Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Комментарий к статье 6
1. Комментируемая статья определяет общие условия и порядок участия унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях.
Общим правилом является положение о том, что если федеральным законом для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы предусмотрена возможность участия в нем других юридических лиц, то унитарное предприятие имеет право выступать в качестве участника (члена) данного юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации - это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовой форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов.
Согласно ст. 50 и § 2 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, основу имущественной обособленности этих организаций составляет уставный капитал (складочный капитал), определяющий минимальный размер их средств, размер долей участников и гарантирующий возможные требования кредиторов.
2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). При этом в силу специфики правового положения хозяйственных товариществ формирование складочного капитала в товариществе происходит без определения в законодательстве его минимального размера, обеспечивающего требования кредиторов.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть коммерческие организации. Поскольку унитарные предприятия на основании п. 2 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 комментируемого Закона являются коммерческими организациями, они имеют право участвовать в товариществах на правах полного товарища.
Принципиальным условием участия унитарного предприятия как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях является положение о том, что решение об участии принимается унитарным предприятием только с согласия собственника имущества предприятия - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, от имени которого выступает уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.
Так, согласно п. "б" Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование решения об участии предприятия в коммерческих или некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества от имени Российской Федерации осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России). Аналогичные нормы содержатся и в региональном законодательстве, регулирующем вопросы взаимоотношений между собственником - субъектом РФ и созданным им унитарным предприятием. Так, например, согласно абз. 3 ст. 11 Закона Тверской области от 9 апреля 2002 г. N 23-ЗО "Об управлении государственным имуществом Тверской области" унитарное предприятие не вправе вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без предварительного письменного согласия органа по управлению государственным имуществом Тверской области, определяемого администрацией области.
При этом при внесении унитарным предприятием вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества следует исходить из общих положений ГК РФ и законодательства об оценочной деятельности. Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 10 января 2003 г.) (далее - Закон об оценочной деятельности) при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц проведение оценки объектов является обязательным.
При этом на основании ст. 5 Закона об оценочной деятельности к объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Специфика правового положения хозяйственных товариществ предопределила формирование складочного капитала без определения в законодательстве его минимального размера, обеспечивающего требования кредиторов.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи), согласно заключенному между ними договору, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Согласно п. 2 ст. 69 ГК РФ лицо может быть участником только одного полного товарищества, а согласно п. 3 ст. 82 ГК РФ участник полного товарищества (полный товарищ в товариществе на вере) не может быть полным товарищем в другом товариществе на вере. Таким образом, унитарное предприятие, которое участвует в качестве полного товарища в одном полном товариществе либо в одном товариществе на вере, не может быть полным товарищем в другом полном товариществе или товариществе на вере (далее - коммандитное товарищество). Однако ГК РФ не исключает возможность одновременного участия унитарного предприятия - полного товарища в качестве вкладчика в коммандитном товариществе.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, которым устанавливаются условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об условиях участия в деятельности товарищества; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.
Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении указанной обязанности унитарное предприятие, согласно положениям п. 2 ст. 73 ГК РФ, обязано будет уплатить товариществу десять процентов годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не будут установлены учредительным договором.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.
Согласно п. 1 ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.
В статье 79 ГК РФ предусмотрено право полного товарища с согласия остальных его участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику товарищества либо третьему лицу. Унитарное предприятие может реализовать это право только с согласия собственника его имущества.
Если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников, прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. При этом ГК РФ запрещает заключение соглашения об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.
Статья 75 ГК РФ определяет условия ответственности участников полного товарищества по его обязательствам. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Также следует обратить внимание, что унитарное предприятие, выбывшее из товарищества, будет нести ответственность по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором оно выбыло из товарищества.
При этом соглашение участников товарищества об ограничении или устранении ответственности, предусмотренной в ст. 75 ГК РФ, ничтожно.
Из состава полного товарищества унитарное предприятие может выйти в добровольном порядке, заявив об отказе от участия в товариществе (п. 1 ст. 77 ГК РФ), либо в принудительном порядке на основании п. 2 ст. 76 ГК РФ, когда суд по требованию участников полного товарищества при наличии серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения унитарным предприятием своих обязанностей, предусмотренных в ГК РФ и учредительном договоре, вынесет решение об исключении унитарного предприятия из состава полного товарищества.
Согласно ст. 78 ГК РФ участнику, выбывающему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующая доле этого участника в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. При этом причитающаяся выбывающему участнику часть имущества или ее стоимость определяется по балансу, составляемому на момент его выбытия, т.е. по остаточной балансовой стоимости.
В этой связи следует отметить, что если унитарное предприятие внесло с согласия собственника в качестве вклада недвижимое имущество, то в случае его отказа от участия или выбытия в судебном порядке унитарное предприятие при отсутствии иного условия в учредительном договоре или в дополнительном соглашении между участниками, согласно норме ст. 78 ГК РФ, может думать только о получении денежной суммы, рассчитанной исходя из остаточной стоимости данного имущества, соответствующей его доле, определенной в учредительном договоре.
Правовой статус полных товарищей в коммандитном товариществе аналогичен их статусу участников полного товарищества (п. 2 ст. 82 ГК РФ).
Если унитарное предприятие участвует в коммандитном товариществе в качестве вкладчика, то оно несет риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах суммы внесенного им вклада. Следует иметь в виду, что вкладчик не принимает участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере и не может оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Права вкладчика коммандитного товарищества предусмотрены в п. 2 ст. 85 ГК РФ. К ним, в частности, относятся:
1) получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
2) знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;
3) по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
4) передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. При этом унитарному предприятию для реализации этого права необходимо будет получить согласие собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В пункте 2 ст. 68 ГК РФ установлены условия ответственности товарищей при преобразовании товарищества в хозяйственное общество. Так, каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности.
