2. В случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения степени ограничения способности к трудовой деятельности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится соответствующий перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
3. Лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:
СЧ = СЧп + ПКп / (Т х К), где
СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности;
СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
ПКп - сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 7 статьи 14 настоящего Федерального закона) или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
К - коэффициент для исчисления размера трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления размера трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 3 статьи 15 настоящего Федерального закона. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет.
4. В случае отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет.
Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости производится по формуле, указанной в пункте 3 настоящей статьи.
5. Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии, в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
6. Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренные статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона, наряду с индексацией, проведенной в соответствии с настоящей статьей, могут в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
7. Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:
1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;
2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;
4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период (пункт 6 настоящей статьи);
5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
8. Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий (подпункт 5 пункта 7 настоящей статьи), определяются Правительством Российской Федерации.
9. Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 9 статьи 14 настоящего Федерального закона).
10. Лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части указанной пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера, произведенного в соответствии с настоящим пунктом.
Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии производится по формуле:
НЧ = НЧп + ПНп / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
НЧп - установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
ПНп - сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 9 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.
Комментарий к статье 17
1. Согласно пункту 1 ст. 17 размер пенсии определяется на основании только тех данных, которые имеются в распоряжении пенсионного органа на момент вынесения решения о назначении пенсии. Это правило имеет практическое значение с учетом того, что размеры страховой и накопительной частей пенсии зависят от поступления соответствующих страховых взносов, необходимые сведения о которых в силу объективных или субъективных причин могут отсутствовать ко времени назначения пенсии. Соответственно часть этих взносов, данными об уплате которой пенсионные органы на момент вынесения решения не располагают, может быть учтена впоследствии в соответствии с п. 5 ст. 17, предусматривающим корректировку пенсии с 1 июля года, следующего за годом назначения пенсии.
Установлено также правило о том, что размер пенсии определяется в соответствии с теми нормативными правовыми актами, которые действуют на день вынесения решения о назначении пенсии.
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает некоторые основания для перерасчета размера базовой части пенсии: достижение пенсионером по старости 80-летнего возраста, изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Данная норма не требует обращения пенсионера с заявлением о соответствующем перерасчете (сравни, например, с п. п. 3 и 4 ст. 17, согласно которым предусмотренный этими нормами перерасчет производится по заявлению пенсионера). Это означает, что при наличии в пенсионном деле (индивидуальном лицевом счете) необходимых для перерасчета данных (например, сведений о дате рождения пенсионера, по которой можно определить, что он достиг 80 лет, об изменении группы инвалидности) такой перерасчет должен производиться органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, независимо от личного обращения пенсионера и без истребования от него заявления. Однако согласно ст. 20 Закона - о сроках перерасчета размера пенсии - перерасчет, в том числе и по п. 2 ст. 17, в сторону увеличения пенсии либо ее части производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором принято соответствующее заявление пенсионера. В развитие этой нормы установлены следующие положения Правил обращения за пенсией (п. 29). Перерасчет размера пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления только в том случае, если в заявлении о назначении пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств. Правоприменительные органы ориентируются на соблюдение п. 29 Правил в таких, например, случаях: инвалиду II группы при очередном освидетельствовании 1 августа 2002 г. установлена I группа инвалидности. С этой даты ему может быть произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения лишь в том случае, если в заявлении о назначении пенсии по инвалидности (которое подавалось еще до принятия Правил) он выразил согласие на перерасчет пенсии в случае утяжеления инвалидности. При отсутствии такого предварительного согласия предлагается пересчитать размер пенсии с 1 сентября 2002 г., если заявление об этом подано в августе, с 1 октября, если заявление подано в сентябре, и т.д. (см.: Пенсия. 2002. N 12. С. 41). Иначе говоря, в нарушение комментируемого Закона, ст. 15 которого дифференцирует размеры пенсии по инвалидности в зависимости от тяжести последней, допускается ее выплата в заниженном размере, поскольку отсутствие заявления пенсионера приравнивается к его молчаливому отказу от установления пенсии в полагающемся более высоком размере.
Размер базовой части пенсии определяется на основании Закона, а не по воле застрахованного лица. В частности, лицу, достигшему 80 лет, размер пенсии должен устанавливаться в соответствии с п. п. 2 и 4, а не с п. п. 1 и 3 ст. 14 Закона. Продолжение выплаты пенсии в прежнем размере при наличии данных о возрасте пенсионера или утяжелении его инвалидности следует квалифицировать как нарушение Закона и недоплату пенсии.
