Комментарии к законам

Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей. 1. Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".



(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
2. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
3. В случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на пенсию в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работает;
3) отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
5) дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Нетрудоспособным членам семьи, указанным в подпунктах 1 (за исключением детей), 3 и 5 настоящего пункта, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.
4. В случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления гражданам, указанным в настоящей статье, назначается социальная пенсия.
5. Пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.
Комментарий к статье 8
1. В Законе о государственном пенсионном обеспечении о военнослужащих говорится в широком понимании этого слова, охватывающем все категории граждан, пенсионное обеспечение которых приравнено к условиям и нормам обеспечения лиц, проходивших кадровую военную службу (см. ст. 2 этого Закона и коммент. к ней). Однако данный Закон устанавливает условия и нормы пенсионного обеспечения только тех граждан (а в соответствующих случаях - членов их семей), которые проходили военную службу по призыву (см. п. 2 - 5 ст. 8). Относительно иных категорий военнослужащих дается отсылка к Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
2. До 1 января 2002 г. военнослужащим пенсия по Закону о государственных пенсиях могла устанавливаться безотносительно к тому, была ли военная служба срочной (по призыву) или сверхсрочной (по контракту), а также независимо от воинских званий и иных обстоятельств. Поэтому на основании этого Закона пенсию могли получить все те инвалиды из числа военнослужащих, на которых не распространялись нормы Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Это правило, в частности, касалось: бывших курсантов и слушателей военных образовательных учреждений профессионального образования при их увольнении с военной службы до 1 марта 1993 г. либо после этой даты, но до заключения контракта о прохождении военной службы; женщин, проходивших военную службу в добровольном порядке в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, при их увольнении с военной службы до 5 августа 1976 г.; партизан гражданской и Великой Отечественной войн (кроме тех, кто в период последней занимал в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, которым пенсия устанавливается по Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу <*>).
--------------------------------
<*> См.: Золотухин Г.А., Копытов А.В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. М., 2000. С. 23.
"Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей" (Г.А. Золотухин, А.В. Копытов) включен в информационный банк согласно публикации - М.: "За права военнослужащих", 2002 (2-е издание, дополненное и переработанное).Законом о государственном пенсионном обеспечении предусмотрена иная формула: пенсии всем военнослужащим назначаются по нормам Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву. Однако в связи с принятием этого Закона никаких изменений по расширению круга обеспечиваемых пенсией в Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, внесено не было. Он распространяется только на те категории военнослужащих, которые в нем прямо поименованы. В связи со сказанным сложилась ситуация, при которой с 1 января 2002 г. в назначении пенсии может быть отказано тем гражданам, которые вправе были получать ее по Закону о государственных пенсиях.
3. За рамками государственного пенсионного обеспечения по условиям и нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении могут остаться и некоторые другие категории инвалидов. Так, в Закон о государственных пенсиях были включены инвалиды из числа проходивших военную службу в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полка (см. ст. 41, 42), которые нынешним законом не упоминаются. На равных основаниях с военнослужащими, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, пенсия устанавливалась гражданам:
- из числа рабочих и служащих соответствующих категорий, инвалидность которых наступила в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, и приравненным по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным решениям Правительства СССР;
- ставшим инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период пребывания в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа;
- ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей во время прохождения учебных или поверочных сборов (см. ст. 35 Закона о государственных пенсиях). Новым законом перечисленные выше положения не воспроизведены, тем самым данные категории инвалидов лишены права на пенсию, установленную для военнослужащих.
4. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям пенсии назначаются на основаниях, установленных Законом о государственных пенсиях (при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом). Поскольку Закон о государственном пенсионном обеспечении предусматривает условия пенсионного обеспечения только лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, пенсия по инвалидности бывшим военнослужащим, лишенным воинских званий, и их семьям (при потере кормильца) в соответствии с комментируемой статьей не может быть назначена. Речь может идти о назначении им трудовой пенсии (если они отвечают условиям, требуемым для ее назначения) либо социальной.
5. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсия по инвалидности назначается только перечисленным в ней военнослужащим по призыву. В период прохождения военной службы солдаты, матросы, сержанты и старшины могут иметь следующие воинские звания: войсковые (рядовой, ефрейтор, младший сержант, старший сержант, старшина) и корабельные (матрос, старший матрос, старшина 1-й или 2-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина). Ранее военнослужащие по призыву именовались военнослужащими срочной службы. Последним пенсия назначается как военнослужащим по призыву.
6. Основанием для назначения пенсии является наличие инвалидности, полученной в период прохождения военной службы либо в течение ограниченного (3-месячного) срока после увольнения с нее. При этом для определения права на пенсию не имеет значения, вследствие чего наступила инвалидность: ранения (увечья) при исполнении обязанностей военной службы, бытовой травмы, общего заболевания и др. (об исключении см. п. 4 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении). В данном случае определяющим моментом является наступление инвалидности в указанный период. Если инвалидность наступила спустя более 3 месяцев после увольнения с военной службы, для назначения пенсии в соответствии со ст. 8 должна быть установлена ее связь с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы (о причинах инвалидности см. ст. 15 Закона о государственном пенсионном обеспечении и коммент. к ней).
7. Условия пенсионного обеспечения семей военнослужащих по призыву зависят от времени и причины гибели (смерти) последних. Если смерть наступила в период прохождения военной службы по призыву или в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы (но не вследствие преступления военнослужащего), пенсия устанавливается как семье военнослужащего независимо от конкретной причины его гибели (смерти). Если между увольнением с военной службы по призыву и смертью кормильца прошло более 3 месяцев, необходимо подтвердить, что смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
