Комментарии к законам

Статья 30. Участие избирательных блоков в выборах Президента Российской Федерации. 1. Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах Президента Российской Федерации добровольный союз двух или трех политических партий, включенных в список, указанный в пункте 2 статьи 29 настоящего Федерального закона. Избирательным блоком также является добровольный союз одной или двух политических партий, включенных в список, указанный в пункте 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, с соответственно не более чем двумя или одним общероссийским общественным объединением, которое создано в форме общественной организации или общественного движения и устав которого предусматривает участие в выборах. Указанные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения, либо внесенные в их уставы изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы в соответствии с федеральным законом не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения досрочных выборов Президента Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общероссийского общественного объединения.



2. Не могут входить в избирательные блоки следующие общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения:
объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально - культурной автономии;
объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональному признаку (признакам);
объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;
международное общественное объединение.
3. Список общероссийских общественных объединений, созданных в форме общественной организации или общественного движения и отвечающих требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи, составляется федеральным органом юстиции. На основании запроса Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указанный список по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в десятидневный срок со дня получения запроса.
4. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждой политической партии, каждого общероссийского общественного объединения с указанием наименования политической партии (политических партий), иного общероссийского общественного объединения (иных общероссийских общественных объединений), с которыми предполагается создать избирательный блок. После этого представителями этих политических партий, общероссийских общественных объединений подписывается соглашение о создании избирательного блока.
5. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии уставов политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок;
2) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи о политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях, вошедших в избирательный блок, в единый государственный реестр юридических лиц;
3) протоколы съездов (конференций) политических партий, иных общероссийских общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок;
4) соглашение о создании избирательного блока, подписанное представителями политических партий, иных общероссийских общественных объединений и заверенное печатями этих политических партий, общероссийских общественных объединений;
5) сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока;
6) решение избирательного блока о порядке возмещения стоимости предоставленных бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в случаях, предусмотренных статьей 63 настоящего Федерального закона.
6. Избирательные блоки подлежат регистрации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем в пятидневный срок после представления соответствующих документов. Данные документы могут представляться одновременно с представлением документов о выдвижении кандидата, но не позднее дня указанного представления.
7. Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, невыполнение требований пунктов 1, 2, 4, 8 настоящей статьи и пункта 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Не может служить основанием для отказа в регистрации избирательного блока создание избирательного блока с меньшим составом участников, чем это было зафиксировано в решении съезда (конференции) политических партий (политической партии), иного общероссийского общественного объединения (иных общероссийских общественных объединений) о создании данного избирательного блока, за исключением случаев, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии.
8. Вошедшие в избирательный блок политические партии, иные общероссийские общественные объединения не могут на тех же выборах Президента Российской Федерации входить в иные избирательные блоки или выступать на выборах Президента Российской Федерации самостоятельно.
9. После регистрации избирательного блока в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в его состав не могут быть включены какие-либо другие политические партии, иные общероссийские общественные объединения.
10. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одну из входящих в него политических партий выступать от имени избирательного блока в период избирательной кампании, а также в течение срока полномочий Президента Российской Федерации, если кандидат, выдвинутый этим избирательным блоком, будет избран.
11. Регистрация избирательного блока отменяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае принятия данным избирательным блоком решения об отказе от участия в избирательной кампании, а также в случае, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии.
Комментарий к статье 30
1. Избирательный блок - создаваемый для совместного участия в выборах Президента Российской Федерации добровольный союз двух или трех политических партий, а также это добровольный союз одной или двух политических партий, включенных в список с соответственно не более чем двумя или одним общероссийским общественным объединением, которое создано в форме общественной организации или общественного движения и устав которого предусматривает участие в выборах.
2. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
В комментируемом Законе имеют значение общественные объединения в форме общественного движения, общественной организации, устав которых предусматривает участие в выборах, а также в форме политической партии.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом "Об общественных объединениях" и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Для участия в выборах Президента Российской Федерации указанные общероссийские общественные объединения должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения досрочных - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
3. В избирательные блоки не могут входить общественные объединения:
- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве:
профессионального союза - добровольная общественная организация, объединяющая трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов;
религиозной организации - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица;
благотворительной организации - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц;
национально-культурной автономии - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры;
- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональному признаку (признакам);
- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;
- международное общественное объединение - общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
3. Процесс образования избирательного блока начинается с соглашения руководящих органов общероссийских общественных объединений о создании избирательного блока. Каждое общественное объединение, предполагающее вступить в избирательный блок, обязано обсудить этот вопрос на съезде (конференции). Только съезд (конференция) общественного объединения вправе принять это решение. Решение съезда (конференции) может быть принято путем тайного или открытого голосования в зависимости от требований устава общественного объединения.
На этом же съезде (конференции) общественное объединение назначает своих представителей, уполномоченных представлять избирательное объединение, в том числе при принятии совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока. Решение съезда (конференции) о назначении уполномоченных представителей также может быть принято путем тайного или открытого голосования. В решении должны быть указаны: право уполномоченных представителей подписывать совместное решение об образовании избирательного блока, их фамилии, имена, отчества и должность (пост) в общественном объединении.
Совместное решение общественных объединений о создании избирательного блока принимается по процедуре, нормам и правилам, установленным общественными объединениями по согласованию друг с другом, подписывается уполномоченными представителями общественных объединений и заверяется печатями общественных объединений.
Необходимо иметь в виду, что общероссийское объединение в случае вхождения в избирательный блок не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
Вошедшие в избирательный блок политические партии, иные общероссийские общественные объединения не могут на тех же выборах Президента Российской Федерации входить в иные избирательные блоки или выступать на выборах Президента Российской Федерации самостоятельно.
4. Избирательные блоки подлежат регистрации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем в пятидневный срок после представления соответствующих документов. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии уставов политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок;
2) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи о политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях, вошедших в избирательный блок, в Единый государственный реестр юридических лиц;
3) протоколы съездов (конференций) политических партий, иных общероссийских общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок;
4) соглашение о создании избирательного блока, подписанное представителями политических партий, иных общероссийских общественных объединений и заверенное печатями этих политических партий, общероссийских общественных объединений;
5) сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока;
6) решение избирательного блока о порядке возмещения стоимости предоставленных бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.
Регистрация избирательного блока Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не исключает возможность изменения в последующем его состава как по причине дополнительного вхождения в избирательный блок, так и в связи с выходом из него одного или нескольких общественных объединений.
В случае если после регистрации избирательного блока, произведенной до выдачи уполномоченному представителю этого избирательного блока заверенных копий списков кандидатов, в комиссию будут представлены: при вхождении в блок - соответствующие решения съездов (конференций) общественных объединений и совместное решение всех общественных объединений о создании избирательного блока в новом составе, подписанное их уполномоченными представителями, а при выходе из блока - соответствующие решения съездов (конференций) или уполномоченных на то их руководящих органов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отменяет решение о регистрации избирательного блока.
Совместное решение общественных объединений о создании избирательного блока в новом составе (сохранении блока после выхода из него одного или нескольких общественных объединений) должно быть подписано уполномоченными представителями только входящих в него общественных объединений.
Решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации избирательного блока и о регистрации избирательного блока в новом составе могут быть приняты на одном заседании комиссии.
Возможно изменение состава избирательного блока и после получения его уполномоченным представителем заверенных копий списков кандидатов, выдвинутых избирательным блоком.
Изменения состава избирательного блока по причине дополнительного вхождения в него общественных объединений влекут за собой утрату юридического значения подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов и кандидатов, выдвинутых этим избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, собранных до принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о регистрации избирательного блока в новом составе.
Подписи же избирателей, собранные избирательным блоком, изменения состава и регистрация которого в новом составе были вызваны выходом из него общественных объединений, не утрачивают своего юридического значения.
Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть:
- отсутствие либо ненадлежащее оформление:
1) нотариально удостоверенных копий уставов политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок;
2) нотариально удостоверенных копий документов, подтверждающих факт внесения записи о политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях, вошедших в избирательный блок, в Единый государственный реестр юридических лиц;
3) протоколов съездов (конференций) политических партий, иных общероссийских общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок;
4) соглашений о создании избирательного блока, подписанное представителями политических партий, иных общероссийских общественных объединений и заверенное печатями этих политических партий, общероссийских общественных объединений;
5) сведений о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока;
6) решений избирательного блока о порядке возмещения стоимости предоставленных бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в случаях, предусмотренных статьей 63 настоящего Федерального закона;
- невыполнение требований комментируемого Закона при вхождении общественных объединений в избирательный блок, при регистрации избирательного блока, при нарушении порядка использования наименования избирательного блока. Не может служить основанием для отказа в регистрации избирательного блока создание избирательного блока с меньшим составом участников, чем это было зафиксировано в решении съезда (конференции) политических партий (политической партии), иного общероссийского общественного объединения (иных общероссийских общественных объединений) о создании данного избирательного блока, за исключением случаев, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии.




Вернутся в раздел Комментарии к законам