Комментарии к законам

Статья 20. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации:



1) координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;
2) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
5) формирует территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей;
6) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
7) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и передачу их в территориальные избирательные комиссии;
8) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений, других избирательных документов;
9) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между территориальными избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств и средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов;
10) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;
11) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования, порядка хранения и передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;
12) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов;
13) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;
14) устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации и передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
15) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании;
17) осуществляет контроль за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;
18) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств иных избирательных фондов кандидата, указанного в пункте 10 статьи 58 настоящего Федерального закона, и еженедельно представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании этих фондов;
19) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Комментарий к статье 20
1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является нижестоящей по отношению к Центральной избирательной комиссии и вышестоящей по отношению к территориальной (районной, городской и другим) и участковой избирательной комиссиям, поэтому она, в первую очередь, служит связующим звеном между ЦИК РФ и нижестоящими комиссиями. Поэтому она координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации, обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей.
Если на соответствующей территории отсутствует территориальная избирательная комиссия, то она формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. При этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации устанавливает и публикует срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии, который не может быть менее одного месяца. Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, устанавливающее указанный срок, подлежит опубликованию.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, осуществляемой участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, которые образованы на судах и полярных станциях.
3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Для этого она:
1) обеспечивает использование и эксплуатацию ГАС "Выборы" на территории субъекта Российской Федерации, представление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации информации о ходе и результатах выборов с использованием ГАС "Выборы";
2) обеспечивает безопасность информации и осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности информации в соответствующих фрагментах ГАС "Выборы";
3) содействует реализации программы развития ГАС "Выборы";
4) утверждает положение об информационном центре избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;
5) в пределах своей компетенции издает соответствующие акты по вопросам использования и эксплуатации ГАС "Выборы".
4. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и передачу их в территориальные избирательные комиссии.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 27 дней до дня голосования.
Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени выбраковываются ее работниками под наблюдением членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной избирательной комиссии. В этом акте указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают выбракованные и лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. О месте и времени проведения выбраковки избирательных бюллетеней, передачи их соответствующей избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней должны быть оповещены избирательной комиссией, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней, все члены указанной избирательной комиссии, зарегистрированные кандидаты (их представители). Полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствия не менее чем одному представителю каждого из зарегистрированных кандидатов при проведении указанных действий, при этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
После получения в полиграфической организации избирательных бюллетеней избирательная комиссия, разместившая заказ на их изготовление, не позднее чем за 20 дней до дня голосования передает их в территориальные избирательные комиссии по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней. Число передаваемых в каждую территориальную избирательную комиссию избирательных бюллетеней определяется решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Число передаваемых избирательных бюллетеней не может более чем на 2,5 процента превышать число избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Оставшиеся после передачи в территориальные избирательные комиссии избирательные бюллетени хранятся в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Территориальная избирательная комиссия в таком же порядке передает избирательные бюллетени в участковые избирательные комиссии не позднее чем за четыре дня до дня голосования. По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может составлять менее 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи избирательных бюллетеней, и превышать его более чем на 0,5 процента. Если число избирателей, включенных в список избирателей, составляет менее 200 человек, в участковую избирательную комиссию направляются дополнительно два избирательных бюллетеня. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума.
При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии вправе присутствовать изъявившие на то желание члены соответствующих и вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех своих членов о времени и месте передачи избирательных бюллетеней.
Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.
В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в комиссии субъекта Российской Федерации подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в опечатанном виде вместе с другой документацией избирательной комиссии.
5. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов и устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации и передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
На основании данных первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации. Суммирование данных, содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.
Прием протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола об итогах голосования на территории субъекта Российской Федерации осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по приему протоколов территориальных избирательных комиссий, суммированию данных, содержащихся в этих протоколах, и составлению протокола об итогах голосования на территории субъекта Российской Федерации должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, наблюдателей, зарегистрированного кандидата или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а так же иностранного (международного) наблюдателя. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных к нему документов и выполнение контрольных соотношений.
Если протокол и (или) сводная таблица территориальной избирательной комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями комментируемого Закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вносит данные этого протокола в сводную таблицу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Председатель, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавшие члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы избирательной комиссии субъекта Российской Федерации под данными протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов соответствующих территориальных избирательных комиссий об итогах голосования составляет протокол об итогах голосования на территории субъекта Российской Федерации, в который вносятся следующие данные:
1) число территориальных избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;
2) число протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составляется данный протокол об итогах голосования;
3) число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число избирателей, включенных в списки избирателей по данным избирательным участкам на момент окончания голосования;
4) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах территориальных избирательных комиссий об итогах голосования.
Для подписания протокола об итогах голосования на территории субъекта Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого избирательная комиссия субъекта Российской Федерации подписывает протокол об итогах голосования и выдает его копии зарегистрированному кандидату, или его доверенному лицу, или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам, или наблюдателю, иностранному (международному) наблюдателю. Протокол избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, несогласный с протоколом об итогах голосования в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К каждому экземпляру протокола приобщаются:
1) сводная таблица об итогах голосования, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования;
2) акты о получении избирательной комиссией субъекта Российской Федерации избирательных бюллетеней, о передаче их территориальным и участковым избирательным комиссиям, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, с указанием числа этих избирательных бюллетеней;
3) акты о выдаче территориальным избирательным комиссиям открепительных удостоверений, а в случае проведения повторного голосования - также о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием числа этих удостоверений.
К первому экземпляру протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления избирательной комиссией субъекта Российской Федерации протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с приложенными к нему документами после подписания протокола и сводной таблицы незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и возврату в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации не подлежит.
Второй экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования, вторые экземпляры сводной таблицы и актов предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса зарегистрированному кандидату, или его доверенному лицу, или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего обозрения в месте, установленном избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Федеральным законом сроков определения результатов выборов Президента Российской Федерации.
6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решения и действия (бездействие) территориальных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:
- по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
- обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;
- осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
- по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;
- участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета);
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации;
- может иметь официальный печатный орган.




Вернутся в раздел Комментарии к законам