Анализ п. 2 ст. 17 и п. 1 ст. 20 Закона в их взаимосвязи дает основание для вывода о том, что подача заявления о перерасчете пенсии необходима, если перерасчет может быть произведен на основании дополнительно представленных документов. Когда орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необходимыми данными располагает, пенсия должна быть пересчитана с месяца, следующего за тем, в котором возникло право на него. Именно так, без истребования заявлений была установлена с 1 января 2002 г. повышенная базовая часть пенсии по старости всем лицам, достигшим 80-летнего возраста либо имеющим I группу инвалидности. Буквальное следование ст. 20 Закона потребовало бы в этом случае получения письменного согласия на такой перерасчет в декабре 2001 г. у всех этих лиц, а отсутствие на сегодняшний день таких заявлений следовало бы расценивать как нарушение Закона и излишнее расходование средств ПФР.
Но если в массовом порядке перерасчет был произведен своевременно, ничем не оправданным представляется отказ индивидуального пересмотра пенсии тех лиц, которые достигают соответствующего возраста или получают инвалидность более тяжелой степени уже после 1 января 2002 г.
3. Как установлено пунктом 3 ст. 17, пенсионер, продолжающий работать либо осуществлять иную деятельность, на которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, вправе ежегодно обращаться за перерасчетом страховой части пенсии по старости или по инвалидности. Для этого он должен проработать не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части пенсии либо со дня предыдущего ее перерасчета. Перерасчет СЧ - это право, а не обязанность пенсионера. Он может вообще за ним не обращаться либо обращаться по истечении большего срока, чем 12 месяцев. Поскольку перерасчет производится исходя из данных об уплате страховых взносов, отраженных в индивидуальном лицевом счете пенсионера, прилагать к заявлению какие-либо документы он не должен.
Комментируемый Закон действует с 1 января 2002 г. Только с этой даты во всех трудовых пенсиях, независимо от времени их назначения, выделены базовая и страховая части. Соответственно в целях применения п. 3 ст. 17 для приобретения права на перерасчет СЧ пенсии лиц, получавших ее на момент введения Закона в действие, датой ее назначения считается 1 января 2002 г. Поскольку не оговорено иное, пенсионер считается проработавшим в течение 12 полных месяцев с указанной даты, если он состоял в трудовых отношениях или в гражданско-правовых отношениях, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, до 31 декабря 2002 г. Пребывание в отпусках (в том числе и за свой счет), получение пособия по временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник фактически не выполнял свою трудовую функцию, не сокращают периода его работы, поскольку трудовые отношения при этом сохранялись.
Исключение из подсчета неполных календарных месяцев, как это делают некоторые авторы, на наш взгляд, необоснованно ущемляет интересы пенсионеров. Страховые взносы начисляются на оплату труда как за полные, так и за неполные календарные месяцы работы, на равных основаниях. Поэтому неправомерно определять требуемую продолжительность работы в зависимости от даты начала и даты окончания каждого ее периода.
Выше говорилось, как можно понимать осуществление работы (иной деятельности) "не менее чем в течение 12 полных месяцев", т.е. о буквальном требовании п. 3 ст. 17. В правоприменительной практике исходят не из буквы этой нормы, а из духа Закона. Как пишет Ю.В. Воронин, период продолжительностью в 12 полных месяцев - это периодичность осуществления перерасчета. Мнение о том, что пенсионер должен работать на протяжении всех 12 месяцев, является ошибочным. "Трудовая деятельность пенсионера в границах соответствующих 12 месяцев может иметь любую продолжительность - хотя бы и несколько дней. Важно, чтобы за нее были уплачены страховые взносы" (Ю.В. Воронин. Перерасчет размера трудовой пенсии // Пенсия. 2003. N 2. С. 59).
Непосредственное отношение к п. 3 ст. 17 имеют Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407 (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2311). В составе пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. При этом суммы страховых взносов включаются в ПК в тот период, в котором они фактически поступили (см. п. 5 Постановления).
Включение сумм страховых взносов в индивидуальные лицевые счета производится по окончании календарного года на основании сведений персонифицированного учета, представленных страхователем, а также имеющихся в органах Фонда сведений о суммах начисленных и поступивших от данной организации в ПФР страховых взносов за соответствующий календарный год. Поступающие текущие платежи страховых взносов и платежи за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально начисленным взносам (см. п. 7 Постановления).