8. К заявлению о назначении пенсии прилагаются документы, перечисленные в п. 9.1 Перечня документов, в частности, подтверждающие: период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; факт и причину гибели (смерти) военнослужащего, либо удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы. Такая связь подтверждается заключением учреждения ГСМСЭ (см. п. 32 Перечня документов).
9. Исключение военнослужащего из личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью или пропажей без вести оформляется приказом по воинской части. Копия выписки из приказа поступает в военкомат по месту призыва. На ее основании семье военнослужащего вручается извещение о его судьбе, которое является документом о дате и причине смерти военнослужащего либо о пропаже его без вести. Смерть бывшего военнослужащего после увольнения с военной службы подтверждается свидетельством, выдаваемым органами ЗАГСа.
10. Подпунктом 1 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении дети, братья, сестры и внуки, потерявшие кормильца-военнослужащего, признаются нетрудоспособными членами семьи при таких же условиях, при которых устанавливается трудовая пенсия. Однако существенно различаются условия, связанные с фактом иждивения детей. Согласно Закону о трудовых пенсиях этот факт необходим, но предполагается, что он имел место в отношении детей, не достигших 18 лет (см. п. 4 ст. 9 этого Закона). При назначении пенсии детям военнослужащих (независимо от их возраста) факт нахождения на иждивении значения не имеет (см. подп. 1 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
11. Круг лиц, имеющих право на пенсию в связи с уходом за малолетними членами семьи военнослужащего (подп. 2 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении), определен иначе, чем в Законе о трудовых пенсиях. Комментируемая норма не предусматривает возможности назначения пенсии ребенку умершего, занятому уходом за малолетними членами семьи, а право брата или сестры, занятых таким уходом, не зависит от достижения ими 18-летнего возраста.
12. Членам семьи, осуществляющим уход, пенсия может быть назначена, если лица, за которыми такой уход осуществляется, входят в круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца (см. коммент. к ст. 9 Закона о трудовых пенсиях). Данной категории лиц пенсия назначается независимо от факта иждивения.
13. По общему правилу, установленному подп. 3 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, отец, мать и супруг военнослужащего имеют право на пенсию, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста или признаны инвалидами, т.е. на таких же условиях, при которых назначается трудовая пенсия (см. коммент. к ст. 9 Закона о трудовых пенсиях). О праве вдов военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и в войну с Японией, не вступивших в новый брак, на одновременное получение двух пенсий см. коммент. к ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении.
14. Особые условия пенсионного обеспечения установлены для родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву. Им пенсия за сына или за дочь назначается независимо от нахождения на иждивении и на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. При назначении пенсии применяется Указание Минсоцзащиты РФ от 25.10.93 N 1-45-У "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" <*>, но в той мере, в которой этот акт согласуется с положениями Закона о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по данному основанию назначается, если смерть военнослужащего наступила в период прохождения военной службы по призыву (срочной военной службы), в том числе и в период Великой Отечественной войны, независимо от того, связана или не связана ее причина с исполнением обязанностей военной службы, включая и такую причину, как самоубийство. Исключения составляют случаи смерти в результате совершения военнослужащим преступления (см. п. 4 ст. 8 и п. 4 Указания). О праве родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, на получение двух пенсий см. коммент. к ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении.
Указание Минсоцзащиты РФ от 25.10.93 N 1-45-У "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" утратило силу в связи с изданием Постановления Минтруда РФ от 04.04.2003 N 16 "О признании утратившими силу некоторых актов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". --------------------------------
<*> БНА. 1994. N 2.
15. Бабушка и дедушка военнослужащего признаются нетрудоспособными членами его семьи при таких же условиях, которые установлены для трудовых пенсий (см. коммент. к ст. 9 Закона о трудовых пенсиях).
16. По общему правилу (за исключениями, указанными в п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении и упомянутыми выше) пенсия назначается, если трудоспособные члены семьи находились на иждивении военнослужащего, однако само понятие иждивения в комментируемом Законе не приводится. Согласно ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении в данном случае применяются нормы Закона о трудовых пенсиях (см. п. 3, 5, 6 ст. 9 названного Закона). О праве на пенсию других, помимо перечисленных выше, членов семьи см. ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении и коммент. к ней.
17. Пункт 4 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении устанавливает правило, согласно которому виновные уголовно-наказуемые действия лица, повлекшие его инвалидность или смерть, исключают возможность назначения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, установленной для военнослужащих и их семей. В данном случае инвалиду или членам семьи военнослужащего может быть назначена социальная пенсия. Однако при определении права на социальную пенсию должны предъявляться требования, установленные ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в частности пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена более узкому кругу лиц (например, детям умершего - только до достижения ими 18 лет, его братьям или сестрам, - если они являются инвалидами с детства, и т.д.).
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания (см. ст. 14 УК). Не имеет значения, было ли преступление совершено вследствие умысла или по неосторожности, а также объект посягательства и тяжесть преступления. Причинно-следственная связь инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленным нанесением ущерба своему здоровью подтверждается заключением учреждения ГСМСЭ (см. п. 31 Перечня документов).
18. Нормами п. 5 комментируемой статьи устанавливается общее правило выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим и по случаю потери кормильца лицам, имеющим оплачиваемую работу. Полагающаяся им пенсия выплачивается в полном размере независимо от того факта, работают они или нет, а также от уровня оплаты труда. Не имеет значения и наличие каких-либо иных доходов. Очевидно, что и назначаются эти пенсии (при наличии всех требуемых условий) независимо от выполнения оплачиваемой работы. Однако из этого общего правила есть исключение. Поскольку пенсия по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за членами семьи, не достигшими 14 лет, устанавливается только при условии, если эти лица не работают, то и выплачиваться она может при том же условии. Следовательно, при выполнении оплачиваемой работы выплата пенсии, назначенной по указанному основанию, должна быть прекращена.




Вернутся в раздел Комментарии к законам