Комментарии к законам

Статья 10. Состав суда при рассмотрении гражданских и уголовных дел, коллегиальность в осуществлении правосудия. (в ред. Закона РФ от 29.05.1992 N 2869-1)



Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.
(часть первая в ред. Закона РФ от 16.07.1993 N 5451-1)
Рассмотрение дел в судебных коллегиях соответствующих судов в кассационном и надзорном порядке осуществляется в составе трех судей.
(часть вторая в ред. Закона РФ от 16.07.1993 N 5451-1)
Президиум суда рассматривает дела при наличии большинства членов президиума.
Комментарий к статье 10
I. О рассмотрении судами гражданских дел
1. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судом, к подсудности которых оно отнесено законом. ГПК РФ гарантирует всем участникам гражданского процесса равенство их перед законом и судом (ст. 6). Это конституционное положение реализуется посредством установления предметной подсудности судов РФ разного уровня (звена) по различным признакам правонарушений субъектов их совершения.
1.1. Немаловажным вопросом для участника гражданского оборота, а тем более для гражданского судопроизводства является процедура рассмотрения дел, касающаяся состава суда, а также принципа рассмотрения гражданских дел.
1.2. Мы рассмотрим пока процедуру рассмотрения (подсудность и подведомственность) дел судами общей юрисдикции.
1.3. ГПК РСФСР предусматривал коллегиальное рассмотрение дел судом первой инстанции в составе судьи и двух народных заседателей. Теперь институт народных заседателей из ГПК исключен. Согласно ст. 7 ГПК РФ все дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, за исключением случаев, прямо предусмотренных ГПК РФ и иными федеральными законами (например, при расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума), когда дела рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанции суды рассматривают коллегиально.
2. Вопросы подведомственности судебных споров.
С целью исключения дублирования рассмотрения одних и тех же дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами в Кодексе вынесены в отдельную главу и детализированы вопросы подведомственности и подсудности.
2.1. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
2.2. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных АПК РФ и другими федеральными законами к ведению арбитражных судов. В то же время если при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, выясняется, что разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
2.3. В случае, если возможно разделение требований, судья обязан вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
3. Глава 3 ГПК РФ определяет вопросы подсудности дел.
3.1. Согласно ст. 23 ГПК РФ к делам, подсудным мировому судье, относятся:
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
7) дела об определении порядка пользования имуществом.
Следует иметь в виду, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.
3.2. Дела, подсудные Верховному Суду РФ (ст. 27 ГПК РФ), расширены путем включения дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
3.3. Исключительная подсудность установлена в ст. 30 ГПК РФ. Изменения коснулись наследственных дел: иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Согласно общему правилу, установленному в ст. 1115 ГК РФ, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. В прежнем ГПК РСФСР иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, были подсудны суду по месту нахождения наследственного имущества или его части. Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц определена в ст. 403 ГПК РФ <*>.
--------------------------------
<*> См.: Вайпан В.А., Гладких С.Р. Комментарий к ГПК РФ. М.: Юстицинформ, 2003. С. 5 - 6.
3.4. Нормы о передаче дела (ст. 33 ГПК РФ), принятого судом к своему производству, в другой суд изменились в связи с усилением принципов диспозитивности и состязательности. Так, суд может передать дело, только если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств. В ГПК РСФСР суд сам принимал решение о передаче дела в другой суд, если признавал, что дело будет более быстро и правильно рассмотрено в другом суде.
3.5. Статья 32 ГПК РФ регулирует вопросы договорной подсудности. Так, стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность до принятия дела судом к своему производству. Родовую подсудность, предусмотренную ст. 26 и 27 ГПК РФ, и исключительную подсудность стороны изменить не могут <*>.
--------------------------------
<*> См.: Вайпан В.А., Гладких С.Р. Указ. соч. С. 7.
II. О рассмотрении дел арбитражными судами
4. Рассмотрение дел арбитражным судом первой инстанции.
4.1. В АПК РФ 2002 г. состав арбитражного суда регламентируется в гл. 2 (ст. 17 - 19).
4.2. Статья 17 АПК имеет название: "Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел" и указывает на следующее.
4.2.1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дел не предусмотрено ст. 17 АПК. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.
4.2.2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:
1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;
3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;
4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.
4.2.3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.
4.2.4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК РФ.
При коллективном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.
4.2.5. В случае, если согласно норме АПК РФ судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.
4.3. Как видим, состав арбитражного суда (единоличный, коллегиальный) по рассмотрению дел зависит от категории дела, от инстанции, рассматривающей то или иное дело. Однако столь непростая дифференциация дел ставит в зависимость состав суда и от других факторов (ч. 5 ст. 17 АПК РФ), что понуждает нас дать комментарии к вопросам о составе арбитражного суда.
4.4. Положения о коллегиальном рассмотрении дел в суде первой инстанции распространяются лишь на стадию судебного разбирательства. В стадии возбуждения дела и при подготовке дела к судебному разбирательству судья совершает процессуальные действия единолично.
4.5. Дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда (ст. 34 АПК), рассматриваются в первой инстанции коллегиально тремя профессиональными судьями этого суда. Состав из трех судей арбитражного суда соответствующего субъекта РФ образуется и для рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, относящихся к подсудности арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. ст. 34, 194 АПК).
4.6. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются тремя профессиональными судьями соответствующего суда субъекта РФ, если рассмотрение дела единолично судьей не предусмотрено федеральным законом (ст. 223 АПК). Состав из трех судей арбитражного суда соответствующего субъекта РФ образуется также для рассмотрения дела после отмены решения арбитражным судом кассационной инстанции, если в его постановлении указано на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом суда (п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК).
4.7. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (кроме дел об оспаривании нормативных правовых актов), рассматриваются судьей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ единолично (см. ч. 1 ст. 200, ч. 1 т. 205, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 215 АПК). Единолично судья арбитражного суда рассматривает также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК), дела упрощенного производства (ч. 2 ст. 228 АПК), дела об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК), дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК), дела о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК).
4.8. Все другие экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, рассматриваются судьей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ единолично, если только какая-либо из сторон не заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей <*>.
--------------------------------
<*> См.: Жилин Г.А. Комментарий к гл. 2 АПК РФ // Комментарий к АПК РФ (постатейный). С. 41.
4.9. Единоличный или коллегиальный порядок рассмотрения дела в первой инстанции не влияет на порядок осуществления правосудия, поскольку в любом случае должны соблюдаться все правила судопроизводства в арбитражном суде. При этом судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего.
4.10. Как правило, дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций рассматриваются в судебном заседании коллегиальным составом из трех профессиональных судей соответствующего суда (ст. ст. 266, 284 АПК).
4.11. Отдельные процессуальные действия в апелляционном и кассационном производстве судья совершает единолично. Например, в таком порядке решаются вопросы о принятии апелляционной или кассационной жалобы, об оставлении жалобы без движения, о возвращении жалобы (ст. ст. 261, 278 АПК).
4.12. Пересмотр судебных актов в порядке надзора осуществляет Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, который правомочен рассматривать дела при наличии большинства членов Президиума. Следовательно, количество судей, участвующих в заседании Президиума, может быть и четным.
4.13. При пересмотре дела судом надзорной инстанции председательствует в процессе Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, в его отсутствие - первый заместитель, а в отсутствие первого заместителя - один из заместителей (ст. 20, 21 Закона об арбитражных судах).
При разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела, все судьи суда надзорной инстанции равны. Постановление Президиума принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума (ст. 303 АПК).
5. Формирование состава суда в арбитражном судопроизводстве осуществляется по правилам ст. 18 АПК РФ.
5.1. Состав арбитражного суда зачастую зависит от категории дела.
5.2. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Замена судьи или одного из судей возможна в случае:
1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;
2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе.
5.2.1. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала (ст. 18 АПК).
5.3. Распределение дел между судьями арбитражного суда или формирование коллегиального состава суда для рассмотрения конкретного дела зависит от категории дела и специализации судей соответствующих судебных коллегий, а также их нагрузки. В судебном составе соответствующую работу организует его председатель.