Поскольку страхователь представляет указанные выше сведения о каждом застрахованном один раз в год (не позднее 1 марта следующего года) (см. п. 16 комментария к ст. 13), ПФР практически может разносить эти сведения по индивидуальным лицевым счетам соответственно также один раз в год.
Вместе с такими данными и в тот же срок дополнительно представляются сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих в организации застрахованных лиц (форма АДВ-10). Если взносы уплачены в меньшем объеме (например, 80 процентов от начисленных), на индивидуальный счет каждого застрахованного работника данной организации зачисляется неполная сумма начисленных на его вознаграждение страховых взносов, а соответствующая ее часть (в данном примере - 80 процентов этой суммы). Исходя из изложенного выше, фактически при обращении работающего пенсионера за перерасчетом (независимо от времени такого обращения) последний может быть произведен из страховых взносов за предшествующий календарный год (при условии, что они поступили в ПФР).
Пример: обращение за перерасчетом последовало 5 мая 2003 г. Индивидуальные сведения за 2002 г. поступили в ПФР в феврале 2003 г., а сами взносы - в мае 2003 г. Перерасчет может быть произведен с 1 июня 2003 г. из страховых взносов за период с 1 января по 31 декабря 2002 г. Взносы за период с 1 января по 1 июня 2003 г. могут быть учтены лишь при последующем перерасчете.
Так как перерасчет может быть произведен не ранее чем через 12 полных месяцев работы после предыдущего, в приведенном выше примере работающий пенсионер вправе обращаться за очередным перерасчетом не ранее чем через 12 полных месяцев со дня предыдущего пересчета независимо от того, за какой период были ранее учтены его страховые взносы. Но и в данном случае в силу изложенных выше правил перерасчет может быть произведен исходя из страховых взносов только за предшествующий календарный год.
Поскольку в правоприменительной практике исходят из того, что 12 полных месяцев - это периодичность осуществления перерасчета, а реально при каждом очередном перерасчете могут быть учтены страховые взносы только за прошедший календарный год, есть основание требовать очередного перерасчета по истечении каждого календарного года безотносительно к дате обращения за предыдущим перерасчетом. Так, на наш взгляд, в приведенном выше примере пенсионер может обратиться в конце декабря 2003 г. с заявлением о перерасчете пенсии из страховых взносов за 2003 г., хотя со дня обращения за предыдущим перерасчетом прошло менее года.
В п. 3 ст. 17 приведена одинаковая формула для перерасчета СЧ и по старости, и по инвалидности: СЧ = СЧп + ПКп / (Т х К), однако поскольку далее сказано, что для пенсии по старости К = 1, фактически эта СЧ по старости определяется по формуле СЧп + ПКп / Т. СЧп - это уже установленная (получаемая) пенсионером страховая часть пенсии. ПКп - сумма расчетного капитала на день, с которого производится перерасчет. В него включается капитал, приобретенный после назначения или предыдущего перерасчета пенсии (т.е. сумма страховых пенсионных взносов, уплаченных за данное лицо для финансирования СЧ после того, как пенсия была установлена) (см. п. 10 ст. 14 и п. 6 ст. 15 Закона). Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии (см. п. 7 ст. 14 и п. 3 ст. 32 и комментарий к ним). Т определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий тому, с которого производится перерасчет. Согласно п. 1 ст. 20 Закона перерасчет СЧ должен производиться с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера. Следовательно, если пенсионер хочет и вправе сделать перерасчет с 1 числа какого-либо месяца, он должен обратиться за ним до этой даты. Т будет определяться, как отмечалось, по состоянию на день, предшествующий 1 числу месяца, с которого производится перерасчет.
В формулу перерасчета СЧ по инвалидности вводится коэффициент К (см. п. 3 ст. 15 и комментарий к нему). Однако при этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, с которого производится перерасчет, а не с которого назначалась пенсия. Иначе говоря, возраст инвалида учитывается на день перерасчета.
При перерасчете пенсии по инвалидности применяется также правило п. 6 ст. 15 Закона. Если инвалидность установлена бессрочно и соответственно бессрочно устанавливается СЧ, при перерасчете последней средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете, не учитываются. Если пенсия устанавливается на определенный срок, не учитывается часть указанных выше средств, соответствующая продолжительности периода, на который СЧ установлена.