3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной или дополнительной ответственностью либо в форме акционерного общества (открытого или закрытого).
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определяется нормами ст. 87 - 94 ГК РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 21 марта 2002 г.), а правовое положение акционерных обществ регулируется ст. 96 - 104 ГК РФ и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 31 октября 2002 г.).
При анализе особенностей участия унитарных предприятий в хозяйственных обществах необходимо учитывать ограничение, установленное в п. 1 комментируемой статьи, которое является новеллой по сравнению с ранее действовавшим нормативным регулированием вопросов участия унитарных предприятий в хозяйственных обществах.
Так, унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.) "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банковской деятельности) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ст. 5 этого же Закона. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
При этом к кредитным организациям относятся как банки, так и небанковские кредитные организации.
Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банковской деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован, также считается кредитной организацией.
Следует отметить, что до принятия комментируемого Закона право унитарных предприятий на участие в кредитных организациях нормативно не ограничивалось. Так, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 (в ред. от 16 февраля 2001 г.) "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" в качестве обязательного условия Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия предусмотрено право приобретать и отчуждать доли (акций, паев) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, товариществ и организаций иных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг, включая банки и небанковские кредитные организации.
Однако уже с начала 2002 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 454-р (далее - распоряжение N 454-р) было признано необходимым прекратить участие федеральных государственных унитарных предприятий в уставных капиталах кредитных организаций. Так, согласно п. 2 распоряжения N 454-р федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, было поручено обеспечить совместно с Минимуществом России передачу подведомственными им федеральными государственными унитарными предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных организаций в казну Российской Федерации. При этом Министерству имущественных отношений РФ было поручено:
а) изъять в установленном порядке у федеральных казенных предприятий находящиеся в их оперативном управлении акции, доли в уставных капиталах кредитных организаций, за исключением тех, по которым права акционера (участника) осуществляются от имени Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации;
б) совместно с Минфином России и федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, обеспечить завершение передачи федеральными государственными унитарными предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных организаций в казну Российской Федерации не позднее 1 июля 2002 г.
Согласно официальному разъяснению ЦБ РФ от 16 августа 2002 г. N 24-ОР при передаче прав РФ на акции (доли) в уставных капиталах кредитных организаций от государственных унитарных предприятий к Минимуществу России предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, а также уведомления Банка России о приобретении более 5% акций (долей) кредитных организаций не требуется.
Выход государственных унитарных предприятий из капиталов банков, страховых компаний, инвестиционных фондов рассматривается Правительством РФ в качестве меры, упорядочивающей систему государственных унитарных предприятий.
4. В соответствии с п. 1 ст. 68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы.
Правовое положение производственных кооперативов регулируется § 3 гл. 4 ГК РФ и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 21 марта 2002 г.) (далее - Закон о производственных кооперативах).
Согласно ст. 107 ГК РФ и ст. 1 Закона о производственных кооперативах производственным кооперативом (артелью) (далее - кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Унитарное предприятие может быть членом производственного кооператива только в том случае, если в уставе производственного кооператива предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. При этом на основании п. 2 ст. 7 Закона о производственных кооперативах число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности. Унитарное предприятие должно участвовать в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.
5. Правовое положение некоммерческих организаций определяется в § 5 гл. 4 ГК РФ, в различных федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 28 декабря 2002 г.). Согласно ст. 2 этого Федерального закона под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Правовое положение потребительских кооперативов регулируется ст. 116 ГК РФ и Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. от 21 марта 2002 г.).
Унитарные предприятия могут выступать в качестве участников почти во всех перечисленных выше некоммерческих организациях, за исключением религиозных организаций и общественных организаций (объединений).
Так, согласно ст. 117 ГК РФ и ст. 5, 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 25 июля 2002 г.) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть только физические лица либо юридические лица, созданные в организационно-правовой форме общественного объединения.
Также в соответствии со ст. 117 ГК РФ и ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (в ред. от 25 июля 2002 г.) под религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
6. Законом не исключается и возможность участия унитарных предприятий в иностранных юридических лицах.
Следует отметить, что нормативными актами, принятыми до вступления в силу комментируемого Закона, также не исключалась возможность приобретения унитарными предприятиями акций (долей, паев) в уставных капиталах иностранных юридических лиц.
Например, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 725 были специально внесены дополнения в Постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. о порядке отчетности руководителя федерального государственного унитарного предприятия об участии в уставном капитале иностранного юридического лица. Согласно указанному Постановлению руководитель федерального государственного унитарного предприятия должен предоставить в Минимущество России сведения о наименовании, организационно-правовой форме, основном виде деятельности, адресе и размере уставного капитала иностранного юридического лица, а также необходимо указать количество акций, принадлежащих этому унитарному предприятию (в процентах от уставного капитала), номинальную стоимость одной акции на конец отчетного периода (в валюте страны местонахождения или в долларах США) и о наличии в органах управления иностранного юридического лица представителей федерального государственного унитарного предприятия.
Дополнительно необходимо предоставить сведения об основных показателях деятельности иностранного юридического лица: балансовая стоимость основных средств, данные о долгосрочных финансовых вложениях, о размере кредиторской и дебиторской задолженностей, о среднегодовой рыночной стоимости одной акции иностранного юридического лица (в случае рыночной котировки акций). При этом те федеральные государственные унитарные предприятия, доля которых в уставном капитале иностранных юридических лиц составляет 50 и более процентов, вместе с указанными выше сведениями должны представить копию годового балансового отчета (на русском языке) и аудиторское заключение (на русском языке).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях. 1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Вернутся в раздел Комментарии к законам