Комментарии к законам

Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости. 1. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.



2. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц.
3. Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 600 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 750 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 900 рублей в месяц.
4. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 1050 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 1200 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 1350 рублей в месяц.
5. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.
6. При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
7. При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 5 и 6 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
8. Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.
9. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
10. В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть указанной пенсии, средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и (или) в специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете соответствующей части трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 10 статьи 17 настоящего Федерального закона, и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной пунктом 8 статьи 30 настоящего Федерального закона.
11. Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 4 настоящей статьи);
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи);
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 9 настоящей статьи).
Комментарий к статье 14
1. Пенсия по старости может состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Но это не обязательный ее состав. С 1 января 2002 г. пенсия устанавливается из суммы двух частей - базовой и страховой. Кроме того, при назначении пенсии и в любое время в период ее получения граждане вправе отказаться от страховой части пенсии с тем, чтобы впоследствии она была установлена в более высоком размере (см. п. 6 ст. 14).
2. Согласно пунктам 1 - 4 ст. 14 размер базовой части пенсии (БЧ) устанавливается в твердой сумме. У лиц, достигших 80 лет либо имеющих инвалидность с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I группы), БЧ выше, чем у остальных. Кроме того, БЧ зависит от наличия у пенсионера иждивенцев и от их числа. Пунктами 1 - 4 ст. 14 установлено 8 различных размеров БЧ в конкретном денежном выражении с учетом названных выше обстоятельств. Однако с 1 февраля 2002 г. все указанные в Законе твердые размеры базовой части пенсии были увеличены на 6,5 процента на основании Постановления Правительства РФ от 24 января 2002 г. N 42 "Об утверждении коэффициентов индексации с 1 февраля 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии" (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 336). Затем эти размеры индексировались:
с 1 августа 2002 г. - на 9 процентов (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 535 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии" (СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2974));
с 1 февраля 2003 г. - на 6 процентов (Постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. N 47 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2003 г. базовой части трудовой пенсии" (СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 341)).
Как предусмотрено ст. 7 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 197-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 12), в 2003 г. размеры базовых частей трудовых пенсий индексируются в зависимости от темпов роста инфляции, но не менее чем на 11,3 процента за 2003 г. С учетом февральской индексации это означает, что предстоит очередное повышение БЧ не менее чем на 5 процентов. Прежние, новые и возможные размеры БЧ приведены в таблице.
Таблица
------------T------------------------------------------------------------¬
¦ Дата ¦ Базовая часть пенсии по старости в месяц (руб.) ¦
¦ устано- +-------------------------------T----------------------------+
¦ вления ¦ Для пенсионеров, ¦ Для остальных ¦
¦ ¦ достигших 80 лет, ¦ пенсионеров ¦
¦ ¦ и инвалидов I группы ¦ ¦
¦ +-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ число иждивенцев ¦ число иждивенцев ¦
¦ +-------T-------T-------T-------+------T------T------T-------+
¦ ¦ нет ¦ один ¦ два ¦ три и ¦ нет ¦ один ¦ два ¦ три и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ более ¦ ¦ ¦ ¦ более ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦С 1 января ¦900 ¦1050 ¦1200 ¦1350 ¦450 ¦600 ¦750 ¦900 ¦
¦2002 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦С 1 февраля¦958,50 ¦1118,25¦1278 ¦1437,75¦479,25¦639,25¦798,75¦958,50 ¦
¦2002 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦С 1 августа¦1044,77¦1218,89¦1393,02¦1567,15¦522,38¦696,78¦870,64¦1044,77¦
¦2002 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦С 1 февраля¦1107,46¦1292,02¦1476,60¦1661,18¦553,72¦730,06¦922,86¦1107,46¦
¦2003 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦С даты, ¦1162,83¦1356,62¦1550,43¦1774,24¦581,41¦766,56¦969 ¦1162,83¦
¦определяе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мой Прави- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тельством ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦РФ (не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦менее) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+--------
Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше. В настоящее время рассматривается вопрос о возможности повышения БЧ на районный коэффициент для лиц, проживающих в РКС и местностях, к ним приравненных.
Базовая часть пенсии вместе со страховой в сумме не могут составлять менее 660 руб. в месяц (см. п. 8 ст. 14 Закона).
3. Пунктом 2 ст. 14 установлен размер базовой части пенсии для лиц, реально или предположительно нуждающихся в постороннем уходе, помощи или надзоре, т.е. инвалидов I группы и пенсионеров, достигших 80-летнего возраста. В соответствии с Законом о пенсиях 1990 г. они получали надбавку на уход за пенсионером. По существу, повышенный для них размер базовой части пенсии вобрал в себя прежнюю надбавку на уход за пенсионером.