В тех случаях, когда необходимые для перерасчета сведения могут или должны быть подтверждены дополнительными документами, перерасчет производится после их представления вместе с соответствующим заявлением пенсионера. Как предусматривает п. 2 ст. 20, заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Сроки перерасчета размера пенсии установлены ст. 20 Закона (см. комментарий к ней).
4. Пункт 4 ст. 17 предусматривает возможность перерасчета страховой части пенсии по старости по правилам п. 3 ст. 17 в тех случаях, когда СЧ была установлена, но по своему заявлению пенсионер отказался от ее получения (в полном объеме либо в определенной им части). Неполучение СЧ не лишает пенсионера права на ее перерасчет. При этом суммы, которые пенсионер не получает, должны быть зачислены на его индивидуальный лицевой счет в ПФР.
5. Поскольку сведения о страховых взносах первоначально представляются на основе авансовых платежей, а затем (по итогам за год) могут быть изменены (уточнены), пункт 5 ст. 17 предусматривает возможность корректировки размера СЧ с учетом уточненных страхователем сведений. Определен и срок корректировки - с 1 июля года, следующего за годом, в котором назначалась пенсия либо производился ее перерасчет.
6. Пункт 6 ст. 17 предусматривает основание и механизм индексации размера базовой части трудовой пенсии. Он должен пересматриваться с учетом темпов роста инфляции, но в пределах средств, специально предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год. При этом ни периодичность индексации, ни пропорции между темпами роста инфляции и уровнем индексации законодатель не устанавливает. Как отмечается в том же пункте ст. 17, коэффициент индексации базовой части пенсии и ее периодичность должны определяться Правительством РФ. Очевидно, что Правительство РФ при этом должно исходить из средств, предусмотренных в соответствующих федеральных законах.
Пунктом 6 (абз. 3) ст. 17 установлено еще одно основание (помимо инфляции) для повышения базовой части всех видов трудовых пенсий: поэтапное приближение указанных величин к величине прожиточного минимума пенсионера.
Новые конкретные размеры базовой части пенсий (в денежном выражении) в этом случае могут устанавливаться независимо от наличия и уровня инфляции. При этом комментируемая норма предписывает, что они должны устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Одновременно с принятием законов о федеральном бюджете на 2002 г. и 2003 г. таких законов принято не было.
7. Разделив трудовую пенсию на несколько частей, законодатель установил разные правила индексации каждой из них. Пункт 7 ст. 17 предусматривает порядок индексации размера страховой части пенсии (СЧ). СЧ индексируется при росте цен на определенную величину - не менее чем на 6 процентов. Если такой рост наблюдался в течение каждого квартала года (по сравнению с предыдущим), индексация должна производиться четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября. При меньшем квартальном уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие (по сравнению с предыдущим), индексация должна производиться с 1 августа и с 1 февраля.
Таким образом, основанием индексации страховой части пенсии является определенный уровень роста цен (квартальный либо полугодовой) - не менее чем на 6 процентов. Величина индексации при этом не называется, следовательно, она может составлять и меньший процент.
При отсутствии квартальной и полугодовой индексации она должна производиться один раз в год - с 1 февраля. Однако в Законе не оговаривается, что рост цен в течение года в этом случае также должен составлять не менее 6 процентов (см. подп. 1 - 3 п. 7 ст. 17).
Изложенные выше правила применяются с ограничениями, установленными подп. 4 и 5 п. 7 ст. 17. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициента индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период. Иначе говоря, если федеральным законом не предусмотрена индексация базовой части пенсии, как этого требует п. 6 ст. 17, не может индексироваться и страховая ее часть безотносительно к уровню инфляции. Если установлен определенный коэффициент индексации базовой части пенсии за тот или иной период, Правительство РФ не вправе установить более высокий коэффициент индексации страховой части пенсии за тот же период.
Как отмечалось в печати, по данным Госкомстата России индекс роста цен на потребительские товары и услуги за IV квартал 2002 г. составил 104,28 процента, а за II полугодие 2002 г. - 105,55 процента, что не давало оснований для индексации страховой части пенсии (см.: Пенсия. 2003. N 2. С. 30). Однако Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2003 г. N 152 "Об утверждении дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" (СЗ РФ. 2003. N 11. Ст.1029) был утвержден коэффициент дополнительного увеличения страховой части пенсии в размере 1,126. Это означает, что страховая часть всех пенсий с указанной даты повышена на 12,6 процента.
