Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.
(в ред. Федерального закона от 17.05.1997 N 78-ФЗ)
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.
Комментарий к статье 19
Данная статья конкретизирует признаки учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные в ст. 6 комментируемого Закона, и перечисляет предъявляемые к ним специальные требования.
1. Одним из требований является возрастное ограничение. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Согласно ст. 21 ГК РФ граждане РФ начиная с возраста 18 лет считаются полностью дееспособными, т.е. способными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их в полном объеме.
Для членов и участников молодежных и детских общественных объединений комментируемая статья устанавливает специальные минимальные возрастные ограничения: членство и участие в молодежных объединениях предусмотрено с 14 лет, а в детских - с 8 лет.
ГК РФ ввел новое понятие, не использовавшееся ранее в российском законодательстве, - эмансипация, означающее возможность объявления несовершеннолетнего гражданина дееспособным при наличии определенных условий. В статье 27 ГК РФ устанавливается, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
С учетом этого Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 16 лет. В отдельных случаях при получении основного общего образования либо оставлении в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 15-летнего возраста. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Учитывая возможность раннего вступления молодежи в трудовую жизнь, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <*> устанавливает, что каждый, достигший 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов (п. 2 ст. 2).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
В отдельных случаях для членов общественных объединений нормативно устанавливаются верхние возрастные пределы. Так, если общественная организация претендует на название молодежной, в ее уставе следует указать на то, что возраст ее членов не должен превышать 30 лет. Согласно Методическим рекомендациям по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях, утвержденных письмом Минюста России от 1 марта 1996 г. N 08-09-38-96, в уставе молодежного общественного объединения обязательно должны быть учтены нормы, содержащиеся в ст. ст. 4 - 6, 8 - 11 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" <*>. Статья 4 этого Закона определяет, что государственная поддержка оказывается молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет и детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503; 2002. N 12. Ст. 1093.
2. Комментируемая статья устанавливает ряд специальных требований к составу учредителей, членов и участников общественных объединений.
Наравне с гражданами Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Так, в частности, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" содержит норму, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партий (п. 2 ст. 23) <*>. Данное установление соответствует положениям Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), допускающей возможность ограничения в отдельных случаях прав иностранных граждан и лиц без гражданства, если подобные ограничения вводятся федеральными законами. Не противоречит подобный запрет и нормам международного права. Например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит положение, в соответствии с которым договаривающиеся стороны вправе вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев (ст. 16) <**>. Вместе с тем отметим, что граждане РФ, законным образом приобретшие гражданство иного государства, не могут на этом основании быть ограничены в правах, вытекающих из гражданства Российской Федерации (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" <***>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
<**> Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 543.
<***> Ведомости РФ. 1992. N 6. Ст. 243; N 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 496.
Не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций (ст. 12.1 комментируемого Закона).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации заявленных общих целей. Поэтому органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений.
Наряду с физическими лицами - гражданами России и иных стран учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть юридические лица - общественные объединения. Однако как учредители юридические лица выступают только наряду с физическими лицами, гражданами, которым принадлежит решающая роль в создании добровольных общественных формирований.
3. Статья 19 конкретизирует требования к членству общественных объединений. Как известно, большинство видов общественных объединений не требуют обязательного членства. К ним относятся общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности. Относительно основанных на членстве общественных объединений, созданных в форме общественной организации (политической, профсоюзной, религиозной и т.д.), комментируемая статья содержит норму, согласно которой учредители данных объединений при их создании автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.
4. Конкретные условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Практика показывает, что в разделы уставов общественных организаций, касающиеся членства в них, включаются, как правило, такие вопросы: процедура приема новых членов (порядок подачи заявления о вступлении в члены и рассмотрение поступивших заявлений), права и обязанности членов организации, процедура уплаты членских взносов, условия исключения членов организации. Данные вопросы иногда включаются в Положения о членстве, которые разрабатываются отдельными общественными организациями. Положения о членстве порой устанавливают испытательный срок и кандидатский стаж для лиц, желающих вступить в общественную организацию. Установление испытательного срока или кандидатского стажа не регламентируется законодательством и является внутренним делом общественной организации.
В процедурных вопросах, касающихся членства в общественной организации, большое значение имеет тщательно разработанный порядок выхода и исключения из членов организации. Здесь следует иметь в виду, что прекращение членства в общественной организации может происходить как в добровольном порядке, так и по решению органов управления организации. Добровольный выход из организации осуществляется на основе личного заявления ее члена. Исключение из членов организации производится по решению общего собрания или иного уполномоченного органа управления организацией. В качестве причин исключения обычно выступают: неуплата членских взносов в установленные сроки, нарушение устава организации, дискредитация деятельности общественной организации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Е. Абросимова. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций. М., 2000. С. 42, 43.
5. Нормы ст. 19 содержат запрет на требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях. Это означает, что гражданин не обязан предоставлять сведения об участии в деятельности общественных объединений при приеме на работу, при регистрации по месту жительства, при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров, при заключении брака и в ходе оформления других правоотношений.
Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По смыслу этой нормы члены общественных объединений не могут быть ограничены в правах и не имеют преимуществ по отношению к иным гражданам в сферах публично-правовых и частных правоотношений.
Отдельные исключения из этого общего правила могут устанавливаться только федеральными законами. Так, принадлежность гражданина к общественным объединениям, осуществляющим противоправную деятельность, может повлечь за собой юридическую ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Соответственно, могут быть ограничены права и свободы гражданина. Уголовный кодекс РФ, в частности, предусматривает ответственность граждан за создание общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий, а равно руководство таким объединением (ст. 239).
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" устанавливает меры государственной поддержки и предоставляет некоторые льготы молодежным и детским организациям. В числе таких мер налоговые льготы, предоставление в пользование государственного имущества, финансирование проектов (программ) молодежных объединений из средств федерального бюджета и другие <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Вернутся в раздел Комментарии к законам