Размер базовой части пенсии для данной категории пенсионеров вдвое выше, чем для остальных. Он составлял с 1 января 2002 г. 900 руб., а затем неоднократно повышался. При наличии иждивенцев базовая часть пенсии этой категории граждан устанавливается в соответствии с п. 4 комментируемой статьи (см. таблицу).
4. Пунктами 3 и 4 ст. 14 установлены размеры базовой части пенсии для лиц, имеющих иждивенцев. По Закону о пенсиях 1990 г. таким лицам устанавливалась надбавка к пенсии на иждивенцев. Необходимым условием получения этой надбавки являлось отсутствие факта работы. По новым правилам повышенная базовая часть пенсии устанавливается безотносительно к тому, работает пенсионер или нет. Поскольку работающие пенсионеры ранее данные об иждивенцах не сообщали, для повышения базовой части их пенсии в соответствии с п. 3 ст. 14 они должны были представить документы о наличии у них на иждивении нетрудоспособных членов семьи, предусмотренных в п. п. 3 и 4 ст. 14.
Члены семьи, наличие которых повышает базовую часть пенсии, определены путем ссылки на соответствующие положения ст. 9 Закона, предусматривающей право на пенсию по случаю потери кормильца. При этом круг лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи, с учетом которых повышается базовая часть пенсии, уже круга лиц, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. Базовая часть пенсии повышается, если у пенсионера есть:
дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (а при обучении по очной форме в образовательных учреждениях, за исключением учреждений дополнительного образования, - до 23-летнего возраста); те же члены семьи, если они стали инвалидами до достижения 18-летнего возраста. И в первом, и во втором случаях братья (сестры) и внуки относятся к членам семьи пенсионера при отсутствии у них трудоспособных родителей;
родители или супруг, достигшие 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) либо являющиеся инвалидами одной из трех групп (см. подп. 3 п. 2 ст. 9);
дедушка и бабушка - при указанных выше признаках нетрудоспособности, если отсутствуют лица, обязанные их содержать в соответствии с нормами семейного законодательства (см. подп. 4 п. 2 ст. 9).
Перечисленные члены семьи учитываются при повышении базовой части пенсии, если они находятся на полном содержании пенсионера или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Не входят в состав нетрудоспособных членов семьи (в целях повышения размера базовой части пенсии) лица, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками пенсионера, не достигшими 14-летнего возраста, хотя им может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца при наличии условий, предусмотренных ст. 9 Закона. Комментируемая статья не содержит ссылок на нормы Закона, где перечислены усыновители и усыновленные, пасынки и падчерицы, мачеха и отчим, что ставит под сомнение вопрос о возможности повышения базовой части пенсии с учетом этих лиц, находящихся на иждивении пенсионера. В правоприменительной практике они во внимание не принимаются.
Закон о пенсиях 1990 г. предусматривал возможность начисления к пенсии надбавки на каждого из нетрудоспособных членов семьи независимо от их числа. Комментируемый Закон учитывает не более трех иждивенцев. При большем их количестве размер пенсии остается таким же, как при трех.
Как отмечалось выше, базовая часть пенсии при отсутствии иждивенцев была равна с 1 января 2002 г. 450 руб. и 900 руб. При одном иждивенце она повышалась на 150, при двух - на 300, при трех и более - на 450 руб. Если рассматривать такое повышение как надбавку на иждивенца, она равнялась с 1 января 2002 г. 150 руб. на каждого из трех членов семьи. Четвертый и последующие иждивенцы во внимание не принимаются. Начиная с 1 февраля 2002 г. эта сумма пересматривалась в составе базовой части пенсии (см. таблицу).
Согласно Закону о пенсиях 1990 г. (ч. 3 ст. 111) при наличии в семье двух или более неработающих пенсионеров каждый нетрудоспособный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывался для начисления надбавки лишь одному из них, по их выбору. В новом Законе такое правило не предусмотрено. Базовая часть пенсии устанавливается в повышенном размере и нескольким пенсионерам, имеющим общих иждивенцев.
Пример: у супругов на иждивении двое малолетних детей. Оба супруга получают пенсию по старости и работают. Каждый из них вправе получать базовую часть пенсии с учетом двух иждивенцев.
В соответствии с Законом о пенсиях 1990 г. размер надбавки на нетрудоспособного иждивенца - инвалида III группы был ниже, чем на других иждивенцев. Сейчас размер базовой части пенсии лиц, имеющих на иждивении инвалидов III группы, повышается так же, как и у имеющих иных иждивенцев.
