Комментарии к законам

Статья 12. Орган общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.



Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Комментарий к статье 12
1. Органы общественной самодеятельности создаются по месту жительства, работы или учебы в целях удовлетворения потребностей граждан.
Орган общественной самодеятельности обязан принять устав и программу. В уставе должны быть изложены уставные цели.
2. Орган общественной самодеятельности может защищать интересы работников в организации. Согласно ст. 29 Трудового кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Работники организации имеют право создать в организации орган общественной самодеятельности, который и будет представлять их в переговорах с работодателем. Это будет не имеющее членства общественное объединение. Оно обязано принять устав и программу деятельности. В уставе необходимо подробно определить уставные задачи: например, защита профессиональных интересов или интересов наемных работников и т.д.
3. Закон Московской области от 25 декабря 1998 г. N 63/98-ОЗ "Об основах территориального общественного самоуправления в Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 9 декабря 1998 г. N 4/37) устанавливает общие принципы организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Московской области.
В нем используются следующие основные понятия.
Территориальное общественное самоуправление - это деятельность, основанная на добровольной самоорганизации членов местного сообщества по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).
Муниципальное образование - населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Территориальное образование - часть населенной территории муниципального образования, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Местное сообщество - общность граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования.
Территориальное сообщество - общность граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории территориального образования, объединившихся для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Орган территориального общественного самоуправления - избранный членами территориального сообщества орган, выполняющий представительные и организационно-распорядительные функции по осуществлению инициатив членов территориального сообщества в вопросах местного значения в границах территориального образования.
Уполномоченное выборное лицо территориального общественного самоуправления - избранное членами территориального сообщества или органом территориального общественного самоуправления из своего состава лицо, выполняющее представительские и организационно-распорядительные функции по осуществлению инициатив членов территориального сообщества в вопросах местного значения в границах территориального образования.
4. В соответствии со ст. 2 Закона N 63/98-ОЗ территориальное общественное самоуправление является формой участия членов местного сообщества в осуществлении местного самоуправления.
Члены местного сообщества, достигшие 18-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления по месту жительства, участвовать в работе собраний (сходов), конференций, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления.
Защита прав и интересов членов местного сообщества в осуществлении территориального общественного самоуправления обеспечивается федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований не могут препятствовать осуществлению территориального общественного самоуправления членами местного сообщества, если эта деятельность не противоречит федеральному законодательству, законодательству Московской области и Закону N 63/98-ОЗ.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется членами местного сообщества:
в отдельных поселениях, не являющихся муниципальными образованиями (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);
на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях);
на части территории отдельного поселения, являющегося муниципальным образованием (микрорайоне, квартале, улице, дворе, доме и на иной территории).
Территориальное общественное самоуправление осуществляется членами территориального сообщества непосредственно на собраниях (сходах) или конференциях, а также через выборные органы территориального общественного самоуправления, подотчетные собраниям (сходам) или конференциям.
При небольшом числе членов территориального сообщества вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления, единолично исполняющие функции органа территориального общественного самоуправления.
Территориальные границы деятельности территориального сообщества устанавливаются членами территориального сообщества с учетом исторических, культурных и иных традиций по согласованию с органами местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы территориального общественного самоуправления различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления.
Решения собраний (сходов), конференций или органов территориального общественного самоуправления носят рекомендательный характер для членов территориального сообщества и органов местного самоуправления.
Решения собраний (сходов) или конференций членов территориального сообщества являются обязательными для избранных ими органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
законности;
свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления членам территориального сообщества;
добровольного участия членов территориального сообщества в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации;
сочетания интересов членов территориального сообщества и интересов членов местного сообщества муниципального образования, не участвующих в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
гласности и учета общественного мнения.
5. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция РФ, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", иные федеральные законы, Устав Московской области, Закон Московской области "О местном самоуправлении в Московской области", Закон N 63/98-ОЗ и другие законы Московской области, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты муниципальных образований.
Представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования - Положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании, в котором устанавливаются:
а) порядок созыва и проведения собраний (сходов) или конференций членов территориального сообщества, в том числе учредительных;
б) порядок согласования или установления территориальных границ деятельности территориальных сообществ и их органов;
в) предельные сроки полномочий органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
г) порядок регистрации территориальных сообществ и органов территориального общественного самоуправления в органах местного самоуправления;
д) порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления;
е) порядок создания и деятельности ассоциаций (объединений) органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
ж) иные вопросы, предусмотренные законодательством.
Учреждение территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции членов местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
Организацию учредительного собрания (схода) или конференции осуществляет инициативная группа членов местного сообщества численностью не менее трех человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории.
Инициативная группа принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) либо конференции в зависимости от числа членов местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающих на данной территории, ее размеров, местных условий и других обстоятельств, а также осуществляет подготовку проектов необходимых документов.
Инициативная группа письменно информирует главу муниципального образования (или в случае отсутствия в муниципальном образовании такой должности - председателя представительного органа местного самоуправления) о своем создании и предлагает согласовать территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.
Глава муниципального образования в месячный срок с момента получения им письменного уведомления от инициативной группы также письменно дает ответ инициативной группе о своем согласии с предполагаемыми территориальными границами деятельности территориального сообщества либо предлагает иной обоснованный вариант территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, с указанием ее границ.
В случае несогласия с решением главы муниципального образования инициативная группа вправе обратиться в представительный орган местного самоуправления, который обязан в двухмесячный срок со дня поступления заявления от инициативной группы установить территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.
После завершения процесса согласования или установления территориальных границ деятельности инициативная группа письменно за две недели до учредительного собрания (схода) или конференции извещает членов местного сообщества, проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, и главу муниципального образования о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (схода) или конференции.
Глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления вправе направить для участия в учредительном собрании (сходе) или конференции своих представителей с правом совещательного голоса.
Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления; дает наименование территориальному образованию, где предполагается осуществление территориального общественного самоуправления; определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие члены территориального сообщества; утверждает территориальные границы деятельности территориального сообщества, согласованные с главой муниципального образования или установленные представительным органом местного самоуправления; избирает органы территориального общественного самоуправления.
Решения учредительного собрания (схода) или конференции оформляются протоколом, второй экземпляр которого направляется главе муниципального образования.
В случае, если учредительное собрание (сход) или конференция в соответствии с уставом муниципального образования принимает решение о государственной регистрации территориального сообщества, то собрание (сход) или конференция принимает устав территориального образования, отвечающий требованиям комментируемого Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам