1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 11
1. Пенсионный страховой стаж - понятие более широкое, чем страховой стаж, определяемый Законом об основах обязательного социального страхования. Согласно данному Закону это суммарная продолжительность лишь времени уплаты страховых взносов (ст. 3). Для целей же пенсионного обеспечения в состав страхового стажа могут входить периоды времени, не сопровождаемые уплатой взносов в Пенсионный фонд РФ. Предусматривая такую возможность, законодатель учитывает, в частности, то обстоятельство, что в некоторых случаях страховые взносы не должны были уплачиваться, поскольку застрахованный получал страховое обеспечение по другим видам обязательного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице), на которые пенсионные страховые взносы не начисляются.
В ст. 11 перечислены все периоды, засчитываемые в страховой стаж без уплаты страховых взносов. Введение специального понятия зачета в страховой стаж означает, что эти периоды носят зависимый, подчиненный характер. Они могут быть учтены лишь при условии, если у данного лица имеются, кроме того, периоды работы или иной деятельности, сопровождавшиеся уплатой страховых взносов. В отличие от засчитываемых периодов они именуются включаемыми в страховой стаж.
2. Согласно ст. 11 перечисленные в ней периоды засчитываются в страховой стаж наравне с периодами деятельности, предусмотренной ст. 10 Закона. Однако такие периоды могут быть приняты во внимание лишь при условии, если претендент на пенсию относится, как этого требует ст. 3 Закона, к кругу лиц, имеющих право на трудовую пенсию, т.е. к застрахованным гражданам Российской Федерации, а при определенных условиях - к застрахованным иностранным гражданам и лицам без гражданства. Это означает, что периоды, перечисленные в ст. 11, самостоятельной ценности при пенсионном обеспечении не имеют, так как сами по себе страхового стажа не образуют. Как предусмотрено п. 2 ст. 11, перечисленные в ней периоды засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовала и (или) за ними следовала деятельность, указанная в ст. 10, т.е. "чистый" страховой стаж.
3. Закон о пенсиях 1990 г. предусматривал иной, более широкий перечень периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж. Закон об исчислении и увеличении пенсий, установивший правила исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, сократил этот перечень для случаев определения размера пенсии. Комментируемым Законом прежний перечень периодов, учитываемых в составе трудового (теперь - страхового) стажа, ограничен не только при определении размера пенсии (см. п. 4 ст. 30), но и при установлении права на нее согласно нормам ст. 11. Ниже рассматриваются те шесть периодов, которые засчитываются в страховой стаж без уплаты пенсионных страховых взносов.
В целом требования к продолжительности страхового стажа, достаточного для приобретения права на пенсию, невелики, что делает это право реально доступным для лиц, достигающих обычного пенсионного возраста, инвалидов и семей, потерявших кормильца. В то же время увеличивается значимость страхового стажа для тех, за кем право на досрочную пенсию по старости сохраняется в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона. Согласно этим нормам для назначения такой пенсии многим категориям работников требуется наличие 20 - 25-летнего страхового, а не общего трудового стажа, как было ранее.
4. В страховой стаж засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу (подп. 1 п. 1 ст. 11). Этот Закон не содержит понятия службы, приравненной к военной. Вероятно, к таковой могут быть отнесены служба и приравненные к ней периоды, учитываемые в соответствии с этим Законом при назначении пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 18 указанного Закона помимо непосредственно военной службы в выслугу лет засчитывается:
служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе;
служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
служба в советских партизанских отрядах и соединениях;
время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы;
время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;
время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы может засчитываться также время их учебы до определения на службу (не более 5 лет) из расчета один год учебы за 6 месяцев службы. Но поскольку такая учеба службой не является, она не подлежит зачету в страховой стаж.
Названная правовая норма предусматривает, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении. Однако при зачете службы в страховой стаж эта норма не применяется, поскольку комментируемый Закон устанавливает календарный порядок подсчета страхового стажа.
Более подробно раскрывается служба, включаемая в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2002 г. N 837 (САПП РФ. 1995. N 40. Ст. 3753; СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4687), посвященном, в частности, порядку исчисления выслуги лет. Очевидно, что при включении этой службы в страховой стаж должны учитываться и нормы этого Постановления. В нем называется:
военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах РФ, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и Объединенных Вооруженных Силах СНГ;
служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава;
служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
служба в органах налоговой полиции РФ в качестве сотрудников, имеющих специальное звание;
военная служба в Вооруженных Силах (армиях, войсках, органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации) и служба в органах внутренних дел (полиции) других государств - участников СНГ и государств, не входящих в состав СНГ, с которыми Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий службы в других государствах;
служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;
служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);
время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;
время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР.
