Комментарии к законам

Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:



1) руководит деятельностью избирательных комиссий;
2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;
3) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;
4) оказывает правовую, методическую, организационно - техническую помощь избирательным комиссиям;
5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы, ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;
6) регистрирует избирательные блоки;
7) регистрирует уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков;
8) регистрирует группы избирателей, созданные для поддержки самовыдвижения кандидатов (далее - группы избирателей), и их уполномоченных представителей;
9) регистрирует доверенных лиц кандидатов и уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов;
10) регистрирует кандидатов;
11) выдает зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам удостоверения установленного образца;
12) обеспечивает для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
13) заслушивает сообщения представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;
14) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации;
15) устанавливает форму, в том числе степень защищенности, избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением;
16) устанавливает форму открепительного удостоверения, обеспечивает изготовление открепительных удостоверений и передачу их в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
17) утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке;
18) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
19) утверждает по согласованию с Федеральной архивной службой России порядок хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;
20) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств и средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, а также за соблюдением требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов при финансировании избирательных кампаний кандидатов;
21) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации;
22) разрабатывает и утверждает нормативы технологического оборудования, необходимого для работы территориальных, участковых избирательных комиссий, осуществляет контроль за их соблюдением;
23) рассматривает вопросы материально - технического обеспечения выборов;
24) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании;
25) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
26) определяет результаты выборов Президента Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование, выдает избранному Президенту Российской Федерации удостоверение об избрании;
27) организует повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации;
28) организует повторные выборы Президента Российской Федерации;
29) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Комментарий к статье 19
1. Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Они предусматриваются не только комментируемым Законом, но и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2003 года "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
2. Выполнение руководства всеми избирательными комиссиями определяется местом, которое занимает Центральная избирательная комиссия в системе избирательных комиссий, - она является вышестоящей по отношению ко всем остальным избирательным комиссиям.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации должна осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение комментируемого Закона. Для реализации этого полномочия Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет право издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие нормативные акты, изданные Центральной избирательной комиссией:
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 декабря 2003 г. N 68/604-4 "Об Инструкции о порядке открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности кандидатов о поступлении и расходовании средств их избирательных фондов при проведении выборов Президента Российской Федерации";
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. N 61/568-4 "О формах ведения организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, отдельного учета объемов и стоимости бесплатных и платных эфирного времени и печатной площади, предоставленных зарегистрированным кандидатам, а также учета объемов и стоимости бесплатных эфирного времени и печатной площади, предоставленных политическим партиям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации";
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 декабря 2003 г. N 68/605-4 "О разъяснениях порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации" и т.д.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации руководит деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы, ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов. Компетенция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы "Выборы":
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является государственным заказчиком ГАС "Выборы" и определяет требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами;
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:
1) устанавливает порядок использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов в части, не урегулированной федеральными законами;
2) принимает меры по организации единого порядка использования и эксплуатации ГАС "Выборы" избирательными комиссиями, утверждает регламент перевода ГАС "Выборы" в режим подготовки и проведения выборов и референдума;
3) устанавливает порядок использования ГАС "Выборы" для решения задач, не связанных с выборами, в соответствии с федеральными законами;
4) устанавливает порядок обеспечения безопасности информации в ГАС "Выборы";
5) организует и осуществляет контроль за соблюдением единого порядка использования и эксплуатации ГАС "Выборы", а также за соблюдением требований безопасности информации в ГАС "Выборы";
6) определяет основные направления развития ГАС "Выборы";
7) утверждает положение о Федеральном центре информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может передавать часть своих полномочий в области использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы" Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы".
5. Избирательные блоки подлежат регистрации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем в пятидневный срок после представления документов:
- нотариально удостоверенных копий уставов политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок;
- нотариально удостоверенных копий документов, подтверждающих факт внесения записи о политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях, вошедших в избирательный блок, в Единый государственный реестр юридических лиц;
- протоколов съездов (конференций) политических партий, иных общероссийских общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок;
- соглашения о создании избирательного блока, подписанного представителями политических партий, иных общероссийских общественных объединений и заверенного печатями этих политических партий, общероссийских общественных объединений;
- сведений о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока;
- решения избирательного блока о порядке возмещения стоимости предоставленных бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может отказать в регистрации избирательного блока только в случаях, если не были представлены соответствующие документы или если не были выполнены требования, необходимые для регистрации избирательного блока.
Не может служить основанием для отказа в регистрации избирательного блока создание избирательного блока с меньшим составом участников, чем это было зафиксировано в решении съезда (конференции) политических партий (политической партии), иного общероссийского общественного объединения (иных общероссийских общественных объединений) о создании данного избирательного блока, за исключением случаев, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии.
