Комментарии к законам

Статья 12. Государственная система здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.



В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Комментарий к статье 12
Данная статья устанавливает перечень разнопорядковых субъектов, образующих государственную систему здравоохранения. В этой системе можно выделить следующие виды субъектов:
1) органы исполнительной власти (Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
2) Российская академия медицинских наук;
3) находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
Ведомственный элемент государственной системы здравоохранения составляют лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.
В настоящее время Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации ликвидирован. И федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Абзац 2 комментируемой статьи в части отнесения учреждений к группе "ведомственных" следует толковать расширительно, понимая, что учреждения, создаваемые органами управления всех субъектов РФ (а не только республик), не являются ведомственными. Статус данных учреждений в настоящее время недостаточно регламентирован, и наличие подобных учреждений вызывает до сих пор споры в обществе. Ведомственные лечебно-профилактические учреждения, обладая более высокой медицинской базой и квалифицированными специалистами, чем, например, районные поликлиники, обслуживали узкий круг граждан, образуемый по их профессиональной принадлежности. В связи с этим появилась точка зрения, согласно которой следует исключить ведомственный уровень в системе здравоохранения, а сами учреждения ликвидировать.
В настоящее время ведомственная медицина не исчезла, но она стала менее закрытой. Благодаря добровольному медицинскому страхованию и распространению платных услуг лечебно-диагностические учреждения министерств и ведомств, Управления делами Президента РФ стали более доступными. К сожалению, возможность выбора лечебного учреждения ведомственного подчинения стала реальностью лишь для жителей крупных городов. Значение имеет также доход граждан, поскольку стоимость годового полиса в рамках добровольного медицинского страхования не может составлять менее 200 долларов (учитывая, что добровольное медицинское страхование не обеспечивает лечения значительного числа хронических, социальных и требующих оперативного вмешательства заболеваний).




Вернутся в раздел Комментарии к законам