Комментарии к законам

Статья 10. Общественный фонд. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.



Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Комментарий к статье 10
1. Фондом в соответствии со ст. 118 ГК РФ признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.
2. Устав фонда помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
О сведениях, дополнительно включаемых в устав негосударственного пенсионного фонда, сказано в Федеральном законе от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ.
О сведениях, дополнительно включаемых в устав фонда взаимного кредитования и фонда проката, создаваемых садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, сказано в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ.
Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
3. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
4. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г.) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
5. В целях обеспечения прав вкладчиков и акционеров, которым причинен ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, Президент РФ своим Указом от 11 сентября 1997 г. N 1009 "О региональных и местных фондах по защите прав" одобрил инициативу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по защите прав вкладчиков и акционеров, направленную на создание региональных (в субъектах РФ) и местных (в муниципальных образованиях) фондов по защите прав вкладчиков и акционеров.
Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано при создании фондов руководствоваться следующими положениями:
региональные и местные фонды являются некоммерческими организациями, учредителями которых могут выступать соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также общественные объединения по защите прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров;
обеспечение надзора за деятельностью исполнительных органов фондов осуществляют попечительские советы, сформированные из представителей учредителей этих фондов. Решения попечительских советов принимаются квалифицированным большинством голосов их членов и являются обязательными для исполнительных органов фондов;
средства фондов формируются за счет взносов учредителей, добровольных взносов и отчислений организаций и граждан, доходов, полученных от использования средств фондов, а также за счет осуществления фондами предпринимательской и иной деятельности;
средства фондов используются в целях осуществления компенсационных выплат вкладчикам и акционерам. Они могут быть инвестированы в ценные бумаги и иные высоколиквидные активы с условием направления полученных доходов на компенсационные выплаты;
в целях обеспечения эффективной защиты прав вкладчиков и акционеров фонды ежеквартально публикуют информацию о выявленных на региональных и местных финансовых и фондовых рынках нарушениях, о лицах, их совершивших, а также о сроках и порядке осуществления компенсационных выплат.
Фонды при создании и осуществлении своей деятельности руководствуются соответствующими положениями Указа Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров".
6. Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 536 "О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом "Россияне" одобрены предложения Правительства РФ и Администрации Президента РФ о создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом "Россияне" (далее именуется - Фонд).
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
содействие проведению государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
разработка программ и проведение мероприятий, обеспечивающих поддержку соотечественников за рубежом, а также содействие выполнению международных программ в этой области;
содействие формированию образовательных, культурно-просветительных и информационных структур соотечественников за рубежом;
оказание гуманитарной помощи социально незащищенным слоям соотечественников за рубежом;
содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для поддержки соотечественников за рубежом, а также развитию сотрудничества общественных и иных структур Российской Федерации и государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.
Фонд является некоммерческой государственно-общественной организацией, источниками финансовых средств которой являются:
средства участников Фонда;
добровольные взносы, пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
7. В целях придания нового импульса развитию благотворительности в г. Москве и внедрения принципиально новой для России модели благотворительной организации распоряжением Мэра Москвы от 1 декабря 1999 г. N 1367-РМ "О создании в городе Москве благотворительного фонда "Московский благотворительный резерв" одобрена инициатива Управления Мэра и группы представителей Ассоциации российских банков, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского представительства британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF) о создании благотворительного фонда "Московский благотворительный резерв".
Установлен следующий механизм деятельности Фонда: нерасходуемый капитал, сформированный учредителями Фонда, инвестируется, а полученная прибыль на конкурсной основе в виде грантов направляется на финансирование общественно полезных социальных, образовательных и культурных программ города.
8. 31 августа 1995 г. Управлением юстиции г. Москвы зарегистрировано добровольное общественное объединение Региональный общественный благотворительный фонд поддержки отряда милиции особого назначения при ГУВД г. Москвы.
Основная деятельность фонда направлена на оказание отряду милиции особого назначения финансовой помощи по укреплению материально-технической базы ОМОНа, поднятие уровня профессионализма на службе, реализацию программы улучшения социально-бытовых условий сотрудников отряда, более качественного их медицинского обслуживания. Особое внимание фонд уделяет семьям сотрудников ОМОНа и других подразделений ГУВД, погибших или получивших увечья при исполнении служебного долга, в оказании им материальной, социальной, юридической и психологической помощи.
Благотворительный фонд создан по инициативе представителей трудовых коллективов г. Москвы, работников культуры, строительных организаций и коммерческих структур, объединенных общим желанием оказать реальную помощь ОМОНу в борьбе с преступностью.
В целях оказания поддержки Региональному общественному благотворительному фонду распоряжением Мэра Москвы от 30 октября 1995 г. N 574-РМ "О создании Регионального общественного благотворительного фонда поддержки отряда милиции особого назначения при ГУВД г. Москвы" создание фонда одобрено и ему выделено помещение.
9. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2001 г. N КА-А41/3800-01 решение общего собрания учредителей общественного фонда признано судом недействительным, т.к. оно не соответствует требованиям Закона об общественных объединениях, положениям Устава фонда и нарушает законные права и интересы истцов - учредителей фонда.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев кассационную жалобу Фонда "Гарантия" на решение от 1 февраля 2001 г. и Постановление от 18 апреля 2001 г. по делу N А40-46774/99-17-815 Арбитражного суда г. Москвы, установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 1 февраля 2001 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 18 апреля 2001 г., удовлетворен иск Межотраслевого государственного объединения "Квантемпагро", Общероссийской общественной организации "Федерация общественных объединений товаропроизводителей России", ООО "Компания "Гарант-Инвест", ЗАО ЧОП Агентство безопасности и охраны "Гарантия", ОАО "Главный информационно-вычислительный центр Москвы" к Фонду социальных гарантий военнослужащих (Фонд "Гарантия") о признании не имеющим юридической силы решения собрания учредителей Фонда "Гарантия" от 25 февраля 1999 г.
В качестве третьих лиц по делу привлечены: МО России, МВД России, Минфин России, ФСБ России, Мингосимущество России, ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", Комплекс перспективного развития Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям", Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Управление делами Президента РФ, Внешторгбанк, Центр по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем, Общероссийская общественная организация "Общественный комитет "Голос регионов за достойную жизнь человека".
Признавая недействительным решение общего собрания учредителей Фонда "Гарантия", оформленного протоколом от 25 февраля 1999 г., об одобрении новой концепции деятельности Фонда, новой редакции Устава Фонда и избрании президентом Фонда Блохина Р.В., арбитражный суд указал, что данный ненормативный акт органа не соответствует ст. ст. 6, 10 Федерального закона "Об общественных объединениях", положениям п. п. 19, 20, 21 Устава Фонда "Гарантия" и нарушает законные права и интересы истцов - учредителей Фонда "Гарантия".
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе, подписанных Блохиным Р.В. как президентом Фонда "Гарантия", ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, т.к. арбитражный суд надлежащим образом не исследовал обстоятельств принятия новых членов (учредителей) Фонда "Гарантия", неправильно применил п. п. 8, 9 Устава Фонда и ст. ст. 4, 10 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В отзывах на кассационную жалобу (подписанных представителем по доверенности, выданной президентом Фонда "Гарантия" Скоковым Ю.В.) истцы и Фонд "Гарантия", указывая на несостоятельность доводов жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель ответчика (по доверенности, подписанной Блохиным Р.В.) поддержал доводы кассационной жалобы, но просил арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение от 1 февраля 2001 г. и Постановление от 18 апреля 2001 г., вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Представители истцов, третьих лиц: МВД России, ФСБ России, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям", Центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем, а также ответчика (по доверенностям, подписанным президентом Фонда "Гарантия" Скоковым Ю.В.) просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании представленные сторонами и третьими лицами доказательства, дав им надлежащую оценку, выполнив указания арбитражного суда кассационной инстанции, данные при отмене ранее принятых по делу судебных актов, арбитражные суды первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанций разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения или постановления.
При этом арбитражным судом было установлено, что Фонд "Гарантия" был образован 14 октября 1991 г. в соответствии с Указом Президента РСФСР от 10 ноября 1991 г. N 179, Постановлением Правительства РСФСР N 1 от 11 ноября 1991 г. В его образовании приняло участие 11 юридических лиц.
Решением учредителей Фонда от 15 января 1994 г. в состав учредителей Фонда были приняты еще три юридических лица: компания "Гарант-Инвест" (выписка из протокола N 4 от 15 декабря 1993 г.), Федерация общественных объединений товаропроизводителей России (письмо исх. N ВС-2-02 от 5 января 1994 г.), Центр по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем (письмо исх. N ЮС-38 от 25 декабря 1993 г.).
Решение учредителей Фонда "Гарантия" от 15 января 1994 г. никем не оспорено и в установленном порядке недействительным не признано.
Решением собрания учредителей Фонда от 30 октября 1996 г. в состав учредителей Фонда были приняты еще три юридических лица: Агентство безопасности и охраны "Гарантия" (письмо от 2 августа 1996 г.), Главный информационно-вычислительный центр г. Москвы (письмо исх. N ГИВЦ-250/100 от 1 сентября 1996 г.), Общественный комитет в поддержку и защиту общенародного референдума по уровню жизни (выписка из протокола заседания Координационного совета от 20 октября 1996 г.).
Решение собрания учредителей Фонда "Гарантия" от 30 октября 1996 г. на момент рассмотрения спора в установленном законом порядке недействительным не признано.
Таким образом, в Фонд "Гарантия" к февралю 1999 г. было принято 6 учредителей.
Из протокола собрания учредителей Фонда от 25 февраля 1999 г. следует, что в Фонде на момент проведения собрания значилось 11 учредителей, и из них на собрании присутствовало 9 учредителей.
Принимая во внимание то, что в Фонде на момент проведения данного собрания было 17 учредителей, для правомочности в нем должно принять участие не менее 11 его учредителей, т.е. 2/3 от общего количества (п. 21 Устава Фонда).
Ответчиком не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения процедуры созыва спорного собрания (п. п. 19, 20 Устава Фонда).
Отсутствие истцов на собрании 25 февраля 1999 г. нарушило их гарантированные Уставом Фонда и Законом об общественных объединениях права и интересы, в том числе право участвовать в собраниях Фонда, вносить свои предложения на рассмотрение собрания, участвовать в их обсуждении, избирать и быть избранным в руководящие органы Фонда.
Поэтому доводы кассационной жалобы и дополнения к этой жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке Устава Фонда "Гарантия" и Федерального закона "Об общественных объединениях", а также несостоятельным утверждениям о неисследованности арбитражным судом всех обстоятельств дела, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов как не опровергающие правомерность и обоснованность выводов арбитражного суда.
Руководствуясь ст. ст. 171, 174, 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 1 февраля 2001 г. и Постановление от 18 апреля 2001 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-46774/99-17-815 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.




Вернутся в раздел Комментарии к законам