Учитывая изменения, связанные с заменой надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев повышенными размерами базовой части пенсии, а также с пересмотром правил учета иждивенцев, январские пенсии 2002 г. были увеличены по сравнению с декабрьскими 2001 г. лицам, достигшим 80-летнего возраста или имеющим инвалидность I группы, на 264 руб. 68 коп. при отсутствии иждивенцев, на 26 руб. 45 коп. - на каждого из трех иждивенцев и дополнительно на 30 руб. 89 коп. на каждого иждивенца, имеющего инвалидность III группы. Соответственно на 26 руб. 68 коп. либо на 59 руб. 57 коп. (26 руб. 68 коп. + 30 руб. 89 коп.) в расчете на каждого иждивенца (не имеющего либо имеющего III группу инвалидности) были повышены размеры пенсий остальных (помимо названных выше) неработающих пенсионеров по старости. Работающие пенсионеры, имеющие иждивенцев, получили прибавку по этому основанию от 150 до 450 руб. в зависимости от числа иждивенцев, поскольку в период работы они надбавку на них не получали.
5. Пункты 5, 6 ст. 14 устанавливают правила исчисления размера страховой части пенсии. Он определяется по формуле, показатели которой требуют дополнительных расчетов. Страховая часть пенсии (СЧ) подсчитывается путем деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии (Т):
СЧ = ПК / Т.
Расчетный пенсионный капитал (ПК), как определено в ст. 2 Закона, - это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо плюс пенсионные права в денежном их выражении, приобретенные до вступления Закона в силу. Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:
1) денежного эквивалента прежних пенсионных прав, т.е. ПК, определяемого таким образом, чтобы на его основе можно было установить пенсию в размере, полагавшемся по нормам Закона о пенсиях 1990 г. и Закона об исчислении и увеличении пенсий с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка. Денежная оценка пенсионных прав застрахованных осуществляется по нормам ст. 30 (см. комментарий к ней);
2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.
Наиболее просто определить размер страховой части пенсии лиц, которые начали работать после 1 января 2002 г. Уплаченные за них страховые взносы за весь период страхования делятся на число месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии, - на так называемый ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т).
Ожидаемый период равен 19 годам (228 месяцам). Однако названная продолжительность этого периода вводится в действие постепенно. С 1 января 2002 г. он составил 12 лет (144 месяца) и с каждого 1 января следующего года должен увеличиваться на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца), а затем на 12 месяцев (см. п. 1 ст. 32 Закона). Иначе говоря, ожидаемый период выплаты пенсии при ее назначении в указанные ниже периоды составит:
----------------------------------T------------------------------¬
¦ с 1 января по 31 декабря 2002 г.¦12 лет (144 месяца) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2003 г.¦12 лет 6 месяцев (150 месяцев)¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2004 г.¦13 лет (156 месяцев) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2005 г.¦13 лет 6 месяцев (162 месяца) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2006 г.¦14 лет (168 месяцев) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2007 г.¦14 лет 6 месяцев (174 месяца) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2008 г.¦15 лет (180 месяцев) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2009 г.¦15 лет 6 месяцев (186 месяцев)¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2010 г.¦16 лет (192 месяца) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2011 г.¦17 лет (204 месяца) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2012 г.¦18 лет (216 месяцев) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ с 1 января по 31 декабря 2013 г.¦19 лет (228 месяцев) ¦
L---------------------------------+-------------------------------
Пример: с 1 января 2002 г. по 1 января 2007 г. страховой стаж составит 5 лет (60 месяцев). За все эти годы заработок данного лица будет равен 3 тыс. руб. в месяц, а пенсионные страховые взносы с этой суммы составят 14 процентов, т.е. 420 руб. Страховая часть трудовой пенсии по старости по формуле ПК : Т составит: 420 руб. х 60 мес. : 174 мес. = 144 руб. 83 коп.
Очевидно, для того чтобы страховая часть пенсии равнялась 14 процентам среднего заработка, полученного за весь период трудовой деятельности, продолжительность этого страхового стажа должна составить не менее ожидаемого периода получения пенсии (в данном примере - не менее 14,5 лет). При страховом стаже, вдвое большем, страховая часть пенсии составит 28 процентов заработка. Еще меньшую часть получаемого заработка будет составлять страховая часть пенсии у лиц молодого возраста, поскольку их страховые взносы делятся на 2 доли, направляемые на финансирование двух частей пенсии - страховой и накопительной.
6. Показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позднем возрасте. Согласно п. 6 ст. 14 при назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам - после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 годам (п. 5 ст. 14) для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, Т составит 18 лет и т.д. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет. Очевидно, что такое правило установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии. Это, в свою очередь, дает основание предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее части. Данная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. Пункт 6 ст. 14 применяется с учетом п. 3 ст. 32, которым установлено, что при исчислении страховой части пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты пенсии не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). С 1 января 2009 г. эта продолжительность будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).
Поскольку не оговорено иное, правило п. 6 ст. 14 может применяться как при назначении пенсии, так и в любое время в период ее получения. Оно может касаться и пенсионеров, которым пенсия назначена до 1 января 2002 г. Это значит, что пенсионер, не достигший 64 или 59 лет (в зависимости от пола), может отказаться от получения СЧ или любой ее доли с тем, чтобы впоследствии размер страховой части пенсии был увеличен.
Привлекательность применения п. 6 ст. 14 зависит от выгоды, которую получит пенсионер, отказавшийся от получения СЧ. При этом значение имеет и величина полагающейся страховой части пенсии. Если она, например, в совокупности с базовой частью не достигает минимума - 660 руб., сокращение показателя Т в формуле расчета страховой части пенсии может не привести к реальному увеличению ее размера.
7. Пункт 7 ст. 14 предусматривает сокращение ожидаемого периода получения пенсии при перерасчете страховой ее части лицам, продолжающим трудовую деятельность после назначения пенсии (п. 3 ст. 17) либо отказавшимся на какое-то время от получения СЧ или ее части (п. 4 ст. 17). Поскольку с течением времени возраст пенсионера увеличивается, ожидаемый период получения пенсии (Т) прямо пропорционально уменьшается. Однако во всех случаях он не может быть сокращен более чем до 14 лет (168 месяцев). В свою очередь, этот 14-летний предел вводится в течение нескольких лет (см. п. 3 ст. 32 и комментарий к нему).
8. Согласно пункту 8 ст. 14 сумма двух частей пенсии - базовой и страховой - не может быть менее 660 руб. в месяц. Тем самым фактически установлен минимальный размер пенсии (без учета накопительной ее части). Поскольку базовая часть пенсии во всех случаях устанавливается в определенном твердом размере (см. п. п. 1 - 4 ст. 14), до указанного минимума увеличивается страховая ее часть. При базовой части пенсии, равной 450 руб., страховая не могла быть менее 210 руб., при 479 руб. 50 коп. - менее 180 руб. 50 коп. и т.д. Так как при наличии одного иждивенца пенсия, установленная п. 1 ст. 14, составляла с 1 января 2002 г. 600 руб., минимум страховой части пенсии в этом случае был равен 60 руб. (660 руб. - 600 руб.). У пенсионеров с двумя и более иждивенцами (п. 3 ст. 14), а у достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы и без иждивенцев (п. п. 2 и 4 ст. 14) базовая часть пенсии превышает планку в 660 руб. Иной минимум суммы двух частей пенсии для них не установлен. Учитывая возраст и состояние здоровья этой категории граждан, для многих из них размер пенсии может оказаться очень близким к размеру ее базовой части.
Закон не устанавливает никаких объективных критериев, которым должен отвечать наименьший размер пенсии. Косвенное указание на такой критерий содержится в ст. 7 Конституции РФ, определяющей Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для установления гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов был принят Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 мая 2000 г. N 75-ФЗ) (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264). Согласно п. 1 ст. 5 этого Закона величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является, в частности, основой для установления минимального размера пенсии по старости.
Более конкретной правовой нормой, относящейся к нижней планке пенсионного обеспечения, было требование Указа Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" (СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2743), согласно которому минимальная пенсия по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством, начиная с 1 февраля 1998 г. не может быть менее 80 процентов прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством (п. 1 Указа). Правительству РФ предписывалось - при подготовке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998 г. и о бюджете Пенсионного фонда РФ на 1998 г. - предусмотреть средства для обеспечения указанного соотношения. Хотя Конституция РФ (ст. 39) предусматривает, что пенсии устанавливаются законом, при отсутствии закона, гарантирующего определенные соотношения пенсионного дохода граждан с их прожиточным минимумом, Президент РФ вправе был издать соответствующий нормативный Указ (тем более с учетом сложившейся в то время практики установления компенсационных выплат указами Президента РФ).
Указ Президента РФ от 14.06.1997 N 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.06.2002 N 648 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Следует отметить и то, что гарантия, установленная Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 573, была понижена новым его Указом - от 8 февраля 2001 г., установившим, что с 1 марта 2001 г. минимальная совокупная выплата пенсионеру не может быть менее 600 руб. Это соответствовало лишь 63,4 процента его прожиточного минимума. В регионах, где стоимость жизни превышает среднюю по России, совокупная выплата не достигала и названных процентов от регионального прожиточного минимума.
