2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
3. При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.
Комментарий к статье 30
1. При слиянии вновь созданное унитарное предприятие является универсальным правопреемником ранее существовавших объединившихся унитарных предприятий. Одним из важнейших условий слияния унитарных предприятий, согласно п. 3 ст. 29 настоящего Закона, является то, что в форме слияния могут быть реорганизованы только те унитарные предприятия, имущество которых принадлежит одному и тому же собственнику - Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Таким образом, федеральное государственное унитарное предприятие не может реорганизоваться путем слияния с государственным унитарным предприятием субъекта РФ либо с муниципальным предприятием. Данное правило органично вытекает из принципа неделимости имущества унитарного предприятия и запрета, установленного в п. 4 ст. 2 настоящего Закона, о недопустимости создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
На основании ст. 20 и 29 настоящего Закона инициатива слияния исходит от собственника их имущества в лице уполномоченных органов (см. комментарий к ст. 29). Так, например, инициатива о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия путем слияния может исходить от Министерства имущественных отношений РФ либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Однако в некоторых случаях, установленных Федеральным законом, при реорганизации в форме слияния необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа, т.е. Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (далее - МАП РФ). В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР N 948-1 слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Поскольку унитарные предприятия на основании ст. 50 ГК РФ и ст. 2 настоящего Закона относятся к коммерческим организациям, то соответственно требования Закона РСФСР N 948-1 о предварительном согласии антимонопольного органа распространяются и на них.
На основании п. 2 ст. 17 Закона РСФСР N 948-1 уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления, принимающие решение о слиянии либо присоединении унитарных предприятий, должны представить в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством РФ (см. комментарий к ст. 29), ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. По вопросу, касающемуся порядка представления антимонопольным органам ходатайств в соответствии с требованиями ст. 17, МАП РФ издало Приказ от 13 августа 1999 г. N 276 (в ред. от 31 октября 2000 г. N 785).
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов должен сообщить заявителю в письменной форме о принятом решении. В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона РСФСР N 948-1 антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружит, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, а равно если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения унитарного предприятия либо предприятий. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Однако антимонопольный орган имеет право удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления условий ограничения конкуренции либо возникновения доминирующего положения в случае:
- если уполномоченные органы, принимающие решения о слиянии либо присоединении унитарных предприятий, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка;
- выдачи предписания о совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении унитарных предприятий, действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В указанных случаях слияния государственная регистрация реорганизации унитарных предприятий, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом только при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.
Следует обратить внимание, что если слияние или присоединение унитарных предприятий проведено в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 Закона РСФСР N 948-1, и может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно в неисполнение предписания антимонопольного органа, то это является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
2. В отличие от юридических лиц иных организационно-правовых форм, у которых реорганизация путем слияния осуществляется на основе договора, заключаемого между реорганизуемыми обществами, унитарные предприятия осуществляют слияние на основании решения собственника его имущества. Решением собственника имущества унитарного предприятия также утверждается передаточный акт, устав вновь возникшего унитарного предприятия и назначается его руководитель. К вновь возникшему унитарному предприятию переходят все права и обязанности унитарных предприятий, принявших участие в слиянии. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей в отношении всех должников и кредиторов должен быть зафиксирован в передаточном акте, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации в форме слияния унитарное предприятие обязано будет уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении (см. комментарий к ст. 29).
Унитарное предприятие считается реорганизованным в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего унитарного предприятия.
Государственная регистрация реорганизации унитарного предприятия, создаваемого путем слияния, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о госрегистрации юридических лиц.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 30. Слияние унитарных предприятий. 1. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.
Вернутся в раздел Комментарии к законам