Комментарии к законам

Статья 21. Полномочия территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации:



1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации на соответствующей территории;
2) формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей;
3) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
4) заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;
5) составляет списки избирателей по соответствующей территории отдельно по каждому избирательному участку, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 26 настоящего Федерального закона;
6) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, и осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;
7) обеспечивает совместно с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на соответствующей территории для всех кандидатов соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
8) обеспечивает на соответствующей территории использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
9) организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов в участковые избирательные комиссии;
10) выдает избирателям открепительные удостоверения;
11) оказывает организационно - техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
12) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов;
13) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации;
14) обеспечивает хранение и передачу или уничтожение по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в соответствии с порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
15) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования;
16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;
17) осуществляет контроль за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации на соответствующей территории;
18) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 21
1. Территориальная избирательная комиссия является вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии и осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации на соответствующей территории, формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей, заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, и осуществляет контроль за целевым использованием этих средств, обеспечивает совместно с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на соответствующей территории для всех кандидатов соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности.
2. Территориальная избирательная комиссия координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Решения и действия (бездействие) участковых комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в территориальную избирательную комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
3. Территориальная избирательная комиссия составляет списки избирателей по соответствующей территории отдельно по каждому избирательному участку.
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части, а также руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.
Сведения об избирателях собираются и уточняются уполномоченными должностными лицами и представляются в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в списке в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера (номера) своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подписи за полученный им избирательный бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень избирателю, а также для внесения суммарных данных по выборам Президента Российской Федерации.
При составлении списка избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Первый экземпляр списка избирателей изготавливается в машинописном виде, второй экземпляр - в машиночитаемом виде. В исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде.
Первый экземпляр списка избирателей передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр в машиночитаемом виде хранится в территориальной избирательной комиссии. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии и заверяется печатью территориальной избирательной комиссии.
Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи.
4. Территориальная избирательная комиссия обеспечивает на соответствующей территории использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Для этого она:
1) обеспечивает использование и эксплуатацию соответствующих комплексов средств автоматизации, представление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума информации о ходе и результатах выборов и референдума с использованием ГАС "Выборы" в установленном порядке;
2) обеспечивает безопасность информации в соответствующих комплексах средств автоматизации;
3) в пределах своей компетенции издает соответствующие акты по вопросам использования ГАС "Выборы".
5. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателям открепительные удостоверения.
Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 25 дней до дня голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в комиссию главой муниципального образования. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. За 25 дней до дня голосования территориальная избирательная комиссия направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании таких выписок участковые избирательные комиссии вносят соответствующие отметки в списки избирателей, исключая избирателя из списка избирателей.
О получении открепительного удостоверения избиратель либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии), указав серию и номер (номер) своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При этом избиратель исключается из списка избирателей соответствующего участка на данных выборах Президента Российской Федерации и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии.
6. Территориальная избирательная комиссия контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов и устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Прием протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной избирательной комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммированию данных, содержащихся в этих протоколах, и составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории должны находиться в поле зрения членов территориальной избирательной комиссии, наблюдателей, зарегистрированного кандидата, его доверенных лиц, уполномоченных лиц по финансовым вопросам, иностранных (международных) наблюдателей. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы территориальной избирательной комиссии по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протокола и полноту приложенных к нему документов. Если в территориальной избирательной комиссии установлен комплекс средств автоматизации государственной автоматизированной информационной системы, данные протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования незамедлительно вводятся в указанную систему, при этом проводится проверка выполнения контрольных соотношений указанного протокола. Если государственная автоматизированная информационная система не используется, выполнение контрольных соотношений проверяет член территориальной избирательной комиссии, проверяющий правильность заполнения этого протокола.
Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, предъявляемыми к составлению протокола, член территориальной избирательной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу территориальной избирательной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену территориальной избирательной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы территориальной избирательной комиссии под данными протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по мере их введения в государственную автоматизированную информационную систему, но не позднее одних суток со дня голосования (а для протоколов с отметкой: "Повторный подсчет голосов" - не позднее одних суток со дня проведения повторного подсчета голосов) размещаются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
7. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующей территории, в который вносятся:
1) данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории;
2) данные о числе поступивших протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составляется протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования;
3) суммарные данные по всем строкам протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования.
Для подписания протокола об итогах голосования территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. После этого территориальная избирательная комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает копии протокола зарегистрированному кандидату, его доверенному лицу, уполномоченному по финансовым вопросам, наблюдателю или иностранному (международному) наблюдателю. Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К каждому экземпляру протокола приобщаются:
1) сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования;
2) акты о получении территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней, о передаче их участковым избирательным комиссиям, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в территориальной избирательной комиссии, с указанием числа этих избирательных бюллетеней;
3) акты о выдаче территориальной избирательной комиссией избирателям открепительных удостоверений, о передаче их участковым избирательным комиссиям, а в случае проведения повторного голосования также о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием числа этих удостоверений.
Сводная таблица и акты подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии.
К первому экземпляру протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования приобщаются особые мнения членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения территориальной избирательной комиссии. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса вместе с приложенными к нему документами и с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а протокол территориальной избирательной комиссии, сформированной для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, осуществляемой участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и возврату в территориальную избирательную комиссию не подлежит.
Второй экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, вторые экземпляры сводной таблицы и актов предоставляются для ознакомления и снятия копий членам территориальной избирательной комиссии и членам вышестоящих избирательных комиссий с правом совещательного голоса, зарегистрированному кандидату, его доверенному лицу, уполномоченному по финансовым вопросам, иностранному (международному) наблюдателю, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего обозрения в месте, установленном территориальной избирательной комиссией.
Второй экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования вместе со вторыми экземплярами сводной таблицы и актов со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и зарегистрированного кандидата, его доверенных лиц, уполномоченных лиц по финансовым вопросам, иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии в охраняемом помещении.




Вернутся в раздел Комментарии к законам