- сведения о судимости кандидата;
- сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего иностранного государства;
- информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов;
- информация об изменениях в составах избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.
Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене.
6. Выборы Президента Российской Федерации могут быть отложены для дополнительного выдвижения кандидатов на срок до 60 дней по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов.
Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ




Вернутся в раздел Комментарии к законам