Военная и приравненная к ней служба засчитывается в страховой стаж, если ей предшествовала и (или) за ней следовала деятельность, включаемая в страховой стаж по правилам ст. 10 комментируемого Закона. При этом не имеет значения продолжительность перерыва между периодами, включаемыми и засчитываемыми в страховой стаж, а также то обстоятельство, были ли между ними иные периоды, засчитываемые или не засчитываемые в страховой стаж.
Пример: Гражданин А. служил в армии с 1995 по 1997 гг., учился в техникуме с 1997 по 2000 гг., работал на заводе с 2000 по 2002 гг. В его страховой стаж будет включен период работы на заводе (при уплате в этот период страховых взносов в ПФР) и засчитан период военной службы, предшествовавший работе. Период учебы в страховой стаж не засчитывается, но не мешает зачету в этот стаж военной службы.
Указанные выше периоды службы подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы (см. п. 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа).
5. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 11 в страховой стаж засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Законом о пенсиях 1990 г. предусматривалось включение в трудовой стаж периода временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы. Имелась в виду временная нетрудоспособность, продолжавшаяся непосредственно после увольнения с работы. Период временной нетрудоспособности лица, состоявшего в трудовых отношениях, подлежал зачету в трудовой стаж без каких-либо оговорок.
В комментируемом Законе о зачете в страховой стаж периода временной нетрудоспособности говорится безотносительно к тому, имела ли место такая нетрудоспособность в период работы или после увольнения. Кроме того, зачет этого периода в страховой стаж связан с получением пособия по государственному социальному страхованию. Однако период самой нетрудоспособности и период получения пособия за время нетрудоспособности не совпадают. Как известно, пособие выплачивается обычно уже после "закрытия больничного листа", когда работник выходит на работу. Под периодом получения пособия законодатель, несомненно, имеет в виду период освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью, если за этот период полагалось получение соответствующего пособия, хотя оно и было выплачено позже.
Действующее законодательство не содержит единого понятия пособия по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 8 Закона об основах обязательного социального страхования страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в частности, являются следующие пособия: по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; на санаторно-курортное лечение (см. подп. 5 - 7, 12 п. 2 ст. 8).
По буквальному смыслу комментируемой нормы в страховой стаж может быть засчитан период получения лишь первого из названных пособий. Объяснить это логически невозможно.
В связи с возникающими на практике вопросами Минтруд России и Пенсионный фонд РФ информировали территориальные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о том, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам можно рассматривать как период получения одноименного пособия в период временной нетрудоспособности (с учетом того, что основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности). Соответственно следует включать его в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (см. совместное информационное письмо от 4 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 // Пенсия. 2002. N 11. С. 31). Очевидно, что эта позиция может быть учтена и при зачете в страховой стаж периода отпуска по беременности и родам в контексте подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона.
Аналогично должен решаться вопрос об отпусках женщинам, усыновившим ребенка, которым по их желанию вместо отпуска в связи с усыновлением ребенка может предоставляться отпуск по беременности и родам в соответствии со ст. 257 Трудового кодекса на основании листка нетрудоспособности (см. п. 5 Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 719, в редакции Постановления Правительства РФ от 19 июля 2002 N 541 // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4101; 2002. N 30. Ст. 3044).
Период получения пособия подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования РФ (см. п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа).
6. Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 предусмотрена возможность зачета в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности. В отличие от подп. 2 и 4 в данной правовой норме говорится не о периоде получения пособия по уходу за ребенком, а о периоде самого ухода. Законом о пенсиях 1990 г. предусматривалась возможность включения в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности. Сопоставление прежнего и нового правил свидетельствует об их существенных различиях. Если ранее учитывался уход за ребенком только его матери, причем неработающей, то в настоящее время речь идет об уходе либо матери, либо отца, но не указывается, что они не работают. На наш взгляд, эта формулировка дает основание учитывать уход за ребенком как работающих (состоящих в трудовых отношениях), так и неработающих родителей. Ранее отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, получаемый в период работы, учитывался наравне с работой, причем без ограничения каким-либо суммарным сроком. А приведенная выше норма позволяла включить в трудовой стаж дополнительно еще до 9 лет, в течение которых неработающая женщина была занята уходом за своими детьми. В настоящее время, судя по комментируемой норме, отпуск по уходу за ребенком должен вычленяться из периода работы и засчитываться в страховой стаж отдельно лишь в установленных пределах.