5.4. Статья 18 АПК устанавливает правило о недопустимости какого-либо влияния лиц, заинтересованных в разбирательстве дела, на формирование состава суда. Свое возражение против рассмотрения конкретного дела тем или иным судьей (судьями) участвующие в деле лица вправе выразить заявлением отвода уже после того, как состав суда сформирован. В арбитражных судах для оптимальной организации работы по осуществлению правосудия образуются две судебные коллегии - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (в арбитражном суде субъекта РФ подразделения на коллегии может не быть). Кроме того, образуются судебные составы из числа судей соответствующих судебных коллегий или соответствующего суда, если в нем судебные коллегии отсутствуют (в судебных коллегиях федеральных арбитражных судов округа составы могут не образовываться). Судебные составы возглавляет председатель, который в Высшем Арбитражном Суде РФ утверждается его Пленумом, а в других арбитражных судах - президиумом соответствующего суда (ст. ст. 11, 18, 19, 25, 30, 31, 34, 35, 41 Закона об арбитражных судах).
6. Учитывая, что в Законе нигде не сказано об арбитражных заседателях, а приводятся лишь устаревшие нормы о народных заседателях, исключенных из процесса с введением ГПК РФ и УПК РФ (в арбитражном же, как в гражданском и уголовном процессах, арбитражные заседатели пользуются равными правами и несут обязанности судьи (п. 5 ст. 19 АПК РФ)), соответственно в ст. 12 и 14 Закона мы кратко исследуем вопросы и о правах арбитражных заседателей.
III. О рассмотрении судами уголовных дел
7. Состав суда при рассмотрении уголовных дел определяется ст. 30 УПК РФ с таким же названием "Состав суда".
7.1. Вопрос о составе суда рассматривается концептуально.
7.1.1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.
7.1.2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в п. 3 ч.2 ст. 30 УПК;
2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК;
3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК;
7.1.3. Мировой судья рассматривает уголовные дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК.
7.1.4. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.
7.1.5. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
8. Подсудность мировых судей закреплена и регулируется ч. 1 ст. 31 УПК, а также ст. 318 - 323 гл. 41 УПК "Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье".
8.1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 107 ч. 1, 108, 109, 134, 135, 136 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 177, 178 ч. 1, 183 ч. 1, 184, 185, 191 ч. 1, 193, 194 ч. 1, 195, 198 ч. 1, 200 ч. 2, 201 ч. 1, 202 ч. 1, 204 ч. 1 и 3, 207, 212 ч. 3, 215 ч. 1, 215.1 ч. 1, 216 ч. 1, 217 ч. 1, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 225 ч. 1, 228 ч. 1 и 5, 234 ч. 1 и 4, 235 ч. 1, 236 ч. 1, 237 ч. 1, 238 ч. 1, 239, 244 ч. 2, 247 ч. 1, 248 ч. 1, 249, 250 ч. 1 и 2, 251 ч. 1 и 2, 252 ч. 1 и 2, 253, 254 ч. 1 и 2, 255, 256 ч. 3, 257, 258 ч. 2, 259, 262, 263 ч. 1, 264 ч. 1, 265, 266 ч. 1, 269 ч. 1, 270, 271, 272 ч. 1, 273 ч. 1, 274 ч. 1, 280 ч. 1, 284 ч. 1, 287 ч. 1, 288, 289, 291 ч. 1, 292, 293 ч. 1, 294 ч. 1 и 2, 296 ч. 1 и 2, 297, 298 ч. 1 и 2, 301 ч. 1, 302 ч. 1, 303 ч. 1 и 2, 306 ч. 1, 307 ч. 1, 309 ч. 1 и 2, 311 ч. 1, 316, 320 ч. 1, 322 ч. 1, 323 ч. 1, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 328 Уголовного кодекса РФ.
8.2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие УПК РФ) в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие УПК не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные к УПК подсудности мировых судей, рассматриваются судами районных судов единолично в порядке, установленном гл. 41. Приговор и постановления в этих случаях могут быть обжалованы в кассационном порядке.
9. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой, третьей и четвертой настоящей статьи.
10. Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:
1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 ч. 2, 126 ч. 3, 131 ч. 3, 152 ч. 3, 205, 206 ч. 2 и 3, 208 ч. 1, 209 - 211, 212 ч. 1, 227, 263 ч. 3, 267 ч. 3, 269 ч. 3, 275 - 279, 281, 290 ч. 3 и 4, 294 - 302, 303 ч. 2 и 3, 304, 305, 316, 317, 318 ч. 2, 321 ч. 3, 332 ч. 2, 353 - 358, 359 ч. 1 и 2, 360 Уголовного кодекса РФ;
2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со ст. 34 и 35 УПК РФ.
11. Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, указанные в ст. 452 настоящего Кодекса, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности.
11.1. Верховному Суду подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда (ст. 452), а также дела, связанные с рассмотрением кассационных жалоб и представлений на приговоры и иные решения краевых, областных, республиканских и им равных судов, на приговоры и иные решения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355); дела, связанные с рассмотрением надзорных жалоб и представлений, - на судебные решения нижестоящих судов, определения Кассационной коллегии, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановления судей Верховного Суда РФ (ст. 403, ч. 8 и ч. 10 ст. 407); дела по пересмотру приговоров, определений или постановлений суда ввиду новых обстоятельств (ч. 4 ст. 413, ч. 5 ст. 415, ч. 1 ст. 417). Полномочия Верховного Суда РФ в отношении приговоров и иных решений военных судов установлены ст. 9 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Так, согласно этой норме Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу; Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, и дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
11.2. Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военным судам, применительно к сфере уголовного судопроизводства, подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы (кроме дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, если преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы), а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; а военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, - все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.
11.3. В соответствии с этой же нормой на досудебной стадии судопроизводства военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
11.4. Согласно ст. 9 указанного Федерального конституционного закона Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к УПК РФ (постатейный) / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2002. С. 88.
11.5. Подсудность окружных (флотских) и гарнизонных военных судов определена ст. 14 и 22 вышеуказанного Федерального конституционного закона.
Согласно ст. 6 Закона о введении в действие УПК РФ судьи гарнизонных военных судов рассматривают уголовные дела, отнесенные УПК к подсудности мировых судей, и в порядке, установленном гл. 41 УПК РФ.
Подсудность военных судов применительно к кассационной и надзорной инстанциям устанавливается ч. 4 ст. 355, а также ст. 403 УПК РФ.
11.6. Согласно ч. 1 и 2 ст. 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. Данное установление Закона базируется на положениях ст. 118 Конституции, в соответствии с которой правосудие осуществляется только судом (ч. 1), а создание чрезвычайных судов не допускается.
11.7. Помимо предметного признака, УПК устанавливает подсудность и по иным признакам: по составу суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (ст. 30), по признаку предмета судебного рассмотрения: ходатайства прокурора (следователя) об избрании в качестве меры пресечения содержания под стражей; продления срока содержания обвиняемого под стражей; рассмотрения апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и представлений; вопросов исполнения приговора; вопросов снятия судимости; рассмотрения дела в надзорном порядке; пересмотра приговора ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; прекращения либо продления срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специализированном учреждении для несовершеннолетних; прекращения, изменения или продления применения принудительной меры медицинского характера; решения о возбуждении уголовного дела и по иным вопросам судопроизводства в отношении судей и иных категорий лиц, относительно которых законом установлен особый порядок производства по уголовным делам; вопросов оказания международной взаимной правовой помощи по уголовным делам (см. ч. 4 ст. 108, ч. 2, 7 и 8 ст. 109, ч. 2 ст. 355, ст. 361, ч. 3 ст. 30, ч. 2, 3, 4 ст. 355, ст. 396, ч. 1 ст. 400, ст. 403, ст. ст. 413, 415, 417, 432, 445, 448, 450, 452, 463, 472, 473) <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 89.
11.8. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 июля 1998 г. N 86-О, все виды судопроизводства, за исключением конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей, что не противоречит положениям гл. 7 Конституции. Следовательно, и осуществление судебного контроля единолично судьей при рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий также допустимо и не является нарушением конституционных прав человека и гражданина.
11.9. О вопросах подсудности дел суду присяжных - см. также Определение КС РФ от 31 мая 1999 г. N 120-О.
