1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
4. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.
Комментарий к статье 20
1. Статья 20 Закона определяет права собственника имущества унитарного предприятия. Аналогичные по содержанию статьи содержатся в ГК РФ: ст. 295 "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении", ст. 296 "Право оперативного управления". Они устанавливают широкий круг правомочий собственника имущества предприятия и не ограничиваются только правами по распоряжению имуществом, закрепленным за унитарным предприятием.
Пункт 1 ст. 20 Закона содержит лишь перечень прав собственника имущества унитарного предприятия. Конкретное содержание указанных прав раскрывается в других соответствующих статьях Закона.
Права собственника имущества унитарного предприятия могут быть подразделены на следующие группы:
а) правомочия организационного характера;
б) правомочия в отношении имущества унитарного предприятия;
в) правомочия в отношении руководства унитарного предприятия;
г) правомочия в отношении хозяйственной деятельности и финансовой отчетности унитарного предприятия.
К правомочиям организационного характера следует отнести:
- принятие решений о создании (учреждении), реорганизации и ликвидации унитарного предприятия (ст. 8, 29 - 35 Закона). Назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов унитарного предприятия;
- утверждение устава унитарного предприятия и внесение изменений в него (ст. 9 Закона);
- согласование участия унитарного предприятия в ассоциациях, объединениях коммерческих организаций, иных юридических лицах (ст. 6 Закона), создания филиалов и представительств унитарного предприятия (ст. 5 Закона).
К правомочиям в отношении имущества унитарного предприятия относятся:
- формирование уставного фонда унитарного предприятия (ст. 13 Закона);
- согласование распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия и совершения иных сделок (в том числе крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность) в установленных случаях (ст. 18, 19, 22, 23 Закона);
- осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
В отношении казенных предприятий собственник, кроме того, наделен правом изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Это правомочие вытекает из особого характера права оперативного управления, на котором основываются казенные предприятия, и закрепляется, кроме п. 2 ст. 20 Закона, также и в п. 2 ст. 296 ГК РФ. Реализация данного права осуществляется собственником во внесудебном (административном) порядке.
Однако следует иметь в виду, что согласно п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в случае, если казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии его имущества, бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ и Законом основаниями для изъятия имущества, возлагается на соответствующий управомоченный собственником орган.
Необходимо подчеркнуть, что Закон предусматривает право собственника имущества на его изъятие только в отношении казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления. В отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, такое право у собственника отсутствует. Пленум ВАС РФ в п. 40 указанного Постановления определил, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
В данную группу также входит право собственника имущества обратиться в суд с иском о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК РФ и Законом (п. 3 ст. 20 Закона).
Общие вопросы, связанные с недействительностью сделок в связи с их ничтожностью или оспоримостью, урегулированы ст. 166 - 168 ГК РФ.
Согласно ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка является недействительной в силу признания ее таковой судом, а ничтожная сделка - независимо от такого признания лишь в силу ее несоответствия требованиям закона и иных правовых актов.
Право предъявлять иски о признании недействительными сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и которые заключены с нарушением требований Закона, предоставлено собственнику имущества унитарного предприятия (п. 3 ст. 22 Закона).
Предъявлять иски о применении последствий ничтожности сделок собственник имущества унитарного предприятия вправе, если такие сделки препятствуют осуществлению унитарным предприятием его уставной деятельности (п. 3 ст. 18 Закона).
Собственник имущества унитарного предприятия также вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения (п. 4 ст. 20 Закона).
Незаконное владение - это обладание имуществом без надлежащего правового основания либо по порочному основанию.
Ответчиком по такому делу является незаконный владелец, у которого фактически находится вещь.
Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник или иной законный владелец имущества. Поэтому истец по данному делу должен доказать, что имущество принадлежит ему на праве собственности.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и в том случае, когда основания передачи имущества новому владельцу не были им оспорены в судебном порядке.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
К правомочиям в отношении руководства унитарного предприятия относится назначение собственником директора предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним (ст. 21 Закона), а также согласование кандидатуры главного бухгалтера и заключение (изменение, прекращение) трудового договора с ним.
Согласно ст. 67 Трудового кодекса РФ при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
Данное правило относится к главному бухгалтеру унитарного предприятия.
В то же время Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении, осуществляют не только согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, но и заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним. Правомерность такого указания вызывает определенные сомнения, т.к. Закон не наделяет собственника правом заключать (изменять, прекращать) трудовой договор с главным бухгалтером, а лишь давать согласие на совершение указанных действий.
К правомочиям в отношении хозяйственной деятельности и финансовой отчетности унитарного предприятия можно отнести:
- определение целей, предмета и вида деятельности, осуществляемой унитарным предприятием;
- определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
- утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов унитарного предприятия;
- утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль за их выполнением;
- принятие решений о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет его деятельности. Цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия также определяются в его уставе, утверждаемом уполномоченными собственником имущества унитарного предприятия органами.
Остальные указанные правомочия собственника имущества унитарного предприятия связаны с контролем за деятельностью унитарного предприятия и рассматриваются в комментарии к ст. 26 Закона.
В отношении казенных предприятий собственник, кроме того, наделен дополнительными правомочиями. Во-первых, это право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, это право утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия, отражающую поступление и расходование финансовых средств.
2. Следует отметить, что содержащийся в п. 1 ст. 20 Закона перечень правомочий собственника имущества унитарного предприятия не является закрытым.
Закон в подп. 17 п. 1 ст. 20 прямо указывает, что собственник может иметь другие права и нести другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации. Некоторые из дополнительных прав предусмотрены другими статьями Закона. В частности, согласно п. 1 ст. 17 Закона собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Важно отметить, что согласно Закону указанный перечень может быть расширен только федеральным законодательством, поэтому органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не могут устанавливать дополнительные права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий.
Закон однозначно не определяет, какие из перечисленных в ст. 20 действий, которые совершает собственник в отношении созданного им унитарного предприятия, относятся к его правам, а какие к обязанностям.
Например, согласование совершения сделок с недвижимым имуществом не может считаться обязанностью собственника, т.к. это ущемляло бы его статус именно как собственника данного имущества. В то же время формирование уставного фонда предприятия является обязанностью, т.к. п. 1 ст. 13 Закона устанавливает, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" определяет, какие органы осуществляют права собственника имущества унитарного предприятия, находящегося в федеральной собственности.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении, осуществляют:
- согласование создания филиалов и представительств;
- согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
- согласование осуществления заимствований;
- согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом;
- согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
- утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия.
Минимущество России в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет:
- согласование сделок с недвижимым имуществом;
- согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества;
- согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
- утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации, вопросы реорганизации и ликвидации, утверждения и изменения его устава относятся исключительно к ведению Правительства. Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия могут осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Закон устанавливает, что правомочия собственника не могут передаваться с одного уровня власти на другой. Следовательно, ни Российская Федерация, ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут передавать друг другу правомочия собственника имущества унитарных предприятий, имущество которых находится соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия. 1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
Вернутся в раздел Комментарии к законам