Комментарии к законам

Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия. 1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.



2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Комментарий к статье 35
1. Настоящая статья регулирует общий порядок ликвидации унитарного предприятия.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами. Следует отметить, что с учетом проводимой государственной политики, направленной на повышение эффективности деятельности унитарных предприятий и оптимизацию их количества, процедура ликвидации предприятия имеет немаловажное значение.
Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 декабря 1999 г. N 1348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения", изданному в развитие Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ, одобренной Постановлением Правительства от 9 сентября 1999 г. N 1024 (в ред. от 29 ноября 2000 г.), при отсутствии оснований, в соответствии с которыми допускается сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, такие предприятия подлежат реорганизации, продаже как имущественные комплексы, предусматривается создание на их базе казенных предприятий либо их ликвидация.
Основания, порядок и условия ликвидации юридического лица содержатся в ст. 61 - 65 ГК РФ, что применимо при ликвидации унитарных предприятий. При этом, как и при реорганизации различают добровольную и принудительную ликвидацию. Под добровольной ликвидацией применительно к унитарным предприятиям можно понимать ликвидацию на основании решения уполномоченного органа, а под принудительной ликвидацией - по решению суда.
2. В соответствии с Постановлением Правительства N 217 решение о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий принимается Правительством Российской Федерации на основании проекта Минимущества России, Минэкономразвития России и отраслевого федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В случаях, установленных законодательством, в подготовке проекта решения принимает участие также МАП РФ и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть самостоятельно определены органы государственной власти, к компетенции которых относятся полномочия по ликвидации унитарных предприятий, однако в таких случаях важно, чтобы законодательство субъектов РФ не противоречило нормам ст. 61, 62 ГК РФ и ст. 35 Закона.
Согласно Закону от 8 декабря 1997 г. N 31-ЗО (в ред. от 9 января 2002 г. N 69-ЗО) "О порядке управления государственной собственностью в Челябинской области" от имени Челябинской области права собственника осуществляет законодательный (представительный) орган области и Правительство Челябинской области. В соответствии с п. "в", "г" ст. 6 Правительство Челябинской области принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации областных государственных унитарных предприятий, назначает на должность и освобождает от должности руководителей областных государственных унитарных предприятий. При этом данное решение принимается Правительством Челябинской области на основании представления органа исполнительной власти Челябинской области по управлению государственным имуществом Челябинской области.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При этом довольно часто основанием для ликвидации являются нарушения налогового законодательства.
3. На основании п. 4 комментируемой статьи в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Аналогичная норма предусмотрена в ст. 62 ГК РФ.
Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:
- письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;
- помещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
- направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;
- проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задолженности.
Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов.
Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ.
4. Если при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным (банкротом). Аналогичная норма закреплена в п. 5 комментируемой статьи, согласно которой, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом. Вопросы банкротства регулируются Законом о банкротстве. Не может быть ликвидировано в порядке банкротства унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
В статье 9 Закона о банкротстве установлена обязанность руководителя унитарного предприятия обратиться в суд с заявлением о признании банкротом также в том случае, если органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с таким заявлением. Следует отметить, что в ст. 38 этого же Закона дан перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению должника, и среди них указано, что при наличии решения собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника такое решение должно быть приложено.
В случае нарушения руководителем должника или собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами ликвидационной комиссии положений Закона о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Вернутся в раздел Комментарии к законам