2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Комментарий к статье 12
1. В п. 1 комментируемой статьи впервые законодательно закреплено, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, выполняет гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества государственного и муниципального предприятия, обеспечивающего интересы кредиторов такого предприятия. Поэтому образование уставного фонда в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, является обязательным.
Комментируемая статья принята в соответствии с п. 3 ст. 114 ГК РФ, в силу которого размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия комментируемого Закона было установлено, что размер уставного фонда как государственного, так и муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Пункт 3 ст. 12 комментируемого Закона устанавливает, что минимальный размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а муниципального предприятия - не менее 1000 МРОТ. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Вероятно, что изменение комментируемым Законом минимального размера уставного фонда государственного предприятия не влечет за собой автоматически обязанности собственника увеличить уставный фонд, если он составляет менее 5000 МРОТ, но соответствовал уровню, установленному действовавшими в момент создания предприятия правовыми актами, в т.ч. в случае приведения в соответствие с нормами комментируемого Закона устава унитарного предприятия на основании п. 2 ст. 37 Закона. Такой подход, в частности, был выработан судебной практикой в отношении аналогичной ситуации, сложившейся в связи с принятием Закона об акционерных обществах <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6.
2. Пункт 2 ст. 12 Закона допускает самые широкие возможности при определении имущества, за счет которого формируется уставный фонд государственного или муниципального предприятия: это деньги, а также ценные бумаги, другие вещи, кроме изъятых из оборота, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. К иным правам, в частности, относятся права пользования объектами интеллектуальной собственности. Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" <*> права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией, если: права на такие результаты не включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества; эти результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц; на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав. Поэтому за счет таких имущественных прав может создаваться уставный фонд государственного предприятия.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.
При анализе положений Закона об уставном фонде унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в т.ч. о его увеличении и уменьшении, прослеживается тенденция к единому подходу законодателя к регулированию в этой части деятельности обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и унитарных предприятий как коммерческих организаций. Поэтому при передаче государственным и муниципальным предприятиям имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, необходимо учитывать п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, который дает пояснение, что вкладом в уставный капитал для хозяйственных обществ (следовательно, и в уставный фонд для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или "ноу-хау". Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое в соответствии с лицензионным договором.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, в т.ч. и при формировании уставного фонда, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (см. п. 5 ст. 8 и комментарий к нему).
3. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Поскольку собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 ст. 7 комментируемого Закона), то в создании уставного фонда, выполняющего гарантийную функцию - функцию гарантирования интересов кредиторов, в казенном предприятии нет необходимости.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
Вернутся в раздел Комментарии к законам