11.10. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, - см. ч. 1 ст. 42, ст. 44, ст. ст. 54, 216, 230, ч. 1 и 2 ст. 309 УПК РФ.
11.11. О территориальной подсудности сказано в ст. 32 УПК РФ.
11.11.1. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.
11.11.2. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них.
11.11.3. Определение подсудности по признаку территориальности тесно связано с изложенным в ч. 3 ст. 8 УПК положением, согласно которому подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК.
IV. О рассмотрении судами уголовных дел с участием присяжных заседателей
12.1. Конституция РФ 1993 г. предусмотрела суд с участием присяжных заседателей как постоянно действующий правовой институт (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). В пункте 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ говорится о введении суда с участием присяжных заседателей (далее - суда присяжных) федеральным законом, который установит порядок рассмотрения дел этим судом.
12.2. Такой порядок был установлен Федеральным законом РФ от 16 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" <*>. В Постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого Закона сказано, что по предложению нижеуказанных субъектов Федерации суд присяжных вводится: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях - с 1 ноября 1993 г., в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях - с 1994 г.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1313.
Институт присяжных заседателей вводится в России поэтапно (см. коммент. к ст. 75 - 80 Закона).
12.3. Указанное выше правило не отменяет функционирование уже действующих судов присяжных, при этом сохраняется подсудность дел суду присяжных, как она установлена ст. 36 УПК РСФСР (Закон о введении в действие УПК РФ, см. также ст. 324 УПК РФ).
Право обвиняемого на проведение с его участием предварительного слушания должно быть разъяснено ему при окончании предварительного расследования (ч. 5 ст. 217), если он ходатайствует о рассмотрении его дела судом присяжных. Об этом назначают предварительное слушание. Оно обязательно для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (п. 5 ч. 2 ст. 229), в том числе в случаях, когда обвиняемый не ходатайствует о проведении такого слушания.
Обвиняемый может не участвовать в предварительном слушании - это его право. При такой его позиции привод обвиняемого в суд недопустим.
12.4. Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом присяжных в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе (ч. 2 ст. 325 УПК).
12.5. Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 УПК РФ.
12.6. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом присяжных должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее двадцати, а также сказано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. В последнем случае суд должен определить, в какой части будет закрыто судебное заседание.
12.7. Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела присяжных является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом присяжных не принимается (ч. 3 - 5 ст. 325 УПК РФ).
Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе <*>.
--------------------------------
<*> Более подробно об участии присяжных в отправлении правосудия см. коммент. к ст. ст. 12, 14 и 80 настоящего Закона.
V. О рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
13. О подготовке к рассмотрению судами дел записано в ст. 29.1 КоАП РФ.
13.1. Судье, органу, должностному лицу необходимо выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела. Надлежит иметь в виду, что в ст. 23.1 - 23.61 КоАП РФ определено, какие категории дел об административных правонарушениях они уполномочены рассматривать. Однако этого недостаточно, поскольку в ст. 29.5 КоАП РФ определено место рассмотрения различных категорий дел соответствующими субъектами (судьями, органами, должностными лицами) <*>.
--------------------------------
<*> Ввиду объемности и многогранности темы о расследовании судами дел об административных правонарушениях она далее не рассматривается, ибо это уже тема "Комментария к КоАП РФ" (см., например: "Комментарий" под общ. ред. проф. И.Л. Петрухина. М.: Кодекс, 2002. C. 896).
13.2. Если рассмотрение дела не относится к компетенции конкретного субъекта, оно направляется на рассмотрение по подведомственности, т.е. уполномоченным на то судье, органу, должностному лицу (ст. 29.4 КоАП РФ).
13.3. Статья 29.6 КоАП РФ "Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении" гласит:
1. "Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
3. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания".
VI. Рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ
14. В Конституционном Суде Российской Федерации все дела рассматриваются коллегиально. При этом пленарные заседания Конституционного Суда правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а заседания палат - при наличии не менее трех четвертей их состава (ст. 4 Закона о Конституционном Суде).




Вернутся в раздел Комментарии к законам