Комментарии к законам

Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий. 1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.



2. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого зарегистрированного кандидата, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с перечисленными в пункте 1 настоящей статьи избирательными документами.
3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон.
4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату и результаты выборов Президента Российской Федерации.
5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
7. Всем членам избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно - территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая из политических партий, каждый из избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, каждое из общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, иным общественным объединением, избирательным блоком, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
10. Указанный в пункте 9 настоящей статьи документ может быть предъявлен в избирательную комиссию (участковую или иную) в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.
11. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, одного избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протокола об итогах голосования, а также выдачи копий протокола об итогах голосования.
12. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками избирателей;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколу об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
13. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
14. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с решениями и протоколами всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов (в том числе с протоколами, составляемыми повторно), изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных решений и протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию решения, протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
15. Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии заверяются председателем избирательной комиссии, либо его заместителем, либо секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставят печать избирательной комиссии.
16. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования политической партии, иного общественного объединения, избирательного блока, назначивших члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Форма указанного нагрудного знака устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Комментарий статье 23
1. Гласность при осуществлении своей деятельности избирательными комиссиями проявляется в том, что на всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать:
члены вышестоящих комиссий;
зарегистрированный кандидат - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;
или его доверенное лицо - лицо, осуществляющее деятельность, способствующую выдвижению и избранию зарегистрированного кандидата, в том числе агитационную деятельность. Доверенное лицо кандидата имеет также полномочия наблюдателя;
уполномоченный представитель по финансовым вопросам - совершеннолетний гражданин Российской Федерации, который выполняет полномочия по:
1) открытию специального избирательного счета;
2) распоряжению средствами избирательного фонда;
3) учету денежных средств избирательного фонда;
4) контролю за поступлением и расходованием средств избирательного фонда;
5) право подписи на расчетных документах;
средства массовой информации.
Для присутствия на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и при осуществлении ею работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования членам вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированному кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному представителю по финансовым вопросам не требуется дополнительное разрешение. Они могут осуществлять свою деятельность после предъявления удостоверения, выданного им Центральной избирательной комиссией. Избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Избирательная комиссия должна проинформировать вышестоящую избирательную комиссию, каждого зарегистрированного кандидата, или его доверенное лицо, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.
2. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату и результаты выборов Президента Российской Федерации.
Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, группах избирателей, законодательстве о выборах Президента Российской Федерации осуществляют избирательные комиссии.
Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, избирательными блоками, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев.
В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет общие данные о результатах выборов Президента Российской Федерации в средства массовой информации в течение одного дня после определения результатов выборов.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через две недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных и участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в региональных государственных периодических печатных изданиях. При этом официальному опубликованию подлежат все числовые данные, содержащиеся в протоколах каждой участковой избирательной комиссии. В случае проведения на отдельных избирательных участках, территориях повторного подсчета голосов избирателей, результаты которого поступают в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации после этого срока, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации официально опубликовывает уточненные данные в течение недели после принятия на их основании соответствующего решения. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе осуществить официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в муниципальных периодических печатных изданиях.
Официальное опубликование результатов выборов Президента Российской Федерации, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации. В течение десяти дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации данная комиссия в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в своем официальном печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах выборов Президента Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
3. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать:
члены вышестоящих комиссий;
зарегистрированный кандидат;
или его доверенное лицо;
уполномоченный представитель по финансовым вопросам;
представители средств массовой информации;
наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов;
наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации;
представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации.
4. В день голосования с момента открытия избирательных участков и до подписания членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами на должность Президента Российской Федерации, общественными и избирательными объединениями, избирательными блоками. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, либо их уполномоченные представители, а также общественное объединение через свои уполномоченные органы вправе назначить в каждую из участковых избирательных комиссий по одному наблюдателю.
5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком. В документе, удостоверяющем полномочия наблюдателя, указываются его фамилия, имя, отчество, место жительства, а также номер избирательного участка, на который он направляется, а также запись о том, что назначенные наблюдатели не являются выборными должностными лицами, лицами, находящимися в их непосредственном подчинении, судьями, прокурорами. Документ действителен при предъявлении паспорта либо удостоверения личности, его заменяющего. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
6. Наблюдатель вправе:
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в том числе на избирательном участке в воинской части;
присутствовать при предъявлении председателем участковой избирательной комиссии избирательных ящиков перед их опечатыванием и перед их вскрытием после завершения голосования;
знакомиться со списками избирателей;
присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности избирателей по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам прибыть в помещение для голосования;
присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса неиспользованных избирательных бюллетеней;
знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и получать их заверенные копии;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию, а участковой избирательной комиссии избирательного участка, образованного за пределами территории Российской Федерации, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.
7. Наблюдатель не вправе:
расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней в помещении для голосования;
заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования;
совершать действия, мешающие членам участковой избирательной комиссии осуществлять свои функции.
Наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если его действия нарушают тайну голосования или он пытается повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
8. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, одного избирательного блока, общественного объединения.
9. Представители средств массовой информации призваны доводить до населения полную, объективную и достоверную информацию о ходе выборов Президента Российской Федерации на всех этапах избирательной кампании.
Представители средств массовой информации как участники избирательного процесса вправе:
присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивая гласность и открытость их деятельности;
знакомиться с решениями соответствующих избирательных комиссий и передавать копии решений для опубликования в средства массовой информации;
присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать в средствах массовой информации ход их проведения;
находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, а также при подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями;
знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования.
10. На заседаниях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
11. Представителям средств массовой информации - журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний - запрещается участвовать в освещении выборов через СМИ, если указанные лица являются кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами или членами избирательных комиссий.




Вернутся в раздел Комментарии к законам