Указ Президента РФ от 08.02.2001 N 135 "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в РФ" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.06.2002 N 648 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". С 1 августа 2001 г. минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, а также инвалидам с детства I и II группы и детям-инвалидам был повышен до 660 руб. в месяц (см. Указ Президента РФ от 12 июля 2001 г. N 833). Именно эта величина и была затем воспроизведена комментируемым Законом как минимальная сумма двух частей трудовой пенсии - базовой и страховой.
Пенсионеры, попадающие в категорию малоимущих, вправе претендовать на государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699). Она может быть предоставлена в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. Таковыми признаются семьи и граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (см. ст. ст. 1, 4, 7 Закона).
Решение о назначении социальной помощи принимается органом социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания заявителя. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, имуществе, принадлежащем гражданину или семье на праве личной собственности.
Органы местного самоуправления оказывают государственную социальную помощь в пределах полномочий, передаваемых им в этих целях органами государственной власти вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления (п. 2 ст. 12 Закона). Размер помощи определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между величиной (суммой величин) прожиточного минимума (прожиточных минимумов) и общим доходом гражданина или семьи (см. ст. 11 Закона).
Так, величина прожиточного минимума за IV квартал 2002 г. была установлена Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 62 в целом по Российской Федерации в расчете на душу населения 1893 руб., для трудоспособного населения - 2065 руб., пенсионеров - 1432 руб., детей - 1880 руб.
Пример: семья состоит из пенсионера, его трудоспособной дочери и двоих ее малолетних детей. Планка прожиточного минимума в целом для данной семьи составляла 7257 руб. (1432 руб. + 2065 руб. + 1880 руб. х 2).
Если в субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума не определены, должны учитываться показатели в целом по стране (см. ч. 3 ст. 7 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Например, если месячный доход указанной выше семьи составлял 3000 руб., это давало ей право претендовать на социальную помощь, размер которой не мог быть выше разницы между 6965 и 4000 руб., т.е. 2965 руб. Однако нижняя планка социальной помощи не определена. Следовательно, она может выражаться сколь угодно малой величиной денежной либо натуральной помощи.
Правительством РФ было принято Постановление от 22 февраля 2000 г. N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1040). В настоящее время действует Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (РГ. 2003. N 67).
9. Пункт 9 ст. 14 устанавливает правило определения размера третьей - накопительной - части трудовой пенсии по старости. Она исчисляется по той же формуле, что и страховая часть, но путем деления на показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день назначения этой части пенсии:
НЧ = ПН / Т.
Отметим, что показатель Т в целях применения п. 9 должен определяться иначе, чем в п. 5 ст. 14 (где указана его конкретная величина - 19 лет). Согласно комментируемой норме Т - это количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии для расчета именно накопительной части указанной пенсии. Данный показатель определяется в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку сегодня никаким законом этот порядок не установлен, ориентировочно можно учитывать значение Т, определенное комментируемым Законом в отношении страховой части пенсии, указанной в п. 5 ст. 14.
Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Это касается лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно они достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. (мужчины) и не ранее 1 января 2012 г. (женщины) (1953 + 60 = 2013; 1957 + 55 = 2012). Поэтому в настоящее время эта норма для обычных пенсий по старости практического значения не имеет.
10. Пункт 10 ст. 14 относится к случаям перерасчета страховой и (или) накопительной частей ранее назначенной либо пересчитанной пенсии (п. п. 3, 4, 10 ст. 17), а также перерасчета дополнительно приобретенного пенсионного капитала (п. 8 ст. 30).
Поскольку ранее приобретенный пенсионный капитал или пенсионные накопления уже были учтены при установлении пенсии, в случае последующих перерасчетов они во внимание не принимаются. Расчет производится исходя из дополнительно приобретенного пенсионного капитала (пенсионных накоплений), а затем полученная величина суммируется с ранее установленной.
11. Пункт 11 ст. 14 устанавливает формулу полной пенсии по старости, включающую сумму всех трех ее возможных частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ): П = БЧ + СЧ + НЧ. В нем даются отсылки к правилам определения каждой части, установленным соответствующими пунктами ст. 14. При этом, как отмечалось выше, с 2002 до 2012 - 2013 гг. обычная пенсия по старости может состоять лишь из двух частей - базовой и страховой. Ранее накопительная часть может устанавливаться лишь к пенсии по старости, назначаемой досрочно в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам