Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.
2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.
4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.
5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.
6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.
Комментарий к статье 6
1. Комментируемая статья устанавливает порядок определения и исчисления размера ущерба, подлежащего взысканию с военнослужащих.
Пункты 1 и 2 данной статьи посвящены общему порядку исчисления размера ущерба. Последующими ее пунктами предусматриваются особенности исчисления ущерба применительно к тем ситуациям, при которых общий порядок не может быть применен без дополнительных пояснений: при незаконном назначении на должность военнослужащих или лиц гражданского персонала (п. 3); при лечении военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих (п. 4); при причинении ущерба по вине нескольких военнослужащих (п. 5).
Помимо перечисленных вопросов, комментируемая статья предусматривает также порядок определения размера денежного содержания военнослужащих, на которых налагается взыскание в рамках возмещения причиненного ущерба.
2. Военнослужащие обязаны возместить лишь причиненный по их вине реальный ущерб (см. комментарий к ст. 3). В соответствии с п. 1 ст. 6 комментируемого Закона размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета, т.е. размер ущерба должен быть подтвержден документально. Это общее правило распространяется в том числе и на военнослужащих, которым, например, имущество воинской части передано под отчет для хранения, выдачи, пользования и т.п.
3. Учет имущества воинских частей осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2002 г.), Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.). В Вооруженных Силах Российской Федерации, помимо названных нормативных правовых актов, действует также Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств, введенное в действие Приказом министра обороны СССР 1979 г. N 260.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах воинских частей и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество воинских частей, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые воинскими частями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета в воинской части являются:
- формирование и своевременное предоставление соответствующим должностным лицам и органам управления полной и достоверной информации о деятельности воинской части, о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств, необходимой для планирования и организации обеспечения ими войск;
- контроль за сохранностью, законностью, целесообразностью и эффективностью расходования (использования) материальных средств;
- подготовка исходных данных для составления отчетных документов.
В соответствии с п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации все хозяйственные операции, проводимые воинской частью, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов, подтверждающих наличие ущерба, а также их хранения предусмотрен Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с Положением первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции, на бланках, применение которых в воинских частях предусмотрено нормативными правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. К ним относятся: накладные, чековые требования, раздаточные ведомости, акты, квитанции, путевые, рабочие, производственные и раздаточные листы, аттестаты.
Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа (формы), код формы; б) дату составления; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); д) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники) (п. 13 Положения). В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Более подробные правила составления и оформления первичных документов содержатся в Руководстве по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств (п. 15) (далее - Руководство):
а) в заголовочной части документа обязательно указываются: его номер, основание (цель) и дата операции; наименование службы, выдавшей документ; грузоотправитель (сдатчик) и грузополучатель (приемщик); срок действия документа;
б) в содержательной части документа обычно указываются: номер по порядку; наименование материальных средств; код номенклатуры; единица измерения; количество материальных средств. При необходимости, кроме того, указываются: категория, сорт, заводской номер, цена единицы и сумма стоимости материальных средств, а также данные, предусмотренные конкретной формой документа. В конце содержательной части документа пишется "Итого наименований" и прописью указывается их количество. Строки и графы, оставшиеся свободными до подведения итога, обязательно перечеркиваются так, чтобы между текстом и подписями должностных лиц нельзя было что-либо вписать;
в) документ подписывается соответствующим начальником и другими должностными лицами. Подпись начальника заверяется: на документах, предназначенных для отправки из воинской части, - мастичной гербовой печатью воинской части; на документах, предназначенных для обращения внутри воинской части, - мастичной печатью "Для внутренних хозяйственных документов" воинской части;
г) документ считается исполненным, если указанные в нем операции выполнены, хотя бы и не в полном объеме. На дополучение (довыдачу) или досдачу материальных средств составляется новый документ;
д) документы, составляемые в двух и более экземплярах, заполняются через копировальную бумагу печатающим устройством или химическим карандашом (шариковой ручкой);
е) все первичные документы (кроме чековых требований и аттестатов), составляемые в службе, регистрируются в книге учета, порядковый номер регистрации является номером документа. Если документ состоит из нескольких листов, то его номер указывается на каждом листе документа. При наличии приложений к основному документу на всех их листах также ставится его номер. Реквизит-основание "Регистрационный номер" записывается только на входящих документах.
По документам, не подписанным правомочными должностными лицами, не зарегистрированным в книге учета и не имеющим печати (где она предусмотрена), производить операции, связанные с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, категорически запрещается.
Исполненные первичные документы после записи в книгах (карточках) учета произведенных по ним операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, в конце рабочего дня сдаются в соответствующую службу воинской части (соединения) под расписку в книге учета (форма N 25). В службу принимаются полностью оформленные документы. Документ без подписей получателя и сдатчика материальных средств считается недействительным.
Учетные документы должны составляться и вестись разборчиво, без помарок и подчисток. Для исправления ошибок, допущенных при записях, неправильные цифры или слова зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое можно было прочитать, а над ними записываются правильные цифры и слова. Сделанное исправление оговаривается на свободном месте этой же страницы документа: "Исправленному (указывается правильная запись) верить" и заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе - подписью начальника, подписавшего документ.
В случае когда производится только зачеркивание ошибочной записи без исправления ее, зачеркнутое оговаривается: "Зачеркнутое (указываются цифры или слова) не считать" и также заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе - подписью начальника, подписавшего документ. Подпись должностного лица об исправлениях в первичном документе заверяется соответствующей печатью.
При исправлении записи в книге (карточке) учета должны быть исправлены и последующие итоги с указанием даты исправления. Если после исправленной записи произведено еще две и более правильных записей, то итог (остаток) исправляется только в последней записи (п. 22 Руководства).
Все исполненные учетные документы вместе с приложениями к ним подшиваются в дела строго в хронологическом порядке их поступления или исполнения; при этом каждое дело формируется, как правило, по однотипным (приходным или расходным) документам, с нумерацией каждого листа.
Все учетные документы, не содержащие секретных данных, хранятся в запирающихся шкафах (ящиках), обеспечивающих сохранность документов. Ответственность за организацию их хранения несут начальники соответствующих служб, а в подразделениях - командиры подразделений. Бланки строгого учета хранятся отдельно от других бланков и документов в сейфах начальников служб (п. п. 24, 26 и 27 Руководства).
4. Нехватка имущества воинской части, выявленная ответственным за его сохранность военнослужащим при учете, сама по себе автоматически не порождает наступления его материальной ответственности. Имущество может быть случайно перемещено без ведома ответственного за его сохранность военнослужащего либо выдано излишне (принято с недостачей) в результате счетной ошибки и находиться в воинской части. В этом случае военнослужащий вправе ходатайствовать о проведении инвентаризации, т.е. официальной проверки фактического наличия ценностей, а командир воинской части обязан назначить ее. Вместе с тем в случаях, когда ущерб имуществу воинской части очевиден - нет сомнений в выходе имущества из владения воинской части или снижении его стоимости, количества такого имущества, - инвентаризация может не проводиться. Обязательность проведения инвентаризации при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, предусмотрена п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Порядок проведения инвентаризаций в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета, регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49).
Инвентаризации подлежат все имущество воинской части, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие воинской части, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инструкция Минфина РФ от 04.08.1992 N 67 "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях" утратила силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении". Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации 4 августа 1992 г. N 67).
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации в воинской части создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в воинской части ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает командир (начальник) воинской части. Приказ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители управления воинской части, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Командир (начальник) воинской части должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование военнослужащим, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии воинской части, с данными выписок банков.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у воинской части.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов).
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение командиру (начальнику) воинской части. Окончательное решение о зачете принимает командир (начальник) воинской части.
5. Важнейшим в определении причиненного воинской части ущерба является его исчисление в денежной форме. В п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому исчисление размера причиненного военнослужащим ущерба осуществляется исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба. Данное положение вытекает из определения реального ущерба как расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Из сказанного следует, что одним из непременных условий для исчисления причиненного ущерба является установление действующей в данной местности цены на утраченное или поврежденное имущество. С учетом того что специальных указаний на способ определения этой цены комментируемый Закон не содержит, целесообразным представляется использование методики, выработанной в гражданско-правовой сфере.
Под действующей (рыночной) ценой на какое-либо имущество понимается превалирующая (обычная) цена на это имущество в том месте, где обязательство должно быть исполнено на момент, предусмотренный законом или соглашением сторон. Если приведение доказательств превалирующей цены в момент и в месте, указанных выше, оказывается затруднительным, то может быть взята цена, превалирующая в течение разумного срока до или после предусмотренного времени или в другом месте, когда такая замена может быть признанной разумной с точки зрения обычаев делового оборота.
Доказательством действующей цены на утраченное (поврежденное) имущество воинской части, в частности, могут служить официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги (например, данные территориальных органов статистики).
Необходимо отметить, что в отличие от порядка, принятого в гражданско-правовой сфере, для исчисления реального ущерба имуществу воинской части п. 1 комментируемой статьи предписывает использовать цены, действующие на день обнаружения ущерба, а не в момент добровольного исполнения обязательства или в день предъявления иска.
В п. 1 комментируемой статьи предусматривается исключение из упомянутого общего правила исчисления размера причиненного ущерба. Данное исключение касается определения стоимости имущества (вооружения, военной техники, боеприпасов и др.), централизованно поставляемого воинским частям. Цены на такое имущество определяются уполномоченными на то государственными органами. Как правило, такими органами являются центральные довольствующие органы и службы федеральных органов исполнительной власти, в которых организовывается военная служба.
6. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
Износ имущества определяется на основе срока его годности (эксплуатации), установленного предприятием-изготовителем или приказами руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором организована военная служба (его заместителей).
Помимо износа, стоимость имущества может уменьшаться в процессе его естественной убыли (усушки, утруски, в процессе испарения и т.п.). Поэтому при определении размера причиненного ущерба необходимо учитывать эти процессы. Нормы естественной убыли устанавливаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Так, например, нормы естественной убыли лекарственных средств на аптечных складах (базах) утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1996 г. N 375; нормы естественной убыли свежих картофеля, овощей и плодов в розничной торговой сети утверждены Приказом Министерства торговли РСФСР от 22 февраля 1988 г. N 45; нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании утверждены Постановлением Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. N 40 (с изменениями и дополнениями от 7 августа 1987 г., 4 сентября, 1 октября 1998 г.) и т.д.
7. В п. 5 комментируемой статьи говорится о порядке определения размера возмещаемого ущерба, когда он причинен виновными противоправными действиями нескольких военнослужащих.
Для того чтобы сделать вывод о том, что материальный ущерб является результатом действий нескольких лиц, необходимо, чтобы совершенные этими лицами действия (или бездействие) в своем единстве причинно обусловили возникновение такого ущерба.
Характер и содержание конкретных действий (бездействия) указанных лиц могут быть различными, но для возложения на них материальной ответственности необходимо, чтобы действия (бездействие) каждого из них обладали признаками противоправности и виновности (т.е. совершены были умышленно или по неосторожности).
Материальная ответственность военнослужащих, совместно причинивших ущерб воинской части, является долевой, т.е. каждый из них обязан возместить ущерб лишь в той доле, которая приходится на него, и не должен отвечать за содеянное другими военнослужащими, также виновными в причинении ущерба.
Размер возмещения, возлагаемого на каждого конкретного военнослужащего, в первую очередь зависит от степени его вины в возникновении ущерба. Именно степень вины должна лежать в основе определения доли ущерба каждого военнослужащего.