6. Центральная избирательная комиссия регистрирует уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, назначают представителей, уполномоченных в соответствии с комментируемым Законом представлять политическую партию, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием политической партии, избирательного блока в выборах Президента Российской Федерации. Список назначенных уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
7. Центральная избирательная комиссия регистрирует группы избирателей, созданные для поддержки самовыдвижения кандидатов (далее - группы избирателей), и их уполномоченных представителей.
Группа избирателей создается для поддержки самовыдвижения кандидата. В ее состав должно входить не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей.
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:
- фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории Российской Федерации кандидата;
- фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей.
К ходатайству должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей.
Протокол собрания группы избирателей должен содержать решения:
- об образовании группы избирателей;
- о поддержке самовыдвижения кандидата с указанием сведений о кандидате;
- о назначении уполномоченных представителей группы избирателей с указанием полномочий, фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера, даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного.
К ходатайству о регистрации группы избирателей прилагаются:
1) доверенности на уполномоченных представителей группы избирателей;
2) список уполномоченных представителей группы избирателей в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя. К указанному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность;
3) заявление кандидата о его согласии баллотироваться, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство (в случае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства), вид, серия и номер (номер) документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование и код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата;
4) нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя (нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей) по финансовым вопросам кандидата;
5) если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.
К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, его супруга за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации (с отметкой налогового органа по месту представления декларации). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, и (или) его супруг не обязаны (не обязан) представлять налоговую декларацию, представляется справка (представляются справки) о величине их (его) доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Если кандидат и (или) его супруг в течение четырех лет, предшествующих году назначения выборов Президента Российской Федерации, не получали (не получал) доходов, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Если кандидат и (или) его супруг на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации, не имеют (не имеет) имущества, принадлежащего им (ему) на праве собственности, и (или) обязательств имущественного характера, сведения о которых должны представляться согласно пункту 7 ст. 34 комментируемого Закона, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность только к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующей политической партии, иного общественного объединения. При этом кандидат согласует с указанным органом и с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование данной политической партии, иного общественного объединения.
Ходатайство и иные предусмотренные статьей 34 комментируемого Закона документы кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Если кандидат вправе не представлять лично указанные документы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, то эти документы представляются уполномоченным представителем группы избирателей.
Ходатайство о регистрации группы избирателей и прилагаемые к нему документы принимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если ходатайство представляется уполномоченным представителем группы избирателей, - при предъявлении нотариально удостоверенной копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в присутствии кандидата (уполномоченного представителя группы избирателей), заверяется подписью лица, принявшего ходатайство, и прилагается к ходатайству. Кандидат (уполномоченный представитель группы избирателей) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в день поступления документов, представленных в соответствии со статьей 34 комментируемого Закона, выдать кандидату (уполномоченному представителю группы избирателей) подтверждение их получения в письменной форме.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии со статьей 34 комментируемого Закона, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.
8. Центральная избирательная комиссия регистрирует доверенных лиц кандидатов и уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов.
Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства доверенного лица, а также серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Список доверенных лиц кандидата представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата может быть только совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Уполномоченный осуществляет свои действия на основании выдаваемой кандидатом нотариально удостоверенной доверенности, в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт.
9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого соответствующими политической партией, избирательным блоком, в решении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующими политической партией, избирательным блоком. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.
В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с изложением оснований отказа.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает в средства массовой информации.
10. Центральная избирательная комиссия устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных государств. Указанные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации сообщают в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации об образовании избирательных участков не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
11. Центральная избирательная комиссия устанавливает форму, в том числе степень защищенности, избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением и утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке.
Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней, их число утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. При изготовлении избирательных бюллетеней используется специальная бумага (бумага с водяными знаками или цветная бумага) либо специальная краска. На бланк избирательного бюллетеня наносится типографским способом надпись микрошрифтом или защитная сетка.
В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
- фамилия, имя и отчество;
- год рождения;
- место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта);
- основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
- если кандидат выдвинут политической партией, избирательным блоком - слова "выдвинут политической партией (избирательным блоком)" с указанием краткого наименования соответствующих политической партии, избирательного блока;
- если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру - слово "самовыдвижение";
- если кандидат зарегистрирован на основании подписей избирателей - слова "зарегистрирован на основании подписей избирателей".
Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у зарегистрированного кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства сведения об этом должны указываться в избирательном бюллетене с указанием наименования соответствующего иностранного государства. Сведения о судимости и гражданстве иностранного государства в избирательном бюллетене указываются на основании соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию до утверждения текста избирательного бюллетеня.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в полиграфических организациях, технически оснащенных для изготовления избирательной документации, не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Число избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов Президента Российской Федерации, не должно более чем на 3 процента превышать число избирателей, зарегистрированных по федеральному избирательному округу.