Подпунктом 5 п. 7 ст. 17 установлен второй (помимо роста цен) критерий индексации размера страховой части пенсии - рост среднемесячной заработной платы в стране. Этот критерий применяется в том случае, если такая заработная плата росла более высокими темпами, чем цены. Если годовой индекс ее роста превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии (в этом же году в соответствии с изложенными выше правилами), то с 1 апреля следующего года может быть произведено дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между этими двумя показателями. Например, с 1 февраля 2004 г. в связи с ростом цен в течение 2003 г. произведена индексация страховой части пенсии на 6 процентов. Среднемесячная заработная плата за 2003 г. в целом по Российской Федерации выросла на 7 процентов. Это дает основание увеличить пенсии еще на 1 процент с 1 апреля 2004 г.
Однако для такой индексации тоже установлены ограничители. Дополнительное увеличение страховой части пенсии (с учетом индексации в связи с ростом цен) не может быть выше индекса роста доходов ПФР, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий в расчете на одного пенсионера. Следовательно, отсутствие необходимого роста доходов ПФР является законным основанием для отказа от индексации полностью либо в части, не обеспеченной такими доходами.
Подпункт 5 п. 7 ст. 17 применяется с учетом п. 8 той же статьи.
8. Пунктом 8 ст. 17 законодатель делегирует определение данных, необходимых для индексации страховой части пенсии в связи с ростом среднемесячной заработной платы в стране, Правительству РФ. Им должен определяться как годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, так и индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, т.е. показатели, предусмотренные подп. 5 п. 7 ст. 17 и необходимые для дополнительной индексации страховой части трудовой пенсии.
Как показала правоприменительная практика последних лет, и абсолютная величина среднемесячной заработной платы в стране, и индекс ее роста, т.е. показатели, применяемые для индексации пенсий, устанавливались специально для этих целей с учетом той заработной платы, с которой уплачивались страховые пенсионные взносы (единый социальный налог). Эти показатели существенно отличались от данных органов государственной статистики, ведущих учет реальной заработной платы. Очевидно, что прежний порядок определения индекса роста среднемесячной заработной платы для увеличения пенсий сохранится.
Как предусмотрено планом подготовки проектов постановлений Правительства РФ в целях реализации комментируемого Закона, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30, Пенсионный фонд РФ, Минтруд России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны представить в Правительство РФ проекты постановлений: о годовом индексе роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для целей дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии; об индексе роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, в июле 2003 г. Это означает, что применение данных показателей для перерасчета пенсий возможно не ранее 1 апреля 2004 г.
9. Пунктом 9 ст. 17 установлено правило индексации размера накопительной части пенсий по старости и по инвалидности. Такая индексация должна производиться с 1 июля каждого года, следующего за годом назначения или перерасчета НЧ. При этом следует учитывать доходы, полученные от инвестирования средств пенсионных накоплений, и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.
При определении нового размера накопительной части пенсии применяются правила п. 9 ст. 14: средства, учтенные на специальной части индивидуального счета и состоящие из суммы накопительных взносов и инвестиционного дохода от их использования, делятся на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, скорректированного на дату индексации, т.е. на 1 июля соответствующего года.
10. Пункт 10 ст. 17 устанавливает правила перерасчета накопительной части пенсии по старости работающим пенсионерам, осуществляющим деятельность, за которую уплачиваются накопительные страховые взносы. Такой перерасчет должен производиться один раз в три года с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший со дня назначения этой части пенсии либо последнего ее перерасчета (в соответствии с комментируемой нормой). Новый размер накопительной части пенсии определяется следующим образом: ранее установленный ее размер (НЧп) суммируется с дополнительными пенсионными накоплениями (т.е. накопительными взносами за данное лицо и инвестиционным доходом от них, за вычетом необходимых расходов на инвестиционную деятельность) за период, истекший со дня назначения или предыдущего перерасчета (ПНп), деленными на количество месяцев ожидаемого периода выплаты данному лицу пенсии по старости, определяемого на день производимого перерасчета.
Новая накопительная часть (НЧ) пенсии определяется по формуле:
НЧ = НЧп + ПНп / Т.
Глава V. НАЗНАЧЕНИЕ, ПЕРЕРАСЧЕТ РАЗМЕРОВ,
ВЫПЛАТА И ДОСТАВКА ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий. 1. Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Вернутся в раздел Комментарии к законам