Комментарии к законам

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи. 1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.



2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
(п. 2 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.
Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:
подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.
В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
(п. 9 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
Комментарий к статье 5
1. Как усматривается из названия и смысла довольно громоздкой комментируемой нормы, кандидат на должность судьи обязан пройти специальный "отбор", осуществляемый в несколько этапов.
2. Первый организационный этап заключается в подаче всеми заинтересованными лицами, отвечающими установленным законом требованиям, заявлений о допуске к сдаче квалификационного экзамена.
Конкурсная система отбора кандидатов на должность судей носит гласный характер. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, ОБЯЗАН (выдел. авт.) в течение 10 дней (но не позднее!) сообщить об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей, а последняя не позднее чем через 10 дней после получения такого сообщения объявляет в СМИ об открытии вакансии. В сообщении обязательно указывается время и место приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также время и место рассмотрения заявлений.
3. В организационный этап отбора претендентов на должность судьи входит сдача претендентом соответствующих документов, если он отвечает следующим требованиям:
а) определенный возраст (соответственно: 25, 30, 35 и 40 лет - см. п. 3 коммент. к ст. 4 настоящего Закона);
б) высшее юридическое образование;
в) стаж работы по юридической профессии (соответственно стаж не менее: 5, 7, 10 и 15 лет - см. п. 3.1 коммент. к ст. 4 данного Закона);
г) медицинское освидетельствование претендента на должность судьи (см. коммент. к ст. 4.1 данного Закона).
Любой гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, вправе сдавать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись в экзаменационную комиссию с заявлением.
Претендент на должность судьи представляет соответствующие документы (абз. 2 п. 3 ст. 5 данного Закона): паспорт (удостоверение личности) и (или) его копия; подлинный диплом о высшем юридическом образовании или его копия; анкета; документ о медицинском освидетельствовании (Приказ Минздрава РФ от 21 февраля 2002 г. N 61).
4. Квалификационный экзамен принимается экзаменационной комиссией, которая образуется и функционирует на основе Положения об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 31 мая 1999 г. N 54 (далее - Положение - 1999 г.).
Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г. утверждено Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - Положение - 2002 г.).
4.1. Два вышеозначенных документа хоть и не столь значительно, но все-таки отличаются друг от друга.
4.1.1. Во-первых, как усматривается из Положения - 1999 г., билет на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи может содержать 3 - 4 вопроса по разным отраслям права и 1 - 2 задачи из судебной практики (п. 3.1 Положения - 1999 г.). Аналогичная норма Положения - 2002 г. содержит указание на то, что такой же экзаменационный билет содержит не более 3 вопросов по разным отраслям права и 2 задачи из судебной практики (п. 4.2 Положения - 2002 г.). Во-вторых, Положение - 2002 г. регулирует процесс сдачи и приема квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а также на должность судьи суда субъекта РФ. Положение - 1999 г. регулирует сдачу и прием квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции.
4.1.2. В то же время в обоих документах содержится правило о том, что по решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен:
а) "...письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа" (абз. 2 п. 4.2 Положения - 2002 г.);
б) "...подготовкой проектов процессуальных документов или реферата на заданную тему".
5. Учитывая специфику данного Комментария, отдельные фрагменты порядка проведения квалификационного экзамена (Положение - 2002 г.), следует показать правоприменителю как второй этап отбора судей на конкурсной основе.
5.1. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность. Затем он выбирает один из произвольно разложенных на столе экзаменационных билетов и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и предлагаемые для решения задачи отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем и секретарем.
5.2. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами.
5.3. По усмотрению экзаменационной комиссии претенденту могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах специализированной программы обучения судей.
5.4. За устные ответы и письменное задание, а также по результатам экзамена выставляются следующие оценки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
Решение об оценках принимается экзаменационной комиссией в отсутствие претендента и других лиц открытым голосованием простым большинством голосов.
5.5. Оценки, выставленные по каждому вопросу билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа претендента.
Результаты экзамена объявляются в день завершения экзамена.
5.6. По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня.
5.7. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца, а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии.
6. Несколько слов о порядке образования экзаменационных комиссий.
6.1. Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин.
6.2. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии.
6.3. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей:
а) экзаменационная комиссия при Высшей квалификационной коллегии судей РФ - по представлению Председателя Верховного Суда РФ и представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
б) экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов РФ - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, а в случае действия на территории субъекта РФ гарнизонного военного суда - также по представлению председательствующего окружного (флотского) военного суда.
При отклонении внесенной кандидатуры либо в случае прекращения соответствующей квалификационной коллегией судей полномочий члена экзаменационной комиссии на утверждение в том же порядке представляется другая кандидатура.
6.4. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей квалификационной коллегией судей из числа членов экзаменационной комиссии (см. разд. 2 Положения - 2002 г.).
7. Квалификационный экзамен сдают:
- лица, ранее не назначавшиеся судьями, в т.ч. те, кто в качестве народных заседателей временно исполнял обязанности судьи;
- лица, хотя и работавшие судьями, но ушедшие с должности судьи, независимо от времени прекращения полномочий, за исключением судей, пребывающих в отставке;
- судьи конституционных и уставных судов (п. 1.2 Положения - 1999 г.).