В пределах установленной для каждого из военнослужащих доли ущерба устанавливается размер возмещения, который зависит от вида материальной ответственности (ограниченной или полной) и предусмотренного объема (границ) возможного взыскания.
8. В п. 3 комментируемой статьи регламентируется порядок определения размера ущерба, причиненного незаконным назначением военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части.
Такой ущерб, согласно данной норме, определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.
9. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи размер ущерба, причиненного умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших от этих действий, определяется фактическими затратами на такое лечение.
Порядок исчисления стоимости предоставленного лечения регулируется Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г. N 01-23/4-10, 01-02/41.
Данная Инструкция определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг.
Объектом расчета стоимости является медицинская помощь, которая может быть представлена перечнем простых медицинских услуг (отдельные исследования, манипуляции, процедуры, оперативные вмешательства), перечнем сложных медицинских услуг ("койкодни" в профильных отделениях стационаров) или перечнем комплексных медицинских услуг по законченным случаям поликлинического и стационарного лечения (медико-экономические стандарты).
В стоимость медицинской услуги включаются затраты в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: 110100 (оплата труда), 110200 (начисления на оплату труда), 110320 (медицинские расходы), 110340 (продукты питания), 110310 (канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей), 110400 (командировки и служебные разъезды), 110500 (оплата транспортных услуг), 110600 (оплата услуг связи), 110700 (оплата коммунальных услуг), 111000 (прочие текущие расходы), 130300 (трансферты населению), а также износ мягкого инвентаря и основных фондов, определяемые в соответствии с действующими нормативами. Расходы по страхованию профессиональной ответственности и другим видам страхования исключаются из налогооблагаемой базы и включаются в стоимость медицинской услуги в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1996 г. N 1387.
Для расчета стоимости медицинской услуги структурные подразделения медицинского учреждения делятся на основные и вспомогательные, оказываемые услуги - на простые, сложные и комплексные, а расходы учреждения - на прямые и косвенные.
К основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, параклинические отделения, в которых пациенту обеспечивается оказание медицинских услуг.
К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность лечебно-диагностических подразделений (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.).
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания:
- оплата труда основного персонала;
- начисления на оплату труда основного персонала;
- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.);
- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;
- износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно-диагностическом процессе.
К косвенным расходам относятся виды затрат, необходимые для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:
- оплата труда общеучрежденческого персонала;
- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;
- хозяйственные затраты (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
- затраты на командировки и служебные разъезды;
- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
- амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;
- прочие затраты.
Перечисленные косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты.
При расчете затрат на один "койкодень" учитывается плановое функционирование койки на предстоящий период (по числу плановых "койкодней" с учетом планового закрытия коек на ремонт, санобработку и т.д.). Услуги, оказываемые пациенту в профильном отделении стационара (осмотр больного лечащим врачом, медицинские услуги процедурного и перевязочного кабинетов), не относятся к простым, а включаются в "койкодни".
При расчете затрат на "койкодень" затраты отделения для новорожденных и недоношенных детей суммируются с затратами акушерского отделения (если койки этих отделений являются сверхсметными), затраты на содержание коек по уходу за детьми (для матерей, госпитализированных с детьми) суммируются с затратами соответствующих педиатрических отделений.
10. В п. 6 комментируемой статьи говорится о порядке определения размера оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размера месячной надбавки за выслугу лет при привлечении военнослужащего к материальной ответственности. В соответствии с указанной нормой размер данных выплат определяется на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.
Данный вопрос приобретает актуальность прежде всего в тех случаях, когда момент привлечения военнослужащего к материальной ответственности значительно разнесен по времени с моментом причинения ущерба. В этот период размер денежного содержания может измениться как в случае его планового повышения, так и в случае изменения должностного положения военнослужащего, привлекаемого к ответственности (назначения его на вышестоящую или нижестоящую должность).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Определение размера причиненного ущерба. 1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.
Вернутся в раздел Комментарии к законам