В случае регистрации кандидата менее чем за семь дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств.
12. Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности, степень защиты которого определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Открепительное удостоверение должно иметь отрывной талон. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Форма открепительного удостоверения должна предусматривать возможность внесения в него фамилии, имени, отчества избирателя и номера избирательного участка, где избиратель внесен в список избирателей по месту жительства. Открепительные удостоверения передаются вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии в том же порядке, что и избирательные бюллетени. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений.
Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 25 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 24 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя, отчество избирателя и номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей по месту жительства, и если на этом открепительном удостоверении стоят две печати территориальной или участковой избирательной комиссии и две подписи члена территориальной или участковой избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, при этом одна печать и одна подпись должны стоять на отрывном талоне. В случае проведения повторного голосования открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя, отчество избирателя и номер избирательного участка, где избиратель внесен в список избирателей по месту жительства, и если на этом открепительном удостоверении стоят печать территориальной или участковой избирательной комиссии и подпись члена территориальной или участковой избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение.
В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются. Соответствующая территориальная или участковая избирательная комиссия составляет акты о погашении неиспользованных отрывных талонов и открепительных удостоверений с указанием числа таких талонов и удостоверений. Если Президент Российской Федерации был избран в результате общих выборов либо общие выборы Президента Российской Федерации были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов Президента Российской Федерации.
13. Центральная избирательная комиссия утверждает по согласованию с Федеральной архивной службой России порядок хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов.
Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и сводных таблиц, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов хранятся не менее одного года со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении следующих выборов Президента Российской Федерации.
В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав граждан, сроки хранения соответствующей избирательной документации продлеваются до вступления в законную силу решения суда либо прекращения дела в соответствии с законом.
Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, отрывные талоны открепительных удостоверений, списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов хранятся в порядке, установленном для хранения документов строгой отчетности. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив или ее уничтожения по истечении сроков хранения.
14. Центральная избирательная комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно ст. 75 которого:
решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
15. Центральная избирательная комиссия определяет результаты выборов Президента Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование, выдает избранному Президенту Российской Федерации удостоверение об избрании.
На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.
16. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации, в который вносятся следующие сведения:
1) число избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
2) число территориальных избирательных комиссий;
3) число протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
4) число протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
5) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий;
6) фамилии, имена и отчества включенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов, а при их совпадении - иные сведения о них;
7) число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата;
8) число голосов избирателей, поданных против всех зарегистрированных кандидатов.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
17. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в одном из следующих случаев:
1) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
2) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
4) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
18. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
Протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов территориальных избирательных комиссий.
Заверенные копии протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, каждому зарегистрированному кандидату, или его доверенному лицу, или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам, представителю средств массовой информации, присутствовавшим при определении результатов выборов Президента Российской Федерации.
Если после подписания протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации и (или) сводной таблицы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выявила в них неточность, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Федеральным законом сроков определения результатов выборов.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо вышестоящей по отношению к ней избирательной комиссией, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченного представителя по финансовым вопросам, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Ранее представленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов избирателей. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания протокола недействительным.
19. Центральная избирательная комиссия организует повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах с соблюдением требований комментируемого Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым Центральная избирательная комиссия Российской Федерации первоначально назначила повторное голосование, при наличии письменного заявления указанного зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Такое заявление должно быть подано не позднее чем на второй день со дня выбытия кандидата, по которому первоначально было назначено повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления либо со дня выбытия по иным обстоятельствам.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
20. Центральная избирательная комиссия организует повторные выборы Президента Российской Федерации.
Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Сообщение о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.
Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При повторных выборах Президента Российской Федерации сроки осуществления избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Выдвижение и регистрация кандидатов, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов Президента Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При проведении повторных выборов Президента Российской Федерации кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может распорядиться о продлении полномочий участковых избирательных комиссий либо о формировании при проведении повторных выборов Президента Российской Федерации участковых избирательных комиссий в новом составе в порядке,
21. Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона при:
- регистрации (учете) избирателей;
- составлении списков избирателей;
- образовании избирательных округов и избирательных участков;
- выдвижении и регистрации кандидатов;
- получении и распространении информации;
- организации и осуществлении голосования;
- подсчете голосов;
- установлении результатов выборов;
- опубликовании результатов выборов;
- обжаловании решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан.
22. Кроме комментируемого Закона, полномочия ЦИК РФ предусмотрены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому кроме перечисленных в комментируемом Законе полномочий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе:
- обеспечивать реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;
- осуществлять международное сотрудничество в области избирательных систем;
- давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- иметь официальный печатный орган.




Вернутся в раздел Комментарии к законам