Комментарии к законам

Статья 2. Унитарное предприятие. 1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.



От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Комментарий к статье 2
1. Статья 2 Закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия (наряду с учреждениями), в отличие от других коммерческих и некоммерческих организаций, не являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Имущество закрепляется за унитарными предприятиями на ином вещном праве.
Унитарные предприятия вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не являясь его собственником, с ограничениями, предусмотренными ГК РФ и Законом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).
Унитарное предприятие является такой организационно-правовой формой юридического лица, в которой могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
2. Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что они создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности. Соответственно их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Статья 125 ГК РФ устанавливает общий порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с указанной нормой п. 1 ст. 2 Закона предусматривает, что в рамках своей компетенции права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют:
- от имени Российской Федерации - органы государственной власти Российской Федерации. Сюда следует отнести Правительство РФ, Минимущество России, отраслевые федеральные органы исполнительной власти;
- от имени субъекта Российской Федерации - органы государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним относятся соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В городе Москве это, например, Правительство Москвы, Департамент имущества г. Москвы, отраслевые департаменты Правительства Москвы;
- от имени муниципального образования - органы местного самоуправления. К ним относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Подробнее права собственника имущества унитарного предприятия рассматриваются в комментарии к ст. 20 Закона.
3. В отличие от учредителей других юридических лиц собственник имущества унитарного предприятия не утрачивает права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления регулируется Законом и нормами гл. 19 ГК РФ.
Правовой режим имущества унитарного предприятия не может быть изменен собственником этого имущества.
Согласно п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены ст. 294, 295 ГК РФ. В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом Закон прямо запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований (п. 4). Соответственно у имущества унитарного предприятия может быть только один собственник.
В связи с этим п. 5 ст. 20 Закона устанавливает, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут передаваться от одного собственника к другому. Так, например, Российская Федерация не может передать свои правомочия собственника в отношении федерального государственного предприятия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а те, в свою очередь, не могут передать свои правомочия в отношении созданных ими унитарных предприятий Российской Федерации.
В то же время федеральные государственные унитарные предприятия могут передаваться в целом как имущественные комплексы из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Порядок такой передачи установлен Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации".
4. Следуя принципу неделимости имущества унитарного предприятия, Закон ввел новую норму, согласно которой унитарные предприятия теперь не вправе создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия путем передачи ему части своего имущества, т.е. дочерние предприятия. Такое право раньше было предоставлено унитарным предприятиям ГК РФ. Учитывая, что в Российской Федерации было создано значительное количество таких дочерних унитарных предприятий, Законом установлен шестимесячный срок, в течение которого все дочерние предприятия должны быть реорганизованы создавшими их унитарными предприятиями путем присоединения к себе (ст. 37 Закона).
5. Закон разделяет унитарные предприятия на два вида:
а) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подразделяются на государственное предприятие (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальное предприятие;
б) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые подразделяются на федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации и муниципальное казенное предприятие (казенные предприятия).
Точное определение вида унитарного предприятия имеет существенное значение для уяснения его правового режима в соответствии с данным Законом и ГК РФ.
Можно выделить следующие основные отличительные особенности этих двух видов унитарных предприятий.
Правовой режим государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, характеризуется тем, что:
- они распоряжаются закрепленным за ними недвижимым имуществом с согласия собственника;
- собственник не вправе изымать имущество, находящееся в их хозяйственном ведении;
- они имеют уставный фонд, формируемый собственником;
- собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;
- по общему правилу собственник имущества государственного или муниципального предприятия не несет ответственности по его обязательствам;
- они действуют в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой деятельности;
- собственник утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и осуществляет контроль за их выполнением;
- они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии определенных финансовых показателей деятельности.
Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:
- они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;
- собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
- собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
- собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- казенное предприятие не имеет уставного фонда;
- казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;
- собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;
- аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия.
Из перечисленных особенностей видно, что унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, отличаются от унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, прежде всего объемом имущественных прав и хозяйственной самостоятельности. Казенные предприятия имеют более узкий объем правоспособности по сравнению с государственными и муниципальными предприятиями.
Следует обратить внимание на то, что в разных нормах приводятся различные термины, касающиеся унитарных предприятий (унитарное предприятие, государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и т.д.). В некоторых случаях точно определить, о каком виде предприятий идет речь в норме Закона, бывает весьма затруднительно.
Как правило, если речь идет об общих правилах, касающихся всех видов унитарных предприятий, Закон употребляет термин "унитарное предприятие". Если норма касается унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, используется понятие "государственное или муниципальное предприятие". И наконец, при регулировании вопросов, связанных с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления, применяется термин "казенное предприятие".
В то же время Закон требует, чтобы унитарное предприятие имело свое полное фирменное наименование. В связи с этим в ст. 4 приводятся точные формулировки названий унитарных предприятий, которые могут действовать в Российской Федерации: "федеральное государственное предприятие" (собственность Российской Федерации); "государственное предприятие" (собственность субъекта Российской Федерации); "муниципальное предприятие" (собственность муниципального образования); "федеральное казенное предприятие" (собственность Российской Федерации), "казенное предприятие" (собственность субъекта Российской Федерации); "муниципальное казенное предприятие" (собственность муниципального образования). Следует учесть, что содержание указанных в ст. 4 понятий не всегда точно совпадает с содержанием определений, встречающихся в других нормах Закона.
6. Статья 2 Закона устанавливает следующие необходимые признаки унитарного предприятия как юридического лица:
- наличие обособленного имущества, принадлежащего унитарному предприятию не на праве собственности, а на ином вещном праве;
- приобретение и осуществление от своего имени имущественных и личных неимущественных прав, несение обязанностей, выступление истцом и ответчиком в суде. Следует иметь в виду, что правоспособность унитарного предприятия является специальной (целевой), поэтому оно может иметь не любые права и обязанности, а лишь такие, которые соответствуют целям его создания (подробнее см. комментарий к ст. 3 Закона);
- наличие самостоятельного баланса (либо сметы доходов и расходов - для казенного предприятия), где учитывается закрепленное за унитарным предприятием имущество. Самостоятельность бухгалтерского баланса (сметы) унитарного предприятия означает его полноту и законченность, обусловленную тем, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы унитарного предприятия;
- наличие круглой печати с указанием полного фирменного наименования на русском языке (возможно также и на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке) и места нахождения унитарного предприятия;
- наличие штампов, бланков, эмблемы, зарегистрированного товарного знака и других средств индивидуализации (знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).
Следует отметить, что унитарные предприятия не вправе свободно использовать государственную символику. В частности, ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" предусматривает, что государственный герб Российской Федерации может помещаться на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
Унитарные предприятия могут использовать эмблему учредившего их отраслевого федерального органа исполнительной власти.
Например, согласно п. 1 Положения об эмблеме МПС России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 833, эмблема МПС России является официальным знаком, указывающим на принадлежность к этому Министерству, а также к образованным им предприятиям, учреждениям и организациям. Эмблема МПС России может служить основой или элементом для создания эмблем железных дорог, других предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта.
Эмблема помещается на знаках отличия, знаках различия, форменной одежде работников, на угловых штампах или бланках с угловыми штампами, почетных грамотах, служебных удостоверениях, транспортных средствах.




Вернутся в раздел Комментарии к законам