Указание на возможность зачета в стаж периода ухода, осуществляемого только одним из родителей, означает, что двум родителям одновременно один и тот же период учтен быть не может, даже если они оба ухаживали за детьми. Родители распределяют между собой время ухода по своему усмотрению и могут чередоваться. Соответственно учитывается тот или иной период в составе страхового стажа каждого из них.
Уход в одно и то же время за несколькими детьми учитывается в календарном порядке, т.е. в одинарном размере.
Примеры: 1) мать не состоит в трудовых отношениях, занята уходом за двумя близнецами, родившимися 1 мая 2000 г. В ее страховой стаж может быть засчитан период с 1 мая 2000 г. до 1 ноября 2001 г., когда обоим детям исполнилось полтора года;
2) мать была занята уходом за детьми, родившимися 1 сентября 1999 г. и 1 января 2001 г. В ее страховой стаж может быть засчитано 2 года 10 месяцев - с 1 сентября 1999 г. по 1 июля 2002 г., т.е. с даты рождения первого ребенка до даты достижения вторым полутора лет;
3) при рождении в приведенном выше примере третьего ребенка 1 августа 2002 г. из периода ухода за ним матери может быть засчитано в страховой стаж не более 2 месяцев, поскольку уже учтено 2 года 10 месяцев ухода за предыдущими детьми, а в общей сложности допускается зачет не более 3 лет ухода.
Формулировка рассматриваемой правовой нормы дает основание для неоднозначного толкования установленного ею ограничения. Неясно, относится ли 3-летний срок к общему числу детей в семье или к каждому из родителей, осуществляющих уход за ними. В правоприменительной практике считается возможным засчитывать до 3 лет ухода в страховой стаж матери детей, в страховой стаж отцу при условии, что периоды такого ухода не совпадают по времени (см.: Пенсия. 2002. N 1. С. 33).
Согласно ст. 256 Трудового кодекса отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, предоставляемый женщине, может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. В связи с этим на практике возникает вопрос о возможности включения в страховой стаж любого из указанных лиц периода ухода за ребенком. Однако поскольку в подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона названы только его родители, на равных основаниях с ними период ухода может быть включен в страховой стаж лишь его усыновителям, которые согласно семейному законодательству приравнены в правах и обязанностях к родителям. Возможность зачета этого периода в страховой стаж других лиц, осуществляющих уход за детьми, пенсионным законодательством не предусмотрена.
Для зачета рассматриваемого периода в страховой стаж достаточно подтвердить факты рождения ребенка и достижения им возраста полутора лет. Кроме того, отец или мать, претендующие на зачет периода ухода за ребенком в страховой стаж, должны сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из них следует засчитывать в страховой стаж этот период (см. п. 22 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа).
В том случае, если ребенок является инвалидом, период ухода за ним засчитывается в страховой стаж без ограничения каким-либо сроком в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 11.
7. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 11 в страховой стаж засчитываются периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Эта норма воспроизводит правило Закона о пенсиях 1990 г., согласно которому те же периоды включались в общий трудовой стаж. Данные периоды подтверждаются справкой органа государственной службы занятости, форма которой приложена к Порядку подсчета и подтверждения страхового стажа. В справке должны быть указаны основания получения пособия, участия в указанных работах и переезда.
8. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 11 к иным периодам работы, засчитываемым в страховой стаж, относятся время содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, а также период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Аналогичная норма содержалась и в прежнем законодательстве, однако эти периоды засчитывались в трудовой стаж в тройном размере.
Понятием "содержание под стражей" охватываются и периоды такого содержания во время предварительного следствия. Места лишения свободы - это тюрьмы, лагеря, тюремные больницы, иные подобные учреждения. Ссылка - мера как уголовного, так и административного наказания.
С учетом ст. 10 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" в редакции Закона РФ от 1 июля 1993 г. N 5303-1 (Ведомости РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572; Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1230), согласно которой в общий трудовой стаж граждан, относящихся к народам, подвергшимся репрессиям, засчитывается период пребывания в специальных поселениях (местах ссылки), при исчислении их страхового стажа период пребывания под надзором в местах спецпоселений приравнивается к периоду отбывания наказания в местах ссылки (см.: Пенсия. 2002. N 3. С. 20).
Реабилитацией считается прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления. Каждое из этих оснований имеет одинаковое значение для реабилитации.
Основным документом в данном случае является выдаваемая судами справка о реабилитации. В справках о нахождении в местах лишения свободы, выдаваемых реабилитированным гражданам, обязательно сообщается о реабилитации. В ранее выдававшихся справках (в 50-е годы) такая фраза часто отсутствовала. Но если в них есть данные о прекращении дела за отсутствием события или состава преступления либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления, такой документ также может быть принят в подтверждение реабилитации.
Реабилитация может быть подтверждена и копиями или выписками из судебных решений, которыми были прекращены уголовные дела в отношении данных лиц. Такие документы, выданные судами, должны приниматься наряду со справками о реабилитации. Справка о реабилитации выдается в одном экземпляре. Нотариально заверенная копия этой справки имеет такое же значение, как и подлинник.
Сведения о времени нахождения в местах лишения свободы по общему правилу подтверждаются справкой из управления внутренних дел того субъекта Российской Федерации, где реабилитированный гражданин был освобожден из мест лишения свободы. Именно в архивах органов внутренних дел хранятся архивные материалы исправительно-трудовых учреждений.
Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" были реабилитированы все репрессированные народы РСФСР, а репрессивные акты против них признаны незаконными и преступными.
Репрессированными признаны народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной и иной принадлежности проводилась - на государственном уровне - политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. Закон предусматривает как политическую, так и социальную реабилитацию.
Граждане из числа репрессированных народов РСФСР считаются реабилитированными на основании указанного Закона. Дополнительных документов о реабилитации не требуется. Время их нахождения на спецпоселении (в ссылке) подтверждается справкой из управления (министерства) внутренних дел того субъекта Российской Федерации, откуда гражданин был освобожден из мест спецпоселения (ссылки), либо показаниями двух или более свидетелей, знающих заявителя по совместному проживанию в местах спецпоселения (ссылки).
18 октября 1991 г. был принят Закон РСФСР N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", который действует в редакции Федерального закона от 9 февраля 2003 г. N 26-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1428; СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 509). Под политическими репрессиями Закон понимает меры принуждения в отношении лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам. Политические репрессии осуществлялись по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами. Меры принуждения применялись в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также в виде иного ограничения или лишения прав и свобод.
Закон распространяется и на граждан других республик бывшего СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории России начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 г. Наряду с лицами, к которым были непосредственно применены меры принуждения, пострадавшими от политических репрессий признаются также дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также подвергшиеся другим ограничениям в правах и свободах в связи с репрессированием их родителей.
Реабилитированным лицам, имеющим право на льготы, выдается свидетельство единого образца, который утверждается Правительством РФ.
9. Как предусмотрено подп. 6 п. 1 ст. 11, в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет. В отличие от остальных норм комментируемого Закона здесь речь идет о I группе инвалидности, а не о III степени утраты трудоспособности. Поскольку начиная с 1 января 2004 г. в целях пенсионного обеспечения должна устанавливаться инвалидность с указанием не группы, а степени утраты трудоспособности (см. п. 4 ст. 31 Закона), представляется, что в страховой стаж должен соответственно засчитываться и период ухода за инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.
По нормам прежнего законодательства период ухода за перечисленными выше лицами засчитывался в трудовой стаж безотносительно к трудоспособности занятого таким уходом. В настоящее время это правило касается лишь трудоспособных. Но законодатель не раскрывает понятие трудоспособности применительно к данной категории граждан. Правоприменительные органы, вероятно, будут учитывать нормы ст. 9 комментируемого Закона, установившей, кто считается нетрудоспособным членом семьи, имеющим право на пенсию по случаю потери кормильца. Такая аналогия представляется неправомерной.
При определении нижней границы трудоспособного возраста применительно к данному случаю следует учитывать, в частности, нормы трудового законодательства. Как установлено ст. 63 Трудового кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случае же получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Приведенные нормы свидетельствуют, что трудовая право-, дееспособность возникает (без всяких условий) с достижением 16-летнего возраста, а при определенных условиях - 15 и 14 лет. Поскольку необходимость ухода за нуждающимися в нем членами семьи зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся в этой семье, период такого ухода лицом, достигшим 14-летнего возраста, должен, на наш взгляд, засчитываться в страховой стаж.