8. В пункте 5 комментируемой нормы записано новое правило о сроке действия результатов квалификационного экзамена - 3 года после его сдачи и при назначении гражданина на должность судьи в течение всего времени пребывания его в этом качестве.
9. В случае неявки кандидата на должность судьи на экзамен по уважительной причине председатель экзаменационной комиссии назначает другой срок сдачи экзамена. При отрицательном результате квалификационного экзамена, равно как и при неявке на экзамен без уважительной причины, кандидат вправе сдать его повторно, в срок, определяемый экзаменационной комиссией, но не ранее чем через шесть месяцев (п. 3.8 Положения - 1999 г.).
10. Важность отбора кандидатов на должность судей как представителей судебной, "третьей" власти в стране явно просматривается в Указе Президента РФ от 4 октября 2001 г. N 1185 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов".
10.1. В Указе сказано, что в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента РФ по назначению судей федеральных судов следует:
образовать Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;
утвердить прилагаемое Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и ее состав.
10.2. Этим же Указом утверждено Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2001. 11 октября.
10.3. Положение состоит из трех разделов, из которых заслуживает внимания раздел I "Общие положения": "1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (далее именуется Комиссия) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением".
11. Приводится и пофамильный список состава Комиссии: Бирюков Ю.С. - первый заместитель Генерального прокурора РФ, Бобровский Н.Л. - заместитель министра внутренних дел РФ, Брычева Л.И. - начальник Главного государственно-правового управления Президента РФ, Веревкин-Рахальский С.В. - первый заместитель директора ФСНП России, Вицин С.Е. - начальник кафедры Московской академии МВД России, Жуйков Д.С. - помощник руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Заостровцев Ю.Е. - заместитель директора ФСБ России, Каланда В.А. - начальник отдела Управления кадров Президента Российской Федерации (секретарь Комиссии), Кудрявцев В.Н. - советник Президиума Российской академии наук (по согласованию), Кутафин О.Е. - ректор Московской государственной юридической академии (по согласованию), Лебедев В.М. - Председатель Верховного Суда РФ (по согласованию), Митюков М.А. - полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ, Сидоренко Ю.И. - председатель Совета судей РФ (по согласованию), Туманов В.А. - председатель Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Хижняков В.Ф. - полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Цивилев Р.М. - начальник Управления Президента РФ по вопросам помилования, Яковлев В.Ф. - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ (по согласованию).
12. Как нам представляется, третьей стадией отбора кандидатов на должность судьи (после сдачи претендентом соответствующего квалификационного экзамена) является его право обратиться с заявлением в квалификационную комиссию судей о рекомендации его на вакантную должность судьи.
13. В абзаце 6 анализируемой статьи дается перечень документов, которые представляет претендент на должность судьи в квалификационную коллегию судей после сдачи им квалификационного экзамена. Этот перечень, по нашему мнению, является исчерпывающим, он изложен в тексте анализируемой нормы, и нет смысла его комментировать.
14. Все документы, которые представляет квалификационной коллегии судей кандидат на должность судей, коллегия правомочна проверить, в том числе через правоохранительные органы (п. 7 ст. 5 данного Закона).
15. Новацией выглядят и все три абзаца п. 8 ст. 5 настоящего Закона. Из всех претендентов только один может быть рекомендован коллегией на вакантную должность судьи. При этом во всех случаях, когда претендент на должность судьи представил коллегии недостоверные сведения и документы, он не может быть рекомендован на эту должность.
15.1. Абзац 2 п. 8 ст. 5 настоящего Закона содержит правило о праве квалификационной коллегии судей принять мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи. Если ни один из претендентов на должность судьи не может быть принят на объявленную по конкурсу судебную должность, соответствующая коллегия судей объявляет в СМИ о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.
15.2. Новизной наполнен смысл абз. 3 п. 8 ст. 5 настоящего Закона: решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано:
а) как в связи в нарушением порядка отбора на должность судьи;
б) так и по существу решения.
16. В случае положительного заключения квалификационной коллегии о соответствии кандидата предъявляемым требованиям она представляет председателю соответствующего суда заключение о возможности рекомендовать его на должность судьи. При наличии нескольких кандидатов на одну должность проводится конкурс.
16.1. В случае несогласия председателя суда с мнением квалификационной коллегии он возвращает ей заключение для повторного рассмотрения с указанием причин своего решения. Это обязывает квалификационную коллегию вновь вернуться к вопросу о рекомендации данного лица на должность судьи. Если при повторном рассмотрении коллегия 2/3 голосов своих членов подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендованного лица на должность судьи.
16.2. Особая специфика существует при процедуре назначения на вакантное место судей Конституционного Суда РФ.
Так, учитывая, что Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" не предусматривает процедуру назначения на вакантные места судей Конституционного Суда РФ, при котором число представленных кандидатур превышает число вакантных мест, Совет Федерации постановил:
- утвердить прилагаемый Порядок назначения на вакантные места судей Конституционного Суда РФ из числа кандидатур, представленных Президентом РФ 3 ноября 1994 г. <*>.
--------------------------------
<*> Утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 ноября 1994 г. N 246-1 СФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам