Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Комментарий к статье 4
1. Комментируемая норма в основном развивает положения ГК РФ о фирменном наименовании коммерческой организации (ст. 54), согласно которой наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (в т.ч. унитарное предприятие), должно иметь фирменное наименование. Унитарное предприятие, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Следует отметить два положения рассматриваемой нормы, представляющие интерес в правоприменительном отношении. Первое - это императивный запрет включать в фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в т.ч. заимствованные из иностранных языков. Законодатель в данном случае стремится к достоверности определения статуса участника предпринимательских отношений, его организационно-правовой формы и собственника имущества унитарного предприятия. Известно, что в практике в наименованиях унитарных предприятий встречаются недопустимые теперь определения "государственная корпорация", "производственное объединение" и даже "государственная компания". Второе положение - необходимость в фирменном наименовании унитарного предприятия указывать собственника имущества. Если такое требование достаточно разумно для унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (государственное предприятие Челябинской области "XXXX", муниципальное казенное предприятие города Выборга Ленинградской области "XXXX"), то в отношении унитарных предприятий, имущество которых принадлежит Российской Федерации, недостаточно указать в наименовании "федеральное государственное предприятие". Из буквального толкования нормы необходимо указание на собственника имущества - "Федеральное государственное предприятие Российской Федерации "XXXX".
Необходимость четкого указания в фирменном наименовании государственного или муниципального унитарного предприятия собственника его имущества и вида вещного права, на котором коммерческая организация владеет имуществом (хозяйственное ведение или оперативное управление), обусловлена в том числе и специальной правоспособностью унитарного предприятия.
Существующие в настоящее время унитарные предприятия должны привести в соответствие с требованиями комментируемой статьи свои фирменные наименования. Закон определил, какие термины должны быть включены в наименование унитарного предприятия, а какие сведения и термины не допускаются. Из этого следует, например, что функционирующее унитарное предприятие с фирменным наименованием "Федеральное государственное унитарное предприятие "XXXX" может сохранить свое наименование без изменения.
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации по месту нахождения его исполнительного органа в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Местом нахождения унитарного предприятия определяется решение многих имеющих правовую значимость вопросов: место исполнения обязательства, подсудность споров и т.д.
3. Дополнительно к требованиям ГК РФ, обязывающим всякое юридическое лицо указывать лишь свое место нахождения, комментируемая норма (п. 3) предусматривает обязанность унитарного предприятия иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Об изменении почтового адреса унитарное предприятие должно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения. 1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Вернутся в раздел Комментарии к законам