При определении верхней границы трудоспособного возраста можно руководствоваться Законом о государственном пенсионном обеспечении, установившим социальные пенсии нетрудоспособным гражданам. По общему правилу таковыми признаются граждане, достигшие 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно) (см. п. 1 ст. 18).
Трудоспособность инвалидов, на наш взгляд, должна определяться с учетом норм законодательства о занятости инвалидов. Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" неработающий инвалид может быть признан безработным, если он имеет трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, выданное в установленном порядке, зарегистрирован в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней. При наличии указанных данных в службе занятости могут быть зарегистрированы инвалиды любой группы инвалидности. В контексте ст. 3 Закона о занятости населения инвалиды, признаваемые безработными, относятся к категории трудоспособных граждан. В связи со сказанным, по крайней мере, таким инвалидам, осуществляющим уход за перечисленными в подп. 6 п. 1 ст. 11 гражданами, этот период может быть засчитан в страховой стаж как трудоспособным.
Для зачета в страховой стаж периода ухода необходимо обратиться с заявлением об этом в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Форма заявления содержится в приложении N 3 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа. В заявлении, в частности, указываются дата рождения заявителя, сведения о том лице, за кем он ухаживал (его фамилия, имя, отчество, адрес, по которому он проживает (проживал), его возраст или наличие требуемой инвалидности). В заявлении должна содержатся просьба установить указанный период в целях включения его в страховой стаж в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона. К нему прилагаются документы, удостоверяющие факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов) и возраст (для престарелых и детей-инвалидов) того лица, за которым осуществлялся уход. Инвалидность подтверждается выпиской из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы, а возраст - свидетельством о рождении, паспортом или другим документом.
При раздельном проживании указанных лиц требуется, чтобы инвалид или престарелый (либо его законный представитель) письменно подтвердил факт и период ухода за ним. Если невозможно получить такое подтверждение от указанных лиц в связи со смертью или по состоянию здоровья, оно может быть представлено членами их семей. Фактические обстоятельства ухода могут быть подтверждены также актом обследования пенсионного органа. На основании представленных доказательств этот орган выносит решение о зачете периода ухода в страховой стаж (см. п. 27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа).
10. Согласно пункту 2 ст. 11 Закона периоды, предусмотренные п. 1 этой статьи, засчитываются в страховой стаж при определенном условии - если им предшествовала и (или) за ними следовала работа или иная деятельность (независимо от продолжительности), предусмотренная ст. 10 Закона, т.е. деятельность, в период которой, по общему правилу, уплачивались страховые взносы в ПФР.
Поскольку минимально необходимой продолжительности периода деятельности с уплатой страховых взносов Закон не устанавливает, она может быть сколь угодно малой. В свою очередь, периоды, засчитываемые в страховой стаж, могут значительно превышать по продолжительности такую деятельность. Практически из 5 лет страхового стажа, требуемого для приобретения права на пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Закона, 4 года 11 месяцев 29 дней может приходиться на периоды, которые засчитываются в этот стаж в соответствии с комментируемой статьей Закона.
11. Законодатель не установил требования о том, чтобы периоды, перечисленные в п. 1 ст. 11, непосредственно предшествовали "чистому страховому стажу" или непосредственно следовали за ним. Это дает основание учитывать периоды, засчитываемые в страховой стаж, и в случаях, когда (при соблюдении названного условия) между ними был перерыв, либо когда они следуют друг за другом.
Примеры: 1) женщина до 2000 г. была домохозяйкой, в том числе занималась уходом за детьми 1970 и 1973 гг. рождения. С 2000 г. работает по трудовому договору. В ее страховой стаж может быть засчитан 3-летний период ухода за двумя детьми, несмотря на то, что перерыв между периодом ухода и работой составил более 25 лет;
2) женщина, проработав в организации по трудовому договору 1 год, получала пособие по безработице, затем ухаживала за ребенком до достижения им 1,5 лет, а потом осуществляла уход за ним как за ребенком-инвалидом. Поскольку периодам получения пособия и ухода за ребенком предшествовала работа, за время которой уплачивались страховые взносы, все эти периоды могут быть засчитаны в страховой стаж.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. 1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
Вернутся в раздел Комментарии к законам